Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
Введение
В современных условиях основным направлением развития массового спорта и оказания услуг населению в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации является фитнес-индустрия - предоставление коммерческих услуг физкультурно-спортивного характера населению.
Мировой процесс активного развития фитнеса, рост популярности занятий физкультурой и спортом для обеспечения жизнеспособности и работоспособности современного человека за последние четверть века рассматриваются как революция в образе жизни современного человека.
В Российской Федерации уровень физической активности населения в настоящее время довольно низок. Так, если в США доля американцев, занимающихся физической культурой, составляет 40%, то число россиян, вовлеченных в рекреационную деятельность, по последним данным, составляет не более 15,9% .
В Российской Федерации сегодня насчитывается более двух тысяч фитнес-клубов. Сегмент фитнеса на российском рынке услуг является одним из наиболее динамичных. В ряду мер, направленных на оздоровление российских граждан, первостепенное значение приобретает формирование здорового образа жизни и личностной физической культуры. Адекватная двигательная активность является универсальным средством улучшения здоровья, повышения работоспособности, резистентности и активизации механизмов специфической и общей адаптации, о чем свидетельствуют многочисленные научные исследования как в нашей стране, так и за рубежом.
Актуальность темы работы состоит в том, что искусно разработанная и достаточно обоснованная стратегия является инструментом для выработки решения по дальнейшему развитию бизнеса. Важнейшая задача стратегического управления заключается в том, чтобы не просто разработать эффективную стратегию, но также реализовать ее в практической деятельности компании, создать систему показателей, способствующих достижению стратегических целей. При этом стабильность функционирования и устойчивость развития уже действующих компаний должна обеспечиваться за счет создания эффективных конкурентных преимуществ.
Учитывая высокую степень изменчивости внутренней и, особенно, внешней среды, конкурентные преимущества должны иметь устойчивый, но трансформируемый характер. Решение проблемы формирования и управления конкурентным статусом компании на рынке является одной из функций стратегического управления. Более того, принципиально важным моментом представляется необходимость рассмотрения конкурентного потенциала бизнеса как составляющей устойчивого развития в средне и долгосрочной перспективе. Практическая значимость работы обусловлена тем, что результат работы исследования и практические материалы могут быть использованы в организации и планировании хозяйственной деятельности компании, выработке ее ценовой, ассортиментной, финансовой и маркетинговой политики с целью выхода в лидеры рынка фитнес-услуг в регионе.
Мероприятия, рекомендации и выводы, полученные в результате выполнения работы, ориентированы на широкое использование при осуществлении действий, связанных с повышением конкурентоспособности фитнес-клуба. Объект исследования – фитнес-клуб СССР. Цель исследования – рассмотреть фитнес-клуб как объект управления.
Глава 1. Исследование рынка
1.1 Анализ рынка фитнес-услуг
Фитнес (в буквальном переводе с английского fitness означает пригодность, соответствие, to be fit - быть в форме) - разностороннее развитие физических способностей при улучшении самочувствия во время занятий спортом. Начавшись как увлечение богатой элиты, фитнес сейчас стал одним из самых массовых явлений в мире. Сам термин возник в 60-е годы, когда были соединены наиболее эффективные наработки бодибилдинга и аэробики
На сегодняшний день нет однозначного ответа на вопрос "Что такое фитнес?", так как занимающиеся им не видят необходимости в юридической точности определения. Поэтому далее рассмотрим наиболее часто встречаемые описания фитнеса.
Фитнес - это образ жизни, позволяющий сохранить и укрепить здоровье, уравновешивать эмоциональное состояние, совершенствовать физическую форму, позволяющий человеку жить полноценно.
Фитнес - образ жизни, ведущий к физическому и ментальному здоровью человека, включающий в себя и занятия в тренажерном зале, и аэробику, и правильное питание.
Занятия фитнесом - это комплексное восстановление и поддержание здоровья: рациональное питание, очищение организма и индивидуальные программы физических нагрузок. Во многих европейских странах фитнес сегодня является глобальной программой, направленной на укрепление здоровья нации.
Таким образом, под фитнесом в рамках данной работы будем понимать образ жизни, который принято называть "здоровым", и который в современном мире непременно ассоциируется с успехом в жизни, бодростью и молодостью.
