Файл: Особенности образ–Я при различных акцентуациях характера.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, в подростковом возрасте, в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения и проявления агрессивности

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980.
  2. Антонюк Ю.М. Насилие. Человек. Общество. – М., 2001.
  3. Божович Л.Н. Проблемы формирования личности. – М., 2004.
  4. Васильева З.И. Изучение особенностей старших школьников. // Вопросы психологии. №5., 1993.
  5. Кулагина И.Ю. Развитие ребенка от рождения до 17 лет
  6. Личко А.Е. Подростковая психология. М., 1985.
  7. Личко А.Е. Психопатии и акцеитурации характера у подростков.-2-е изд., доп. и перераб.-Л.: Медицина, 1983.
  8. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  9. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.
  10. Осипова, А.А. Общая писхокоррекция. - М.:2001.
  11. Профет, Э.К. / Д. Беннет, Н. Херн. Воспитание души вашего ребенка. - М.: 2000.
  12. Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю.И. Фролов. Рос. пед.агентство. М., 1997.
  13. Психология человека от рождения до смерти. Под общей редакцией А. А. Реана - СПб.: ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК, 2002.
  14. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Изд-во «Питер». 2000.
  15. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. - М.: Фемита, 1994. 
  16. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 1. – М., 2000.
  17. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М., 2000.
  18. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 2003.
  19. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. – СПб.: 2003.

ЭССЕ

Я выбрал эту тему не просто так, я сам совсем недавно был подростком , у меня племянник в возрасте тринадцати лет и поэтому эта тема мне интересна и актуальна. Актуальность темы для меня ещё заключается в том, что подростковый возраст является одним из наиболее важных в становлении личности человека. Я считаю, что именно в этом возрасте происходит перестройка ранее сложившихся отношений с окружающей действительностью, осуществляется своеобразный переход во взрослую жизнь. Успешность данного перехода во многом зависит от способности человека приспосабливаться к новым социальным и психологическим ситуациям. Постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и условиям деятельности, затрагивающий все уровни функционирования человека, понимается как адаптация.


Под акцентуацией характера в психологии понимается отдельной усиление его черт, что без сомнения оказывает своё влияние как на общение личности, так и на её деятельность. Исследованиями, связанными с акцентуацией характера личности занимались в разное время такие известные психологи, как Э. Кречмер, К. Леонгард, А.Е. Личко и др.

Характер и его акцентуации влияют на отношения человека к окружающему миру, к людям и к общению с ними, а также к той деятельности, которой человек занимается. Это в полной мере относится к такой специфической деятельности, как учебная деятельность.

Я думаю, что именно в школьный период, особенно на его начальном этапе, учебная деятельность является одной из основных в жизни подростка. В процессе этой деятельности формируется и развивается его личность, появляются и получают развитие психические новообразования. Учебная деятельность являет собой значительную часть жизни школьника. Однако сам процесс протекания учебной деятельности, его успешность, а как следствие и успешность школьника, во многом являются зависимыми от личностных свойств ученика, в том числе и от характерологических черт. Акцентуации характера личности и психические состояния подростков имеют непосредственную связь с успешностью обучения в школе. Одни акцентуации характера могут способствовать учению, получению знаний и педагог может опереться на них в своей практической работе. Иные акцентуации характера, несмотря на знания учащегося, могут занижать его успешность, являясь, по сути, определённым препятствием в учебной работе. Всё это говорит об актуальности проблемы взаимосвязи акцентуации характера и психических состояний школьника с его успешностью.

Эффективность адаптации в значительной степени зависит как от генетически обусловленных свойств нервной системы, так и от условий воспитания, усвоенных стереотипов поведения, адекватности самооценки индивида. Актуальным является определение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и акцентуаций характера. Как известно, акцентуации характера как крайние варианты нормы при психотравмирующих условиях, создают "почву" для возникновения нервно-психических заболеваний. Ареал обитания, т.е. места, где подросток проводит большую часть времени, также немало говорят о его характере. Личностью становятся, научившись выделять своё «Я» из окружения, а так же сравнивая себя с ним. Важная роль окружения при этом заключается в его функции эталона и ориентира для самодетерминации. Эталоны, задаваемые социо-культурным окружением, обуславливают форму и содержание самосознания. Именно этим определяется роль окружения (в том числе взрослого) в становлении и развитии образа «Я» в подростковом возрасте.


Я уверен, что подростки с явными акцентуациями характера составляют группу «повышенного риска» -- они податливы к определенным пагубным влияниям среды или психическим травмам. Если психическая травма или сложившаяся ситуация наносит удар по «слабому месту» данного типа акцентуации, то соответствующие черты характера могут раскрыться пышным цветом, отражаясь на всем поведении, заостряясь до психопатического уровня.

Я думаю, что в таких случаях можно говорить о психопатических реакциях у акцентуированных подростков, имея в виду, что изменения обстановки, сглаживание следов психической травмы, разрешение ситуации все вернет в обычное русло.

Мне приходилось беседовать и наблюдать за поведением подростков, друзей моего племянника. Это наблюдение начиналось с опроса . И уже здесь достаточно отчетливо можно определить общительность или замкнутость, живой веселый нрав или склонность к унынию, тревожная озабоченность или нарочитая бравада, подчеркнутая деликатность или быстро утрачиваемое чувство дистанции, неторопливая обстоятельность или суетливость в мыслях и действиях, болтливость и осторожная осмотрительность в ответах, сдержанность в проявлении чувств или эмоциональная лабильность, естественная манера держать себя или претенциозная театральность. Но каким бы подросток не был, он хочет быть лидером и хочет показать свое Я.

Поведение подростка очень зависит и от отношений в семье. Когда подросток задается вопросами: "Какой я?", "Как меня воспринимают окружающие?", "Каким мне хотелось бы стать?", ему приходится сталкиваться с реальностью, которая называется характер, как правило, доставляющая ему много неприятностей. Характер для подростка - это основное оправдание его неудач и проблем в учебе, так и в общении. Многие подростки пытаются бороться со своим характером, хотели бы изменить его, стать личностью, стать сильным и уверенным в себе человеком. Недовольство своим характером, как показывает опыт психологического консультирования, испытывают представители всех типов акцентуаций. На этом этапе развития нужна квалифицированная помощь компетентного взрослого и это прежде всего родители подростка .Важно узнать впечатление родителей о детских годах подростка, их представление о его темпераменте, характере, манере вести себя -- был ли он спокойным или суетливым, робким и застенчивым или смелым и отчаянным, общительным с детьми или держался в стороне от них и чем вообще он ребенком отличался от ровесников.