Файл: Разработка информационной системы финансового управления активами организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 287

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация.

Организационное обеспечение - совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

Организационное обеспечение создается по результатам предпроектного обследования на 1-м этапе построения баз данных, с целями которого вы познакомились при рассмотрении информационного обеспечения.

Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

Главной целью правового обеспечения является укрепление законности.

В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти. В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.

Финансовая информация играет важную роль в подготовке и принятии эффективных управленческих решений, что соответственно предъявляет высокие требования к ее качеству при формировании информационной системы финансового менеджмента [9].

К основным требованиям, предъявляемым к финансовой информации, можно отнести:

  • значимость;
  • полноту;
  • достоверность;
  • своевременность;
  • понятность;
  • релевантность;
  • сопоставимость;
  • эффективность.

Под информационной системой (или системой информационного обеспечения) финансового менеджмента понимается функциональный комплекс, обеспечивающий процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информационных показателей, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки эффективных оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия [1].

Информационная система финансового менеджмента призвана обеспечивать необходимой информацией не только управленческий персонал и собственников самого предприятия, но и удовлетворять интересы широкого круга внешних ее пользователей (кредиторы предприятия, потенциальные инвесторы, контрагенты предприятия по операционной деятельности, налоговые органы, аудиторские фирмы и прочие внешние пользователи).


Ключевым элементом информационного обеспечения является информационная база, для создания которой необходимо:

1. Установить объем, содержание, виды и периодичность анализа.

2. Определить методику решения отдельных задач, систему показателей, факторов.

3. Уточнить на основании принятой методики приемы решения.

4. Определить общую потребность в информации по задачам.

5. Устранить дублирование информации, изучив взаимосвязь аналитических задач.

6. Определить объем, содержание, периодичность, источники информации для формирования информационной базы финансового анализа [2].

Все информационные ресурсы можно условно сгруппировать в пять крупных блоков.

Первый блок включает в себя сведения регулятивно-правового характера (законы, постановления, указы, т.е. документы, определяющие, прежде всего, правовую основу деятельности предприятия). Информацию этого блока необходимо принимать в расчет потому, что представленные в нем документы носят обязательный для исполнения характер.

Во второй блок входят сведения нормативно-справочного характера (нормативные документы государственных органов, международных организаций и различных институтов, в том числе финансовых, содержанию требования, рекомендации и количественные нормативы в области финансов к участникам рынка).

Не все документы этого блока являются обязательными для исполнения. В частности, нормативы в отношении признания структуры баланса удовлетворительной носят скорее информационно-справочный характер, однако, в аналитическом смысле эти нормативы играют достаточно важную роль при оценке финансового состояния возможного контрагента.

В третьем блоке обособлены данные системы бухгалтерского учета (первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, формы бухгалтерской отчетности).

Четвертый блок включает статистические данные, которые условно можно подразделить на два массива:

1) централизованно формируемые статистические данные;

2) внутреннюю статистику.

В первый массив входит регулярно публикуемая официальная статистика, имеющая общеэкономическую направленность (индексы цен, динамика общеэкономических показателей в различных разрезах и др.) и финансовая статистика (динамика процентных ставок, данные о рыночных индексах, курсах валют и т.п.).

Во втором массиве накапливаются статистические данные по предприятию по основным показателям (выручка от реализации, себестоимость, прибыль, финансовые вложения и т.п.).


В пятом блоке представлены информационные ресурсы, условно названные несистемными. Основные элементы этого блока – внутренние оперативные данные и прочие сведения из внешних источников. Внутренние оперативные данные представляют собой сведения, циркулирующие между линейными и (или) функциональными подразделениями. К прочим сведениям из внешних источников относятся публикации в различных средствах массовой информации, неофициальные данные, информация, почерпнутая в ходе личных контактов, и т.п. Данные этого блока не обязательно имеют финансовую природу. Ярким примером несистемных данных является финансовая пресса. Наибольшую ценность для финансового менеджера представляет бухгалтерская отчетность.

Таким образом, структура предполагает наличие определенных обязательных элементов информационной системы.

1.3. Современный рынок IT-технологий

Объем российского рынка ИТ-технологий достиг 1,9 трлн рублей, увеличившись на 7,3% в 2019 году. Цифровая трансформация продолжает набирать обороты во многих отраслях российской экономики, порождая спрос на ИТ-услуги. Основными факторами, стимулирующими цифровую трансформацию, являются возрастающая конкуренция и возможности роста на новых рынках, эволюционирующие предпочтения и поведение клиентов и сотрудников, а также новые стандарты и нормативные акты. Основные сложности цифровой трансформации по-прежнему связаны с ограниченными бюджетами, недостатком компетенции и опыта, управлением преобразованиями и измерением экономического эффекта. Структура регионального рынка в отчетном году стабилизировалась: на Москву и Московскую область приходится около трети рынка. На сектор В2С приходится около двух третей всего российского рынка IT-технологий. На корпоративный и государственный сектор приходится около четверти, остальная часть - это операторский сегмент. Физические лица доминируют по количеству клиентов и доходам основных групп рынка (рис. 1).

