Файл: Анализ бизнес-моделирования инвестиционного проекта индивидуального предпринимателя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Целью моделирования является систематизация знаний о компании и ее бизнес-процессах в наглядной графической форме более удобной для аналитической обработки полученной информации.

Тема бизнес-моделирования сегодня довольно популярна в профессиональной среде, но очень неоднозначна. Понятие «модель» имеет отношение ко всем сферам жизни от модели вселенной до фотомодели, и поэтому оно очень размыто. К этой теме обращается много исследователей и практиков, в том числе в области организационного развития, с совершенно разных позиций. Основная цель – это попытка найти твердое основание для принятия стратегических решений в разных сферах бизнеса: финансы, рыночные позиции, логистические схемы, управление коллективом и т.п. В этой статье мы постараемся, не вдаваясь глубоко в теорию, разобраться, возможно ли создать модель, которая могла бы быть полезна в нелегком управленческом труде предпринимателя.

Целью данной курсовой работы является определение значимости разработки и анализа бизнес-моделирования инвестиционных проектов.

Задачей данной курсовой работы является рассмотрение всех стадий разработки и анализа бизнес-моделирования инвестиционных проектов.

Актуальность изучения данной темы определяется фактическим значением анализа бизнес-моделирования инвестиционных проектов в современных условиях финансового кризиса.

Объектом изучения и исследования являются бизнес-процессы происходящие на предприятии по разработке и анализу проектов.

Предметом исследования являются: сущность, объекты, функции бизнес-моделирования инвестиционного проектирования.

Глава 1. Теоретические аспекты разработки и построения бизнес-моделей

1.1. Сущность бизнес-моделирования в предпринимательстве

Бизнес-моделирование позволяет проанализировать не только, как работает предприятие в целом, как оно взаимодействует с внешними организациями, заказчиками и поставщиками, но и как организована деятельность на каждом отдельно взятом рабочем месте.


Существует несколько подходов к определению понятия «бизнес-моделирование»:

1. Бизнес-моделирование - это описание бизнес-процессов предприятия позволяющее руководителю знать, как работают рядовые сотрудники, а рядовым сотрудникам - как работают их коллеги и на какой конечный результат направлена вся их деятельность [1];

2. Бизнес-моделирование - это эффективное средство поиска возможностей улучшения деятельности предприятия;

3. Бизнес-моделирование - это метод, позволяющий дать оценку текущей деятельности предприятия по отношению к требованиям, предъявляемым к его функционированию, управлению, эффективности, конечным результатам деятельности и степени удовлетворенности клиента [2];

Современные предприятия вынуждены постоянно заниматься улучшением своей деятельности. Это требует разработки новых технологий и приемов ведения бизнеса, повышения качества конечных результатов деятельности и, конечно, внедрения новых, более эффективных методов управления и организации деятельности предприятий.

Бизнес-процесс - это логичный, последовательный, взаимосвязанный набор мероприятий, который потребляет ресурсы производителя, создает ценность и выдает результат потребителю. Среди основных причин, побуждающих организацию оптимизировать бизнес-процессы, можно выделить необходимость снижения затрат или длительности производственного цикла, требования, предъявляемые потребителями и государством, внедрение программ управления качеством, слияние компаний, внутриорганизационные противоречия и др. [4].

Моделирование бизнес-процессов - это эффективное средство поиска путей оптимизации деятельности компании, средство прогнозирования и минимизации рисков, возникающих на различных этапах реорганизации предприятия. Этот метод позволяет дать стоимостную оценку каждому отдельному процессу и всем бизнес-процессам организации в совокупности.

Моделирование бизнес-процессов затрагивает многие аспекты деятельности компании:

1. Изменение организационной структуры;

2. Оптимизацию функций подразделений и сотрудников;

3. Перераспределение прав и обязанностей руководителей;

4. Изменение внутренних нормативных документов и технологии проведения операций;

5. Новые требования к автоматизации выполняемых процессов и т. д.

Целью моделирования является систематизация знаний о компании и ее бизнес-процессах в наглядной графической форме более удобной для аналитической обработки полученной информации. Модель должна отражать структуру бизнес-процессов организации, детали их выполнения и последовательность документооборота.


Моделирование бизнес-процессов организации включает два этапа структурное и детальное.

Структурное моделирование бизнес-процессов организации может выполняться в нотации IDEF0 с использованием инструментария BPwin или на языке UML с использованием инструментария Rational Rose. Детальное моделирование выполняется на языке UML.

На этапе структурного моделирования в модели должны быть отражены:

1) существующая организационная структура;

2) документы и иные сущности, используемые при исполнении моделируемых бизнес-процессов и необходимые для моделирования документооборота, с описаниями их основного смысла;

3) структуру бизнес-процессов, отражающую их иерархию от более общих групп к частным бизнес-процессам;

4) диаграммы взаимодействия для конечных бизнес-процессов, отражающие последовательность создания и перемещения документов (данных, материалов, ресурсов и т.п.) между действующими лицами.

Подготовленная модель должна быть согласованна архитекторами и ведущими программистами, подтверждая, что структура бизнес-процессов понятна.

Детальное моделирование бизнес-процессов выполняется в той же модели и должно отражать требуемую детализацию и должна обеспечить однозначное представление о деятельности организации.

Детальная модель бизнес-процесса должна включать:

1. Набор прецедентов отражающих возможные варианты выполнения бизнес-процессов «как есть»;

2. Диаграммы действий, детально описывающие последовательность выполнения бизнес-процессов;

3. Диаграммы взаимодействия, отражающие схемы документооборота.

Модели должны быть согласованы с ведущими специалистами организации, обладающими необходимыми знаниями.

