ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В СССР В 1940-1950 ГОДЫ
К началу 1940-х гг. назрела необходимость дальнейшего совершенствования делопроизводственного обеспечения. Первым мероприятием по этому направлению можно отметить Первое межотраслевое совещание по оргтехнике, созванное в 1941 г. Всесоюзным научным инженерно-техническим обществом машиностроителей (ВНИТОМАШ) для обсуждения вопросов механизации управленческого труда, были затронуты и вопросы постановки делопроизводства.
В выступлениях представителей различных ведомств, учреждений и предприятий, отмечались недостатки в организации-делопроизводства, связанные с отсутствием организационно-методического центра по руководству постановкой делопроизводства в стране, отсутствием общегосударственных норм в области-документирования, низкой механизацией управленческого труда, неудовлетворительным положением с подготовкой кадров канцелярских работников. Совещание наметило широкую программу мероприятий по улучшению постановки делопроизводства. Основными из них были следующие:
- создание организационно-методического центра для руководства постановкой делопроизводства в учреждениях, организациях и предприятиях;
- разработка положения (статута) о делопроизводстве для всех учреждений, организаций и предприятий Союза СССР в качестве общеобязательных норм;
- разработка положения о кадрах канцелярских работников, определяющего их права, обязанности, должностные характеристики;
- широкая механизация труда работников, развертывание производства документационной техники;
- проведение унификации и трафаретизации служебной документации;
- установление единой системы подготовки и переподготовки канцелярских кадров всех звеньев путем создания для этого единого руководящего учебного центра;
- внедрение в программу средних школ по русскому языку изучения правил составления служебных документов;
- подготовка и переподготовка преподавательских кадров по вопросам служебной документации;
- создание всесоюзного научно-исследовательского института для научной разработки вопросов постановки делопроизводства в советских учреждениях, организациях и предприятиях [3]
.
В программе, таким образом, был намечен ряд мер, способствующих выработке общегосударственных норм в области делопроизводства, организации его на научных основах. Это должно было способствовать ликвидации разнобоя в постановке делопроизводства, присущего отдельным учреждениям, унификации его в масштабе всей страны. Тем самым была продолжена на новой, качественно более высокой ступени та работа, которая была начата в предшествующий период НК РКИ и Институтом
Совещание наметило глубокую научнообоснованную программу по улучшению сложившейся ситуации, но она в связи с началом войны не была реализована. Значительную работу в этом направлении, даже в военное время, проводило Главное архивное управление, которое к этому времени фактически выполняло задачу методического контроля за постановкой делопроизводства в учреждениях. Архивные управления союзных республик и ГАФ СССР находились в те годы в непосредственном ведении Главного архивного управления НКВД СССР. Архивная отрасль потеряла свою самостоятельность, соответственно, и делопроизводство в методическом и нормативном аспекте также регламентировалась актами ГАУ НКВД.
Накануне Великой Отечественной войны продолжалась, начатая ранее работа по составлению инструкций по делопроизводству для отдельных ведомств. Можно сослаться, например, на Инструкцию по общему делопроизводству в аппарате Народного комиссариата нефтяной промышленности СССР (1941 г.), Правила организации общего документооборота в Центральном аппарате Наркомата просвещения РСФСР (1941г.) и др.
Опыт, накопленный в разработке инструкций, дал возможность Главному архивному управлению в 1943 г. создать проект «Инструкции по постановке документальной части и охране документальных материалов в текущем делопроизводстве учреждений, организаций и предприятий СССР» [6].
Проект был обсужден в различных центральных и местных учреждениях и одобрен Научным советом Главного архивного управления. В связи с тем, что созданные к тому времени инструкции по делопроизводству в отдельных ведомствах значительно отличались друг от друга в ряде вопросов, связанных с оформлением, классификацией и хранением документов, в проекте Инструкции была предпринята попытка унифицировать требования к постановке делопроизводства. Поэтому проект инструкции исходил из необходимости создания единых норм по постановке делопроизводства, обязательных для всех учреждений, организаций и предприятий СССР. Предусматривалось, что на основе этой инструкции должны быть выработаны ведомственные инструкции по делопроизводству с учетом специфики деятельности этих ведомств. В проекте были сформулированы единые нормы в отношении:
- требований, предъявляемых к отдельному документу;
- учета (регистрации) документов в делопроизводстве;
- исполнения и контроля исполнения документов;
- организации (классификации и систематизации) документов
- организации архива и сдачи документов в архив учреждения [2].
Отличительной особенностью проекта инструкции была попытка увязать постановку делопроизводства и архива, подчеркнуть их единство и закрепить это в нормативном акте. Такое единство должно было способствовать научной организации документов в делопроизводстве и архиве, лучшему использованию документов в научных и практических целях.
Хотя проект инструкции и не был утвержден, но он сыграл свою положительную роль. Об этом свидетельствует тот факт, что на основе разработанных в проекте норм был создан ряд ведомственных инструкций по делопроизводству, в том числе носящих типовой характер.
Так же Главархивом в 1943 г. был разработан «перечень типовых документальных материалов, образующихся в деятельности учреждений, организаций и предприятий СССР». Для каждой категории документов были установлены сроки хранения. Так же во время Великой отечественной войны, в 1943-1944 гг. проводилась большая работа по совершенствованию постановки делопроизводства в исполкоме Моссовета и исполкомах райсоветов. Особое внимание обращалось на улучшение работы по рассмотрению заявлений, в частности красноармейских, организацию личного приема граждан, проверку исполнения решений.