Рисунок 1 – Показатели роста рынка

При этом можно отметить следующую динамику рынка IT-технологий России (рис. 2).

Рисунок 2 - Структура и динамика рынка IT-технологий России, в 2015 – 2021 гг., млрд руб.

Так же можно отметить, что ключевой тенденцией на рынке IT-технологий выступает развитие Интернета вещей.


При помощи рис. 3 представлена структура использования технологий интернета вещей по сегментам в настоящее время.

Рисунок 3 - Рынок интернета вещей по сегментам

Согласно рис. 3 можно отметить, что в настоящее время именно в производственном сегменте наиболее часто используются технологии интернет вещей.

При помощи рис. 4 отражена структура распределения использования интернет вещей в компаниях.

Рисунок 4 - Степень использования технологий интернета вещей в компаниях

Таким образом, Интернет вещей окажет большое влияние на экономику отдельных компаний и страны в целом, будет способствовать повышению производительности труда и росту валового национального продукта, положительным образом скажется на условиях труда и профессиональном росте сотрудников. Сервисная модель экономики, которая создается в процессе этого перехода, основывается на оцифровке производства, обмене данными между различными участниками процесса и аналитике больших объемов данных. Этот тот фундамент, который российские компании могут начать закладывать уже сейчас.

Ожидается, что Интернет принесет не только компьютеры, но и много полезных вещей вокруг нас - бытовые приборы, электроприборы, товары повседневного потребления, транспортные средства, технологическое оборудование, инструменты, средства массовой информации, медицинское оборудование, системы безопасности и наблюдения, среды обитания животных и травы, другими словами, создание Интернета вещей. В Интернете все планируется создать отношения не только между людьми и вещами, но и между вещами. Интернет вещей будет состоять из всех обычных интернет-сайтов, а также из неограниченного количества специализированных сетей.

Интернет вещей в сфере транспорта рассматривается как следующий этап революционного развития информационных технологий после появления компьютеров, Интернета и мобильной телефонии. Если эта концепция будет реализована в ближайшем будущем, все будут иметь свой собственный IP-адрес. По прогнозам, всего через 3-5 лет Интернет вещей проникнет повсюду и решительно в образ жизни людей. Число интернет-пользователей увеличится до 2 миллиардов человек, а прибыль от этой сети достигнет 800 миллиардов долларов [2].

По другим прогнозам, к концу 2020 года число подключенных к Интернету терминалов во всем мире достигнет 50 миллиардов, а объем рынка RFID, технологической базы Интернета вещей, достигла 27 миллиардов долларов в 2018 году, в 2004 году эта цифра составила всего 1,5 миллиарда долларов.


С появлением Интернет вещей можно ожидать решения ряда важных социальных проблем. В частности, решаются вопросы повышения качества медицинских услуг, обеспечения общественной безопасности и совершенствования процессов управления [1].

В целом, ожидается, что внедрение Интернет вещей улучшит жизненный уровень людей, создаст новые современные рабочие места, создаст специализированные возможности для бизнеса и повысит производительность и конкурентоспособность. В результате повсеместного внедрения концепции Интернета вещей, может произойти существенное изменение социально-психологической среды в обществе, формирование новой системы ценностей для людей с интеллектуальными объектами в повседневной жизни [3].

Адаптация к этой интеллектуальной среде требует определенных знаний и навыков. Вице-президент ЕС, комиссар по информационным технологиям Крус Н. полагает, что Интернет вещей – это не просто техническое новшество, а процесс, охватывающий все сферы общества: «Интернет вещей связан с фундаментальными человеческими ценностями...», в отличие от существующей системы ценностей. Таким образом, эта сеть проникает в повседневную жизнь, социальные связи и повседневные услуги.

Таким образом, Интернет вещей (IoT) представляет собой интегрированную систему компьютерных сетей и физических объектов (объектов) с внутренними датчиками и программным обеспечением для сбора и обмена данными, с возможностью удаленного контроля и управления в автоматическом режиме без вмешательства человека.

Глава 2. Разработка информационной системы финансового управления активами организации

2.1. Общая характеристика предприятия

Исследуется компания ПАО «Ростелеком» является безусловным лидером рынка телекоммуникационных услуг для российских органов государственной власти и корпоративных пользователей всех уровней.

Компания - признанный технологический лидер в инновационных решениях в области электронного правительства, облачных вычислений, здравоохранения, образования, безопасности, жилищно-коммунальных услуг.