Файл: Данной работы Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование.rtf
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия
1.1. Коммерческая работа по розничной продажи товаров
1.2. Методы розничной продажи товаров
1.3 Организация оказания торговых услуг покупателям
2. Анализ коммерческой деятельности предприятия ООО «Сэлмарк»
2.1. Краткая характеристика хозяйственной деятельности
2.2. Анализ коммерческой деятельности предприятия
2.3. Договорная работа предприятия
-
Хлебные товары -
Гастрономические товары -
Вино – водочные и сопутствующие товары.
В торговом зале организованы пять рабочих мест для продавцов. Общая численность работников магазина 20 человек, из них:
-
заведующая магазином, -
товаровед, -
10 работников прилавка, -
главный бухгалтер, -
бухгалтер – кассир, -
водитель - экспедитор, -
фасовщица, -
2 технички, -
2 грузчика.
Магазин достаточно оснащен холодильным, торгово-выставочным, весоизмерительным, контрольно-кассовым оборудованием, а также помещениями для приемки, хранения и подготовки товара к продаже, то есть оборудование, внутренняя планировка и устройство во многом определяют работу магазинов, повышение качества торгового обслуживания населения, работу торгово-технологического процесса.
Товарная специализация магазина дает определенные преимущества:
-
обеспечивает концентрацию ассортимента отдельных групп товаров, создает условия для выбора необходимого товара; -
способствует повышению качества обслуживания благодаря более высокой квалификации персонала (в магазине все продавцы имеют торговое образование); -
улучшает коммерческие связи торговли с поставщиками на основе более глубокого изучения рынка, усиления влияния торговли на производство и повышения качества товаров; -
способствует внедрению современных методов обслуживания, современной торговой технологии, обеспечивающих эффективность реализации товаров.
По методу обслуживания покупателей магазин относится к торговым предприятиям обслуживания покупателей через прилавок.
2.2. Анализ коммерческой деятельности предприятия
Закупка товаров является основной частью коммерческой работы торгового предприятия.
Коммерческая деятельность торгового предприятия охватывает вопросы изучения спроса населения и рынка сбыта товаров, выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров. При этом проводится изучение организации рациональных хозяйственных связей, включая разработку и представление им заявок и заказов на товары, заключение договоров на поставку товаров, а так же организует учет и контроль за своевременным и точным выполнением поставщиками договорных обязательств. Поэтому необходимо проанализировать состояние рынка продовольственных товаров и пути его совершенствования.
Коммерческая деятельность в магазине «Сэллмарк» состоит из следующих взаимосвязанных операций:
-
изучение и анализ спроса покупателей; -
формирование ассортимента товаров; -
установление и регулировка цен в соответствии с рыночной ситуацией; -
управление товарными запасами; -
рекламно-информационная деятельность по сбыту товаров; -
установление хозяйственных связей с поставщиками товаров; -
организация закупки товаров; -
организация договорной работы. -
Оценка параметров товара
В
заимосвязь операций представлена в рисунке 1
Схема не завершена
Рисунок 1 Взаимосвязь операций
Для обеспечения успешной реализации товаров на предприятии проводится ежедневная работа по изучению покупательского спроса. С этой целью в магазине организован компьютерный учет продажи и запасов товаров в ассортиментном разрезе, исследование рынка товаров с применением компьютерных технологий (Интернет), выявление наиболее выгодных поставщиков, схем завоза товаров, установление договорных отношений с поставщиками. Также для изучения спроса используются материалы опросов покупателей, выставок-продаж, дегустаций непосредственно в магазине и материалы, предоставленные поставщиками в ходе изучения спроса населения. В последнее время крупные оптовые фирмы, заинтересованные в продажах своего товара (как правило, нового), также устраивают в магазине всевозможные акции, дегустации, розыгрыши призов, что тоже помогает выявить потребительские предпочтения.