Так, 19 февраля 1944 г. на совещании в исполкоме Моссовета был специально рассмотрен вопрос об улучшении постановки делопроизводства в исполкомах райсоветов, о контроле над прохождением заявлений и жалоб от красноармейцев и содержании ответов на них, о контроле за исполнением решений. В условиях военного времени это имело большое политическое значение. Таким образом, вопрос контроля исполнения документов имел важное значение.
В послевоенные годы задача развития государственного делопроизводства в связи с восстановлением разрушенного хозяйства отошла на второй план, но тем не менее работа по развитию делопроизводству велась.
Большое внимание было уделено проблеме классификации документов. Эта проблема решалась в нескольких взаимосвязанных направлениях:
- путем создания классификаторов служебных документов;
- разработки перечней документальных материалов и номенклатур дел.
Наряду с созданием индивидуальных номенклатур дел в эти годы проводится значительная работа по созданию типовых (примерных) номенклатур дел. Такие номенклатуры были созданы накануне Великой Отечественной войны для районных, городских, областных и краевых финансовых отделов.
Большое значение для улучшения ведомственных перечней имело издание ГАУ РСФСР в 1943 г. «Перечня типовых документальных материалов, образующихся в деятельности учреждений, организаций и предприятий союза ССР». В этом перечне нашли своё отражение типовые документы, образующиеся в деятельности подавляющего большинства учреждений, организаций и предприятий СССР. Структура перечня построена применительно к общим вопросам деятельности большинства учреждений, по производственно-отраслевому признаку, отражая типовые области деятельности или производства.
В 1948 г. была издана Инструкция по делопроизводству в сельских советах депутатов трудящихся РСФСР, к которой приложен «Примерный перечень дел сельского Совета депутатов трудящихся РСФСР», а в 1950 г. - «Примерный перечень дел исполкомов районных и городских Советов депутатов трудящихся», имеющий несколько иной характер
Наряду с разработкой примерных номенклатур для учреждений всей страны, отдельной союзной республики, создавались примерные номенклатуры дел для однородных учреждений в пределах отрасли, ведомства, края, области. Так, в 1950г. был составлен «Примерный перечень дел исполкомов районных: и городских Советов Московской области».
Таким образом, в период со второй половины 40-х гг. по 1950 г., несмотря на деятельность Главархива так и не были созданы единые нормативно-правовая и нормативно-методическая базы для регламентации делопроизводственных процессов в государственном масштабе.
Поэтому назрела острая необходимость в упорядочивании делопроизводства, унификации процессов работы с документами.
4. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В СССР В 1960-1990 ГОДЫ
В 1960–1980-е гг. была разработана обширная законодательная база в области делопроизводства, созданы система стандартов по документации, общесоюзные классификаторы, УСД. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.09.1961 «О мерах по улучшению делопроизводства в учреждениях и организациях РСФСР» была утверждена Примерная инструкция о делопроизводстве для учреждений и организаций РСФСР.
В 1963 г. Главное архивное управление при Совете Министров СССР (Главархив СССР) выпустило Основные правила постановки документальной части делопроизводства и работы архивов учреждений, организаций, предприятий СССР, которые на протяжении многих лет были руководящим материалом (единственным), способствовали упорядочению деятельности служб документации и архивов. Вышло постановление Совета Министров СССР от 25.07.1963 «О мерах по улучшению архивного дела в СССР».
Тогда же была осознана необходимость создания единой системы делопроизводства, унификации делопроизводственных работ. Разработку ЕГСД поручили Главархиву СССР. В 1966 г. в рамках Главархива СССР был учрежден Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), которому была передана разработка ЕГСД.
Работа по разработке и внедрению ЕГСД была выполнена в несколько этапов:
– подготовка Материалов к Единой государственной системе делопроизводства (1965);
– разработка методической программы исследований (1967) совместно с ВНИИДАД;
– создание проекта Основных положений ЕГСД (1970); в подготовке проекта приняли участие: НИИ труда, ВНИИ оргтехники. Институт государства и права Академии наук СССР, ВНИИ стандартизации.
В 1973 г. Основные положения ЕГСД были одобрены Госкомитетом СССР по науке и технике и рекомендованы министерствам, ведомствам и организациям для использования [6].
Основными моментами развития делопроизводства в 1980-х гг. стали разработка и издание ГОСТ на управленческие документы, общесоюзных классификаторов (ОКУД, ОКПО, ОКОНХ и др.) информации, УСД и госстандартов на эти системы.
В конце 1980-х гг. на основе ЕГСД была создана ГСДОУ. Приказом Главархива СССР от 25.05.1988 была утверждена «Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ). Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения». Последняя до настоящего времени остается основным нормативным документом по организации делопроизводства в нашей стране. При неоднократных переизданиях ГСДОУ редактировалась, актуализировалась, из нее изымались и добавлялись отдельные положения.
Тогда же государственным стандартом вводится технология централизованного контроля за составом создаваемых документов путем их внесения в табель форм, утверждаемый руководителем организации (министерства, ведомства), но ее практическое применение пока не стало повсеместным.
В начале 1990-х гг. был издан ОКУД, в который включены наименования форм документов унифицированных систем и основные положения по ведению системы классификаторов и УСД.
На основе изложенного можно заключить, что традиционная российская технология процессов ДОУ имеет следующие особенности:
– четко выраженный вертикальный характер движения документов (руководитель – исполнитель – руководитель) внутри организации; отслеживание всего комплекса работ с документами в регистрационных журналах или машинописных картотеках, куда заносятся все сведения о документах, их перемещениях, резолюциях начальства, контроле сроков исполнения, отчетах и т.н.;