Файл: Разработка информационной системы управления банковскими операциями.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1710
Скачиваний: 40
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Исследование предметной области
1.1 Общее описание предприятия
1.2 Характеристика текущих бизнес-процессов
1.5 Описание входных и выходных данных
1.6 Разработка диаграммы «TO-BE»
Глава 2. Проектирование и разработка ИС
2.1 Проектирование структуры базы данных
2.2 Дерево функций и сценарий диалога
2.4 Описание таблиц базы данных
2.5 Описание программных модулей
Введение.
Использование информационных технологий в производственной деятельности предприятий уже давно не является чем-то необычным. Скорее наоборот, их использование является необходимым условием для поддержания жизнеспособности любого предприятия, любого масштаба и сферы деятельности. Это обусловлено в первую очередь большой производительностью и широким функционалом современных информационных систем. Они позволяют не только хранить данные и формировать шаблонные документы, но и дают возможность составления различных прогнозов, помогают решать задачи планирования деятельности и управления как всем предприятием, так и отдельными его подразделениями. Однако, не смотря на бурное развитие информационных технологий и повсеместное их внедрение, всегда остаются небольшие участки производственного процесса, которые либо плохо автоматизированы, либо не автоматизированы вовсе. Такие слабо автоматизированные участки имеют более низкую производительность труда, что отрицательно сказывается на общей производительности труда на предприятии.
Цель курсового проекта – разработка информационной системы для автоматизации процессов ведения операций с драгоценными металлами в банке «ФК Дэвим».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить текущую организацию бизнес-процесса ведения операций с драгоценными металлами в банке «ФК Дэвим»;
- выделить недостатки в текущей организации бизнес-процесса, которые предполагается решить с помощью автоматизации;
- рассмотреть имеющие на рынке аналоги, предназначенные для решения выделенных проблем;
- составить перечень требований к разрабатываемой информационной системе;
- спроектировать структуру базы данных для хранения всей необходимой информации и пользовательский интерфейс для работы с базой данных;
- выбрать средства реализации ИС;
- разработать базу данных и программные модули ИС;
- описать контрольный пример работы ИС на тестовых данных.
Глава 1. Исследование предметной области
1.1 Общее описание предприятия
Банк «ФК Дэвим» является крупной федеральной компанией, работающей в 15 городах России. Компания основана в 2011 г. в г. Санкт-Петербург и является одной из старейших кредитных организаций на Северо-Западе России.
«ФК «Дэвим» управляет сетью более чем из 110 собственных офисов. Основным принципом компании является лояльность по отношению к Клиентам. С организационной точки зрения объединенная структура стала более мобильна и управляема, что, безусловно, будет положительно влиять на качество обслуживания клиентов.
В своей деятельности «ФК Дэвим» реализует принципы политики Правительства Российской Федерации и Банка России, направленной на укрепление, укрупнение и развитие российского финансового сектора.
Офисы Компании предлагают широкий спектр финансовых продуктов и услуг на всей территории Российской Федерации. В их числе – ипотечное кредитование, потребительское кредитование, инвестиционные услуги, возможность участия в фондах коллективных инвестиций.
Одним из ключевых элементов стратегии деятельности «ФК Дэвим» является создание в наиболее экономически активных регионах страны сети «финансовых супермаркетов» и «центров финансовых решений», предоставляющих своим клиентам широкий спектр высококачественных, стандартизированных финансовых услуг. В настоящее время во всех филиалах и отделениях «ФК Дэвим» унифицирован продуктовый банковский ряд и введены единые конкурентоспособные тарифы.
«ФК Дэвим» осуществляет все основные виды банковской деятельности, в том числе:
- привлекает денежные средства физических и юридических лиц во вклады;
- размещает привлеченные средства от своего имени и за свой счет;
- открывает и ведет банковские счета физических и юридических лиц;
- осуществляет расчеты по поручению физических и юридических лиц по их банковским счетам;
- осуществляет переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов);
- выдает поручительства за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;
- доверительно управляет денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
- осуществляет операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- предоставляет в аренду физическим и юридическим лицам специальные помещения или находящиеся в них сейфы для хранения документов и ценностей;
- оказывает консультационные и информационные услуги, операции со счетами.