Методы получения данных, используемые исследуемым предприятием, -это опрос, наблюдение, автоматическая регистрация данных.. Выбор метода зависит от цели, исследуемого признака и носителя этого признака.
Магазин «Сэллмарк» использует смешанные типы сбора данных, в частности таковым является интернет-исследование на местных новосибирских интернет-порталах, ресурсах и сайтах. Опросы проводятся в основном на главных страницах ресурсов, при чем опрашиваемый может посмотреть динамику и количество опрошенных. Так ООО «Сэллмарк» при взаимодействии с новосибирскими поставщиками интернета осуществляет сбор данных по разнообразным вопросам, потребностям и мнениям потребителей.
Второй момент, как наверно уже заметили жители г.Новосибирска, в последнее время такой метод как дегустация стал использоваться в торговых павильонах и магазинах довольно часто, ООО «Сэллмарк» также применяет этот метод. Так например дегустация проводимая магазином состоялась в 4 сентября 2004 года, объектом дегустации были различные сорта майонеза местного производителя ООО «Протект-Н», с которым магазин затем заключил договор о поставке.
Особое значение при закупках уделяется ценовому фактору. В процессе коммерческой деятельности происходит постоянный поиск поставщиков, предлагающих товары по наиболее выгодным ценам, на наиболее выгодных условиях. То есть ООО "Сэллмарк" поставщиками предоставляются оптовые скидки при закупке больших, чем обычно партий товаров. Это случается довольно часто. Их предоставление связано с облегчением для производителей процедуры оформления, калькулирования товара, отсутствием или уменьшением затрат на складирование и хранение партии товара или его изготовление, а также со снижением административных затрат поставщика. Например, ООО "Сэллмарк" часто пользуется мелкооптовыми скидками: при закупке товара менее 100 штук за штуку 10 руб., при покупке100 и более штук 9 руб.
Скидками предприятие пользуется также за срочность оплаты, например, часто происходят поставки 2/7, нетто 30, что обозначает следующее: ООО «Сэллмарк» должно оплатить полную стоимость товара в течение 30 дней, но имеет право на 2-процентную скидку, если оплатит закупку в течение 10 дней.
Это связано с тем, что иногда ситуация на рынке требует увеличения размера товарных запасов. Например, перед праздничными днями, в магазине увеличиваются размеры товара по таким товарным группам как, вино водочные изделия, кондитерские изделия, колбасные изделия, готовая рыбная продукция и т. п.
Иногда происходит затоваривание однако и по другой причине. Если фактические товарные запасы в магазине превышают необходимые размеры, то работники магазина устраняют причины, среди которых могут быть:
- снижение покупательского спроса под влиянием роста цен, появления новых товаров;
- просчеты работников при определении потребности в товарах;
- низкое качество поставляемых товаров;
- несоблюдение сроков завоза товаров в магазин.
При выявлении причины затоваренности принимаются меры по ускорению реализации этих товаров, а также ограничение их завоза в магазин. То есть предприятие реактивно реагирует на изменение ситуации как внешней, так и внутренней среды, вовремя выявляет конкретную причину и легко ее устраняет.