В случае если после построения моделей согласование не было достигнуто - в модель должны быть внесены необходимые уточнения и коррективы. Процесс итерации (согласование, внесение корректив и уточнений) должен повторяться до момента полного подтверждения, что модель понятна и однозначно представляет детали бизнес-процессов.

1.2. Важнейшие компоненты разработки и построения бизнес-моделей в предпринимательстве

Стратегия компании состоит в разработке и применении различных приемов и методов участия в конкуренции с другими фирмами и в организации собственного бизнеса, направленных на предоставление товаров и услуг для удовлетворения запросов клиентов и на достижение организационных целей.


С определением стратегии компании связано понятие бизнес-модели. Моделью бизнеса определяется способ получения прибыли от деятельности организации. Бизнес-модель компании имеет связь с экономической составляющей стратегии, со стратегией конкуренции, уровнем доходов, потоками прибыли, со структурой издержек и окупаемостью инвестиций. С точки зрения получения прибыли бизнес-модель компании призвана обеспечить эффективность стратегии [6].

Соответственно, понятие бизнес-модели должно быть отделено от понятия стратегии компании [7]. Касадесус-Масанелл и Рикарт описывают эту разницу следующим образом: «бизнес-модели относятся к логике компании – как она работает, создает и фиксирует ценность для заинтересованных сторон; стратегии призваны создать уникальную и ценную позицию на конкурентном рынке путем использования особого набора действий» [8].

Поэтому понятие бизнес-модели уже, чем понятие стратегии бизнеса. Бизнес-модель, разработанная на основании оценки показателей прибыли и издержек, получаемых в результате применения выбранной стратегии, обеспечивает жизнеспособность компании.

Бизнес-модель связана с миссией компании. В структуру миссии предприятий и организаций входит удовлетворение социально значимых потребностей рынка.

Длительные сроки работы в своей сфере бизнеса и стабильное извлечение прибыли свидетельствует о наличии у компании успешной бизнес-модели, подтверждающей жизнеспособность ее стратегии и оправданность миссии.

Менеджеры производят оценку ситуации в отрасли или сфере деятельности, осуществляют разработку стратегии и несут ответственность за выбор модели бизнеса компании [8].

В последние годы разрабатываются модели, пытающиеся учесть инновационное развитие фирмы. В основном это модели процесса, которые во многих случаях направлены на установление контроля над всеми фазами жизненного цикла продукта. Как правило, они содержат мало деталей и обеспечивают недостаточную поддержку, когда дело доходит до прямого практического применения.

Очень важно добиваться того, чтобы оценка бизнес-модели осуществлялась с разных точек зрения. С одной стороны, бизнес-модель должна быть разработана до такой степени, чтобы она была принята клиентами. С другой стороны, бизнес-модель предполагает создать устойчивое выгодное положение по отношению к конкурентам. В-третьих, она должна рассматриваться под следующим углом зрения: в какой степени новая бизнес-модель совместима с уже существующими бизнес-моделями и какие возникают дополнительные преимущества. Оценка идеи новой бизнес-модели осуществляется посредством суммирования этих трех точек зрения, каждая из которых содержит различные важные критерии [5].


Разработка бизнес-модели компании является формой предпринимательской деятельности, так как используемые предпринимателями элементы хозяйственной деятельности (ресурсы, факторы, условия, формы, методы, средства, результаты) в процессе развития экономики и общества начинают приносить доход и превращаются в капитал.

Успех предпринимателей в условиях перехода к инновационному типу экономического развития зависит от разных обстоятельств. Одним из определяющих является эффективное управление предпринимательскими системами [8]. Важнейшие компоненты бизнес-моделей в предпринимательстве показаны в таблице 1.

Таблица 1. Основные компоненты бизнес-модели в предпринимательстве

1-й компонент:
Каким образом Фирма зарабатывает прибыль?
(выбрать 1 вариант из каждой группы)

(факторы, связанные с предложением товара, коммерческой идеей)

Предложение: в основном реализация товаров, в основном реализация услуг, разнообразный ассортимент товаров и услуг;

 Предложение: стандартная продукция, продукция с некоторой модификацией в соответствии с индивидуальными потребностями клиентов, высокая степени модификации по заказам клиентов;

Предложение: широкий, средний или узкий ассортимент продукции различного назначения;

 Предложение: высокая, средняя или низкая степень охвата ассортимента товаров в определенной области;

Предложение: возможность приобретения товара, сам товар, товар в комплексе с товарами и услугами других фирм;

 Предложение: собственное производство или оказание услуг, привлечение подрядных организаций, лицензирование, перепродажа, перепродажа с доработкой продукции (уточнить, какие работы будут осуществляться силами самой фирмы, а какие силами подрядных организаций);

Предложение: прямая реализация потребителю или реализация через торговые предприятия, посредников (во втором случае - один или несколько каналов сбыта?).

Продолжение Таблицы 1.

2-й компонент:

Для кого фирма зарабатывает прибыль?
(выбрать 1 вариант из каждой группы)

(факторы рынка) 

Тип деятельности компании: реализация продукции другим компаниям, конечным потребителям или обеим категориям клиентов, прочие варианты;

Деятельность на местном, региональном, общенациональном или международном рынке;

Место клиента в цепочке формирования стоимости: добывающая компания, обрабатывающая компания, государственный орган, учреждение, оптовая торговая фирма, розничная торговая фирма, поставщик услуг, конечный потребитель;

Деятельность на крупном рынке, на всем рынке в целом или на рынке-нише;

Торгово-рыночная эффективность или система взаимоотношений.

3-й компонент:
В чем источник особой квалификации (особых преимуществ) фирмы?
(выбрать 1 или несколько вариантов)

(собственные возможности фирмы)