«ФК Дэвим» для повышения качества обслуживания предлагает своим клиентам услуги персонального менеджера, через которого и происходит «общение» клиента с организацией. Речь идет не только о чисто технических функциях в обслуживании, но и функциях персонального менеджера по управлению денежными средствами клиента, чтобы освободить клиента от несвойственной ему работы и дать возможность сосредоточиться на профильном для него бизнесе.
1.2 Характеристика текущих бизнес-процессов
В качестве предмета исследования в рамках данной курсовой работы выступает бизнес-процесс ведения операций с драгоценными металлами, поэтому он будет рассмотрен более подробно.
Для анализа бизнес-процесса воспользуемся функционально-структурным моделированием. В качестве основной методологии построения функциональных моделей выступает IDEF0.
IDEF0 – это метод, с помощью которого система описывается как множество взаимосвязанных действий (или функций).
Исследование функций производится независимо от способов и методов их выполнения. Такой «функциональный» подход обеспечивает четкое разделение аспектов назначения описываемой системы от вопросов её реализации.
IDEF0 часто используется при исследовании и проектировании систем на логическом уровне.
IDEF0 определяет два графических объекта:
1. блок, с помощью которого обозначается некоторая функция (действие);
2. стрелка, с помощью которой указываются информационные или материальные объекты.
Модель IDEF0 представляет собой набор взаимоувязанных диаграмм. Каждая диаграмма является описанием системы или ее отдельных функциональных блоков в рамках некоторого уровня детализации.
Контекстная диаграмма – диаграмма самого верхнего уровня иерархии, дает самое общее представление о системе. На контекстной диаграмме (КД) отображается только один функциональный блок (контекстная функция).
Далее контекстная функция декомпозируется на основные функции системы с помощью отдельной диаграммы. В свою очередь, каждая такая функция может быть разложена на более мелкие и т.д. При построении модели нужно соотнести каждый функциональный блок более низкого уровня с функциональным блоком более высокого уровня.
Следует всегда помнить, что некоторый функциональный блок и диаграмма его декомпозиции суть одно и то же, но рассматриваемое с разной степенью детализации. Отсюда следует, что все стрелки, связанные с рассматриваемым функциональным блоком, должны присутствовать на декомпозирующей его диаграмме (если таковая имеется).
Контекстная диаграмма бизнес-процесса ведения операций с драгоценными металлами изображена на рисунке 1 (для построения диаграмм использовалось CASE- средство AllFusion Process Modeler 7).
Рисунок 1 – Контекстная диаграмма
В качестве входных данных выступает заявка от клиента, вы качестве выходных – квитанция об операции, журнал операций и отчеты об операциях за период. Выполняется деятельность в соответствии с ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», выполняет её сотрудник банка.
Следующий этап построения структурно-функциональной модели – декомпозиция контекстной диаграммы. Диаграмма декомпозиции исследуемой деятельности приведена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Диаграмма декомпозиции
Ведение операций с драгоценными металлами выполняется в три этапа:
- Выявление потребности клиента на основании заявки;
- Выполнение необходимой операции;
- Формирование отчетов о выполненных операциях.
Диаграмма декомпозиции процесса выполнения операции приведена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Диаграмма декомпозиции процесса «Выполнить необходимую операцию»
Среди недостатков текущей организации процесса ведения операций с драгоценными металлами можно выделить в первую очередь низкий уровень автоматизации данного процесса. Учет всех операций ведется с помощью журнала операций, в который сотрудник банка вносит записи вручную. Квитанции также оформляются сотрудниками банка ручным способом. Такой ручной учет всех действий отрицательно сказывается не только на производительности сотрудников при выполнении операций, но и при формировании отчетов. Предполагается, что разработка и внедрение информационной системы автоматизации ведения операций с драгоценными металлами позволит увеличить производительность сотрудников компании.
1.3 Обзор аналогов
Операции с драгоценными металлами выполняются банками и другими кредитными организациями, поэтому в качестве аналогов будут рассмотрены информационные системы, предназначенные для автоматизации работы банковских учреждений.