В России физкультура всегда была популярна среди широких слоев населения, однако в после перестроечный период изменилось отношение к занятиям спортом. Бег в парке, занятия в спортивных секциях, тренажерные залы пока еще не растеряли своих поклонников, но все же будущее - не за ними, а за спортивно-оздоровительными центрами, предлагающими целый спектр услуг, связанный с ведением здорового образа жизни. Специалисты определяют фитнес-клуб, как "это помещение с современными тренажерными залами, залами аэробики, возможно, бассейном, саунами, оборудованными раздевалками и душевыми, с широким выбором тренировочных программ"[1]. При этом некоторые фитнес-клубы, в основном элитные, предлагают и дополнительные услуги, непосредственно связанные с занятиями спортом и ведением здорового образа жизни. К ним относятся: массаж, солярий, косметологический кабинет, салон красоты, диетология, бары, рестораны, спортивные магазины, спа (в это понятие входят такие санаторные услуги, как грязелечение). Абонемент, дающий право пользоваться услугами фитнес-клуба, называется клубной картой. Следует отметить, что в рамках данной работы понятия фитнес-клуб и спортивно-оздоровительный центр рассматриваются как равнозначные.
Несмотря на то, что российский рынок фитнес-услуг существенно уступает по объему предложения американскому и европейскому, темпы его роста стремительны. За минувший год он только в Москве увеличился в полтора раза и достиг, по данным агентства маркетинговых и социологических исследований MAGRAM Market Research (MAGRAM MR), 300-350 млн $. Емкость общероссийского рынка оценивается в 500 млн $[2]. В регионах эта цифра значительно меньше, порядка 5-20 млн $. В Пензе этот показатель вероятнее всего будет порядка 5-15 млн $. Можно предположить, что емкость фитнесс услуг в д. с. "Олимпийский" составит порядка 1 млн $. Но, несмотря на уже довольно внушительные размеры и высокие темпы роста, потенциал развития фитнес-индустрии в Москве и тем более в России все еще остается огромным. Что касается Пензы, то фитнес индустрия в нашем регионе еще зарождается как таковая, поэтому аналитики говорят о хороших перспективах.
Сегодня фитнесом у нас занимаются чуть более 300 тыс. человек - это лишь 0,2% населения. Для сравнения: в США - мировой лидер в данной области - фитнесом увлечены 14,1% жителей (39,4 млн. человек). Даже если взять менее развитый британский рынок, разница с Россией будет ощутимой - в Британии фитнесом занимаются 6% жителей (3,5 млн. человек). Иными словами, резервы у российского фитнес-рынка определенно есть.
Если говорить о насыщенности рынка, то в крупных и развивающихся городах эти показатели значительно различаются. Это в основном обусловлено финансовой обеспеченностью горожан. В Москве в секторе VIP (стоимость услуг превышает $200 в месяц, или стоимость клубной карты превышает 1500 долларов в год), по мнению генерального директора клуба Reebok-Fitness Максима Игнатьева, VIP-сегмент уже заполнен более чем на 70-90%, однако при этом потребитель VIP-услуг довольно нестабилен и нелоялен. Двумя этими факторами и объясняются высочайший уровень конкуренции в VIP-сегменте и не очень большой потенциал для его роста. На сегодняшний день на дорогой сектор приходится примерно три четверти московского рынка фитнес-услуг в стоимостном выражении. Объясняется данное обстоятельство тем, что изначально все игроки на рынке фитнес-услуг устремились попасть в дорогой сегмент, так как именно для данного сектора в начале 90-х сформировались потенциальные клиенты, способные и желающие платить за свое здоровье и красоту. И по сей день компании этого сегмента остаются верны своим дорогим и требовательным клиентам.
Во втором сегменте рынка фитнес-услуг цены колеблются в диапазоне $80 - 150 в месяц, или 400-1500$ за год. Степень насыщения этого сектора, по оценке Reebok-Fitness, равна 50 - 60%. Эластичность и емкость сегмента при этом довольно высока. Данный сегмент ориентирован прежде всего на формирующийся средний класс, доход которого составляет более $600 на члена семьи в месяц. Именно в этом секторе рынка, по словам Максима Игнатьева, и идет основная борьба за конкурента, поскольку средняя ценовая ниша дает наибольшие возможности для расширения бизнеса. По оценкам World Class, клубы этой категории могли бы в перспективе сделать своими клиентами 3 - 4% населения Москвы.
В нижнем сегменте стоимость услуг ограничивается коридором $30 - 70 в месяц. Однако в секторе low end отсутствует культура фитнеса и спорта. Доступный (нижний) сегмент обслуживается бывшими советскими спортивно-оздоровительными центрами и физкультурными комплексами. Такие комплексы специализируются только на одном виде физической подготовки - на шейпинге или тренажерных тренировках - и могут принять весьма ограниченное число клиентов. Как правило, они работают по принципу разовой или абонементной системы оплаты, без клубного членства. Стоимость одного занятия - 50-300 рублей. Такие заведения, понятно, куда доступнее, чем фитнес-центры, но на сервис здесь рассчитывать не приходится. Поэтому емкость составляет 60%.
