Файл: Разработка информационной системы управления банковскими операциями.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 1707

Скачиваний: 40

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.4 Постановка задачи

Разрабатываемая информационная система должна иметь следующий функционал:

  • Авторизация сотрудников с помощью пароля;
  • Учет клиентов;
  • Учет операций по металлическим вкладам (открытие, внесение, снятие, закрытие);

Разрабатываемая информационная система должна корректно работать на оборудовании со следующими характеристиками:

  • тактовая частота процессора не менее 1 Ггц;
  • объем оперативной памяти не менее 512 Мб;
  • периферийные устройства: VGA-монитор с разрешением не менее 1280х800 пикселей, клавиатура, мышь;
  • операционная система Windows 8 или более поздняя версия.

1.5 Описание входных и выходных данных

В качестве входных данных для информационной системы выступают данные клиентов и данные об операциях, которые им требуется провести.

Данные клиента включают следующую информацию:

  • ФИО
  • Номер телефона
  • Данные паспорта
  • Адрес регистрации
  • Дата рождения

Данные об операции включают следующую информацию:

Тип операции (открытие, частичное снятие, дополнительный взнос, закрытие);

  • Номер металлического счета, с которым выполняется операция;
  • Сотрудник, выполнивший операцию;
  • Сумма операции;
  • Дата и время выполнения операции.

Все входные данные вводятся с помощью соответствующих форм пользовательского интерфейса.

В качестве выходных данных работы информационной системы выступают чеки о проведенных операциях и отчеты по операциям.

Каждый чек включает те же данные, что и сама операция, с добавлением результата выполнения операции (выполнена успешно, или неуспешно).

Отчет по операциям формируется за определенный период и включает статистические данные по количеству выполненных операций за этот период (обычно за месяц).

1.6 Разработка диаграммы «TO-BE»

Для разработки структурно-функциональной диаграммы «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ» также была использована методология IDEF0. Контекстная диаграмма приведена на рисунке 4.

Рисунок 4 – Контекстная диаграмма «TO-BE»

Диаграмма декомпозиции приведена на рисунке 5.


Рисунок 5 – Диаграмма декомпозиции «TO-BE»

После внедрения информационной системы добавится новой правило «Регламент работы в ИС», а также блок – «Авторизация в ИС». Более серьезные изменения можно увидеть, декомпозировав блок «Выполнить операцию» (Рисунок 6).

Рисунок 6 – Диаграмма декомпозиции процесса «Выполнить операцию»

Выполнение операции включает четыре этапа:

  • открытие карточки клиента;
  • выбор операции, которую клиент желает выполнить;
  • ввод данных для выполнения операции;
  • печать квитанции о результатах выполнении операции.

Глава 2. Проектирование и разработка ИС

2.1 Проектирование структуры базы данных

Первый этап проектирования базы данных – выделение основных сущностей, характерных для предметной области. Исходя из анализа предметной области и описания входных и выходных данных можно выделить следующие сущности:

  • сотрудник;
  • клиент;
  • счет;
  • драгоценный металл;
  • операция по счету;
  • вид операции по счету.

Эти сущности связаны между собой. Существует 3 типа связей между сущностями:

  • один-к-одному. Когда одному экземпляру одной сущности соответствует только один экземпляр другой, и наоборот;
  • один-ко-многим. Когда одному экземпляру одной сущности соответствует несколько экземпляров другой;
  • многие-ко-многим. Когда в каждой из связанных сущностей находятся экземпляры, которые могут быть связаны с несколькими экземплярами другой.

Каждый счет принадлежит только одному клиенту, а с другой стороны – каждый клиент может открыть любое количество счетов. Значит связь между данными сущностями – один-ко-многим. Аналогичная связь присутствует и между другими сущностями. Все сущности и связи между ними изображены в виде модели, приведенной на рисунке 7.

Рисунок 7 – Сущности и связи между ними

Следующий этап построения модели данных – выделение всех атрибутов, характерных для выделенных сущностей.

В соответствии с правилами нормализации отношений реляционной модели данных, необходимо нормализовать выделенные сущности и отношения между ними. В соответствии с данными правилами необходимо выделить атрибуты, имеющие повторяющиеся значения у экземпляров одной сущности в отдельную сущность. Таких атрибутов нет


Кроме того, для каждой сущности необходимо выбрать ключевой атрибут. Ключевым атрибутом (или первичным ключом сущности) называется такой атрибут, значение которого для каждого экземпляра сущности является уникальным. Первичный ключ служит для однозначной идентификации экземпляров сущности. В каждую сущность добавим атрибут Идентификатор, он и будет служить первичным ключом.

Итоговая модель данных со всеми сущностями, их атрибутами и связями между ними приведена на рисунке 8.

Рисунок 8 – Модель данных

2.2 Дерево функций и сценарий диалога

Дерево функций информационной системы представлено на рисунке 9.

Рисунок 9 – Дерево функций информационной системы

На основании дерева функций разработан сценарий диалога, который представлен на рисунке 10.