В настоящее время на рынке автоматизированных банковских систем присутствуют около 20-ти фирм-разработчиков АБС, создающих разнообразные программные продукты. Наиболее популярными и развитыми являются три компании-разработчика:
- Диасофт (АБС Diasoft 5NT(e), 5NT);
- R-Style Software Lab (АБС RS-Bank V.6);
- ПрограмБанк (ИБС "Гефест").
Каждая из указанных выше компании предлагает комплексное решение по автоматизации деятельности банка любой направленности (микрозаймы, вклады, работы с частными и корпоративными клиентами, обслуживание пластиковых карт и т.д.)
Сложнее всего оценить стоимость информационной банковской системы, т.к. в настоящее время она складывается от стоимости самого ядра информационной системы и стоимости внедрения. И оба составляющих цены зависят в первую очередь от потребностей банка, его размера (штат сотрудников, количество филиалов), положения в рейтинге банков и т.д. то есть от самого банка.
Например, для крупных банков разработчики могут ядро системы предоставить полностью бесплатно, т.к. все их затраты окупятся за счёт больших масштабов работ, связанных с внедрением их программного продукта (например, если у банка больше 500 филиалов по РФ).
Если у банка низкий рейтинг, то стоимость ядра будет максимально завышена, т.к. при низком рейтинге банка существует вероятность, что банк закроется еще до того, как будет полностью внедрена АБС.
Поэтому на своих официальных сайтах компании-разработчики АБС не пишут никаких цен на свои программные продукты и в таблицу сравнения параметры со стоимостью не были включены.
Таблица 1. Сравнение банковских АИС
Критерии сравнения |
Система 1 |
Система 2 |
Система 3 |
Название системы |
Diasoft 5NT(e), 5NT |
RS-Bank V.6 |
ИБС "Гефест" |
Фирма-разработчик |
Диасофт |
R-Style Software Lab |
ПрограмБанк |
Фирма основана |
1991 |
1995 |
1989 |
Сильные стороны |
Занимает 4 место в международном рейтинге Global Banking Platform Deals Survey 2013 (Forrester) |
Срок внедрения от 2 до 6 месяцев. |
Высокое качество обслуживания Оперативная техподдержка |
Слабые стороны |
Растянутый по времени предварительный анализ работы банка перед заключением договора на внедрение АБС |
Низкая распространенность IT-решений компании |
|
Успешные внедрения системы |
«Газпромбанк» «Банк Москвы» «РоссельхозБанк» |
«Сбербанк Онлайн» АО «Альфа-Банк» «HomeCredit bank» |
«ВТБ» ООО «ВСК-Ипотека» ОАО «Промэнергобанк» МБО «Оргбанк» |
Требования к функциональной части |
|||
Управление кредитами |
Да |
Да |
Да |
Управление вкладами |
Да |
Да |
Да |
Работа с частными лицами |
Базовый модуль |
Да |
Да |
Работа с корпоративными клиентами |
Базовый модуль |
Да |
Да |
Управление филиалами |
Отдельный модуль |
Да |
Да |
Работа с пластиками картами |
Отдельный модуль |
Отдельный модель |
Отдельное ПО |
Работа с драгоценными металлами |
Отдельный модуль |
Отдельный модель |
Отдельное ПО |
Требование к обеспечивающей части |
|||
Архитектура системы |
Клиент-сервер |
Клиент-сервер |
Клиент-сервер |
Модульность |
АБС состоит из модулей, каждый отвечает за свою сферу деятельности банка |
Дополнительный функционал АБС добавляется с помощью покупки и подключения дополнительных программных модулей |
Каждый программный продукт компании создан для решения отдельных задач |
Гибкость |
Подстраивается под индивидуальные особенности банка |
Подстраивается под индивидуальные особенности банка |
Подстраивается под индивидуальные особенности банка |
Работа с базами данных |
MS SQL 2005/2008/2012 и Oracle 10/11g |
Pervasive.SQL и Oracle 10/11g |
MS SQL 2005/2008/2012 и Oracle 10/11g |
Операционная система |
Кроссплатформенное |
Windows/Linux |
Windows |
Поддержка |
Круглосуточно |
Круглосуточно |
Круглосуточно |