Таким образом, в общей структуре столичного рынка спортивных услуг фитнес-клубы занимают примерно 40% и обслуживают дорогой (28%) и средний (12%) сегменты. Остальные 60% рынка приходятся на доступный (нижний) сегмент, который обслуживается бывшими советскими спортивно-оздоровительными центрами и физкультурными комплексами.
Региональный рынок фитнес-услуг, в частности Пензы, можно условно разделить лишь на 2 сегмента: премиум и нижний. Причем в отличие от крупных городов и Москвы, годовая карта в регионах стоимостью 500 $ и соответствует самому дорогому ценовому сегменту. Что касается нижнего сегмента, здесь представлены местные студии шейпинга, тренажерные залы и прочие, где час занятий стоит 30 руб. следует отметить, что на сегодняшний день средний ценовой сегмент еще не сформировался. Аналитики говорят: "Нет смысла работать в среднем ценовом сегменте, когда премиум-сегмент еще не занят".
Соответственно насыщенность рынка премиум-сегмента - 20-25%, а нижнего сегмента - 50-65%.
Потенциальная емкость рынка фитнес-услуг составляет порядка 2 млрд долларов.
Российский рынок услуг фитнеса находится в стадии становления. По данным маркетингового агентства "Бизнес Порт", его величина все еще составляет менее 1% от общемирового рынка, годовой оборот российской фитнес-индустрии в 20 раз меньше, чем в США. Значительное отставание России от западных стран, рост спроса на услуги фитнеса, наблюдающийся дефицит заведений высокого класса обусловливает перспективность данного рынка. Перспективы развития рынка фитнес-услуг более чем оптимистичны - его рост ожидается на уровне не ниже 25% в год. Потенциальная емкость российского рынка фитнес-услуг составляет порядка $2 млрд, по прогнозам компании "Бизнес Порт", этой величины рынок достигнет через 5-6 лет.
Вследствие стабильно высоких темпов развития рынка фитнес-индустрия имеет высокую инвестиционную привлекательность. Однако ожидать быстрой окупаемости в данном сегменте не приходится: организация фитнес-центра высокого уровня требует значительных вложений, покрыть которые получаемая прибыль может не ранее чем через 3-5 лет.
Приняв во внимание тот факт, что все ведущие игроки московского рынка являются крупными системами фитнес-клубов, становится очевидно - будущее не за отдельно взятыми клубами, а за масштабными сетевыми проектами. Подтверждает данное высказывание и аналогии с европейскими показателями. Так, по данным "Deloitte&Touche", на сегодняшний день в Великобритании на сетевые клубы приходится 58% от общего числа фитнес-центров, а во Франции - 75%.
Основными проблемами, тормозящими развитие фитнес индустрии в Пензе, по прежнему остаются финансовая составляющая, а также неосознание потенциальными клиентами полезности фитнеса и вообще занятие спортом для организма человека, лень населения, разнообразие развлечений и других мест время провождения, являющихся пока еще более привлекательными для людей и др.
Сдерживает развитие фитнеса в России и отсутствие льгот на аренду. Так, в развитых странах существует практика, когда одно и то же помещение на первом этаже здания банку сдадут с одним коэффициентом, зубоврачебной клинике с другим, а, например, под дом престарелых отдадут с третьим коэффициентом, то есть существует некая градация ставок аренды в зависимости от социальной значимости объекта. В России этого нет, из-за чего те деньги, которые могли бы пойти в фитнес, предпочитают вкладывать в игровые автоматы, так как там меньше сложностей, а окупаемость значительно выше.
По мнению Анастасии Юсиной из компании "Страта Партнерс", еще одной преградой на пути фитнеса является отсутствие доступа к "длинным" деньгам - пока компания окупит затраты на строительство клуба, пока заработает на постройку следующего, проходит слишком много времени. В США можно без проблем начать инвестиционный проект с десятилетним сроком окупаемости. У нас с этим сложнее. Если в Америке кредит на развитие фитнес-клуба стоит 3,5-4 процента, у нас - 15-17 процентов. В Америке - это проектное финансирование без залога, потому что там большое предложение на рынке кредитов, да и фитнес-индустрия бурно развивается. А у нас без залога кредит взять невозможно.
Необходимо отметить наличие сезонности в данном бизнесе. Основной пик активности приходится на сентябрь-декабрь, скорее всего обусловлено предстоящими зимними праздниками, на которых хочется выглядеть подтянуто и красиво. Затем идет спад на услуги, и начиная с конца апреля активность клиентов возрастает, это можно объяснить предстоящим летним сезоном. И начиная с июля снова намечается спад.