Рисунок 10 – Сценарий диалога информационной системы

Поле запуска программы пользователю (сотруднику банка) необходимо пройти обязательную авторизацию. После прохождения авторизации открывается главная форма, через основное меню которой пользователь может открыть необходимую ему форму, в зависимости от требуемой функции. После выполнения нужных действий, пользователь закрывает форму и снова оказывается в главном окне программы.

2.3 Выбор средств реализации

Для реализации проектируемой информационной систем необходимо выбрать систему управления базой данных (СУБД) и среду разработки программных модулей для реализации пользовательского интерфейса работы с базой данных.

В данном курсовом проекте в качестве СУБД используется Microsoft Access.

Access – это, прежде всего, система управления базами данных. Как и другие продукты этой категории, она предназначена для хранения и поиска данных, представления информации в удобном виде и автоматизации часто повторяющихся операций.

Access – мощное приложение к Windows; впервые производительность СУБД органично сочетается с теми удобствами, которые имеются в распоряжении пользователей Microsoft Windows. Поскольку оба эти продукта – детища компании Microsoft, они прекрасно взаимодействуют между собой. Система Access работает под управлением Windows, так что при работе с ней пользователю доступны все преимущества этой операционной систему. Можно вырезать, копировать и вставлять данные из любого приложения Windows в Access и наоборот; можно создавать проект формы в Access и сохранить его как отчет.


В Access в полной мере реализовано управление реляционными базами данных. Система поддерживает первичные и внешние ключи и обеспечивает целостность данных на уровне ядра (что предотвращает несовместимые операции обновления или удаления данных). Кроме того, таблицы в Access снабжены средствами проверки допустимости данных, предотвращающими некорректный ввод, независимо от того, как он осуществляется, а каждое поле таблицы имеет свой формат и стандартные описания, что существенно облегчает ввод данных. Access поддерживает все необходимые типы полей, в том числе текстовый, числовой, счетчик, денежный, дата/время, МЕМО, логический, гиперссылка и поля объектов OLE. Если в процессе специальной обработки в полях не оказывается никаких значений, система обеспечивает полную поддержку пустых значений.

Для разработки графического интерфейса предлагаемой к разработке информационной системы, было принято решение использовать среду программирования Delphi 7, поскольку Delphi позволяет, как создавать собственные базы, так и использовать уже созданные с помощью профессиональных СУБД и обладает всеми необходимыми средствами для подключения, использования и обработки данных, а также обеспечивает быстрое создание качественного интерфейса приложений.

Среда программирования Delphi обладает рядом преимуществ:

  • ориентирована на начинающих разработчиков, имеющих опыт работы в операционных системах семейства Windows и обладающих минимальными навыками программирования (на любом из языков программирования);
  • имеет визуальную разработку интерфейса пользователя;
  • возможность работы с файлами на низком уровне;
  • возможность работы с базами данных;
  • совместимость со стандартными компонентами Windows;
  • совместимость с большинством реляционных СУБД.

2.4 Описание таблиц базы данных

В таблицах ниже приведено описание всех созданных таблиц базы данных, а также их полей.

Таблица 2. Описание таблицы базы данных User (Сотрудники)

Поле

Описание

Тип данных

Ключ

Id

Идентификатор

Счетчик

PK

FIO

ФИО

Текстовой

password

Пароль

Текстовой

phone

Телефон

Текстовой

mail

Почта

Текстовой


Таблица 3. Описание таблицы базы данных Type (Тип операции)

Поле

Описание

Тип данных

Ключ

Id

Идентификатор

Счетчик

PK

Caption

Наименование

Текстовой

Таблица 4. Описание таблицы базы данных Operation (Операции)

Поле

Описание

Тип данных

Ключ

Id

Идентификатор

Счетчик

PK

Userid

Код сотрудника

Числовой

Accountid

Номер счета

Числовой

Typeid

Код типа

Числовой

Createdat

Дата и время операции

Дата и время

summa

Сумма операции

Числовой

Таблица 5. Описание таблицы базы данных Metall (Металлы)

Поле

Описание

Тип данных

Ключ

Id

Идентификатор

Счетчик

PK

Caption

Наименование

Числовой

Sale

Цена продажи

Числовой

Zakup

Цена покупки

Числовой

Таблица 6. Описание таблицы базы данных Client (Клиенты)

Поле

Описание

Тип данных

Ключ

Id

Идентификатор

Счетчик

PK

Caption

Наименование

Числовой

Sale

Цена продажи

Числовой

Zakup

Цена покупки

Числовой

Таблица 7. Описание таблицы базы данных Client (Клиент)

Поле

Описание

Тип данных

Ключ

Id

Идентификатор

Счетчик

PK

FIO

ФИО

Текстовой

Passport

Данные паспорта

Текстовой

Address

Адрес регистрации

Текстовой

Phone

Номер телефон

Текстовой

birthdate

Дата рождения

Дата

2.5 Описание программных модулей

Описание всех программных модулей разработанной ИС представлено в виде таблицы (Таблица 8).