Проанализируем поступление товаров по отдельным товарным группам. Для сравнения взяты данные за 2004-2005 гг. (таб.1)
Таблица 1
Поступление товаров по отдельным товарным группам
№ п/п | Товарные группы | 2004 г. | 2005 г. | Отклонение | Темп изменения, % | ||||||
Сумма, т. р. | Уд. вес,% | Сумма, т. р. | Уд. вес,% | Сумма, т. р. | Уд. вес,% | | |||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
1. | Колбасные изделия | 1193,8 | 10,84 | 1215,8 | 9,80 | 22,0 | -1,04 | 101,8 | |||
2. | Рыбная продукция | 689,6 | 6,26 | 704,9 | 5,68 | 15,3 | -0,58 | 102,2 | |||
3. | Хлеб и х/бул. изделия | 1392,9 | 12,64 | 1570,6 | 12,65 | 177,7 | 0,01 | 112,8 | |||
4. | Молочные товары | 1287,3 | 11,69 | 1301,8 | 10,49 | 14,5 | -1,20 | 101,1 | |||
5. | Кондитерские товары | 1189,5 | 10,80 | 1421,8 | 11,45 | 232,3 | 0,66 | 119,5 | |||
6. | Маргариновая продукция | 20,1 | 0,18 | 20,7 | 0,17 | 0,6 | -0,02 | 103 | |||
7. | Алкогольная продукция | 2251,6 | 20,44 | 2581,3 | 20,80 | 329,7 | -0,36 | 114,6 | |||
8. | Безалкогольные напитки | 524,7 | 4,76 | 571,5 | 4,60 | 46,8 | -0,16 | 108,9 | |||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
9. | Яйцо | 197,1 | 1,79 | 199,5 | 1,61 | 2,4 | -0,18 | 101,2 | |||
10. | Сахар | 251,9 | 2,29 | 278,6 | 2,24 | 26,7 | -0,05 | 110,6 | |||
11. | Крупы | 131,8 | 1,19 | 131,4 | 1,06 | -0,4 | -0,13 | 99,7 | |||
12. | Макаронные изделия | 132,3 | 1,20 | 130,8 | 1,05 | -1,5 | -0,15 | 98,9 | |||
13. | Детское питание | 31,5 | 0,29 | 33,7 | 0,27 | 2,2 | -0,02 | 107,0 | |||
14. | Непрод. товары | 52,5 | 0,48 | 57,2 | 0,46 | 4,7 | -0,02 | 109,0 | |||
15. | Прочие товары | 1830,7 | 16,62 | 2192,6 | 17,66 | 361,9 | 1,04 | 119,8 |
Анализируя данные таблицы, мы видим, что в 2005 году товаров поступило на 1396,4 тыс. руб. больше, чем в 2003 году, темп изменения составил 112,7%. Несмотря на увеличение суммы поступления товаров, удельный вес по отдельным товарным группам уменьшился. Так, снижение по удельному весу наблюдается по таким товарным группам как, колбасные изделия, рыбная продукция, молочные товары, маргариновая продукция, макаронные изделия, детское питание и др. Это происходит за счет увеличения удельного веса хлеба и хлебобулочных изделий, кондитерских и прочих товаров. Наибольший темп роста поступления наблюдается по хлебу и хлебобулочным изделиям, кондитерским, алкогольным товарам, сахару: 112,8%, 119,5%, 114,6%, 110,6% соответственно. Также мы видим, что в 2005 году снизился объем поставок круп и макаронных изделий на 0,3% и 1,1% соответственно. По сравнению с 2004 годом в 2005 году улучшилась ритмичность поставки товаров в магазин..
Для оценки поступления товаров в натуральном выражении, в магазине составляются специальные аналитические таблицы, по данным которых можно изучить степень удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары. Выявим соотношение между объемами поставок для определения потребностей покупателей в товарах, для легкости воспрития, представим этот материал наглядно (Рисунок 2)
Рисунок.2. Поступление товаров по отдельным товарным группам в 2003г.
Проанализировав данные таблицы, мы видим, что по всем товарным группам увеличился объем продаж в 2005 году по сравнению с данными 2004 года. Наибольший темп роста наблюдается по хлебу и хлебобулочным изделиям, кондитерским, алкогольным товарам, безалкогольным напиткам и прочим товарам на 112,7%, 119,4%, 114,9%, 109,5% и 123,2% соответственно. Общий темп роста объемов продаж составил 117%.
Наибольший удельный вес в общем объеме товарооборота занимают алкогольные товары, хлеб и хлебобулочные изделия, кондитерские товары (21,98%, 13,32% и 12,19% соответственно).
Увеличение поступления и продажи товаров в 2003 году по сравнению с данными 2002 года говорит о том, что предприятие удовлетворительно ведет закупочную деятельность.