Файл: Модель А. Остервальдера и Пинье.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 491

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Целью моей курсовой работы является не только раскрытие данной темы, но и пополнения личного запаса знаний для открытия своего бизнеса, используя бизнес модель Александра Остервальдера и Пинье. В курсовой работе я собираюсь расписать не просто информацию об данной бизнес модели в сфере индивидуального предпринимательства, но еще и провести сравнение возможных вариантов работы с ней, для поиска наилучшего варианта её применения в бизнесе. Ведь это имеет немаловажное значение в данной области деятельности.

Впервые это понятие прозвучало в аннотациях к научным работам на экономическую тематику в конце 1940-х годов, а в 50-х и 60-х годах закрепилось в контексте деловых игр для руководителей. До второй половины 90-х годов понятие модели бизнеса рассматривалось в контексте корпоративной стратегии и было созвучно оной. Интерес к бизнес-моделям как инструменту для описания отличий новых интернет-компаний друг от друга и от традиционного бизнеса проявился во время Бума доткомов, а бизнес-моделирование стало подходом к представлению стартапов незнакомым с новым рынком инвесторам. Вследствие этого большинство исследований бизнес-моделей в 1990-х и 2000-х годах было посвящено именно технологическим компаниям, и понятие ассоциировалось именно с ними.

В работе, обобщающей подходы к определению бизнес-модели, исследователи из Лондонского Университета Брунеля и парижской Высшей школы экономических и коммерческих наук обозначили её как представление структурных, операционных и финансовых механизмов работы коммерческой организации, её продукты и услуги в настоящий момент времени и их дальнейшее развитие для достижения стратегических целей компании

Концепция бизнес-модели тесно связана с другими подходами к описанию бизнеса — например, корпоративной стратегией, бизнес-процессами и цепочкой ценности.

В подходе экономиста Майкла Портера выбранная компанией стратегия (ценовое лидерство, дифференциация или узкая специализация) транслируется на иные организационные аспекты, определяющие пути достижения стратегических целей. Производная от стратегии бизнес-модель, в свою очередь, определяет процессы, необходимые для функционирования бизнеса.

Дэвид Тис рассматривает стратегию как обоснование бизнес-модели, которой он отводит роль обобщённого описания компании. В его подходе цепочка ценности служит связующим звеном этих концепций, описывая конкретные наборы действий, направленных на создание ценностей и их распространение.


Действующим компаниям бизнес-модель Остервальдера поможет не только найти узкие места, выявить новые точки роста, но и проанализировать деятельность конкурентов, заимствуя лучшие практики. В своем бизнесе её используют такие компании, как IBM, Ericsson, Deloitte. Модель подходит и для стартапов, если налажены поставщики и партнеры, известны каналы сбыта, посчитана стоимость издержек.

Целью курсовой работы: проанализировать каждый сегмент модели Остервальдера и её применение в наши дни. В соответствии с этой целью в курсовой работе были поставлены и реализованы следующие задачи:

. Сделать краткий анализ по истории становления бизнес моделирования

. Рассмотреть теоретические аспекты модели Остервальдера

. Охарактеризовать виды применения данной модели

. Проанализировать все сегменты модели

. Разобрать модель и каждый из её девяти ключевых блоков

Моя курсовая работа состоит из введения, двух глав и шести параграфов, заключения, списка литературы. Первая глава состоит из трех параграфов, в которых раскрываются теоретические аспекты бизнес модели Остервальдера и Пинье а так же делается краткий анализ по истории становления бизнес моделирования. Вторая глава состоит из трех параграфов, которые рассматривают каждый сегмент данной бизнес модели и её применение в наши дни. В библиографии содержится список используемой литературы, состоящий из 8 источников, раскрывающий основные аспекты темы исследования.

ГЛАВА I История бизнес моделирования, теоретические аспекты и виды бизнес моделей

1.1 Зачем нужны бизнес модели, и что они из себя представляют

Задача любого бизнеса - приносить прибыль, и ваш стартап не исключение.  Понимание какая монетизация будет лучше на старте, а какая после первой тысячи пользователей поможет эффективно развивать проект. Например: в начале ваш интернет - магазин будет жить за счет разницы между закупкой и продажей после десяти тысяч ежедневных покупок вы сможете дополнительно зарабатывать, предложив производителям рекламу на главной странице и выделив товары производителя в отдельную группу. Бизнес модели применяются: для оценки и анализа эффективности бизнеса компании в сравнении с другими аналогичными компаниями, для оценки потенциала инвестиционной привлекательности бизнес компании в будущем, для оптимизации бизнеса и удержания ценности, которую компания создает для клиентов. Что такое бизнес - модель? Если коротко, то бизнес модель - это способ, который компании используют для создания ценности и получения прибыли, существуют десятки классификаций бизнес моделей.  Давайте разберем на примере: стартап помогает школьникам готовиться к олимпиаде по физике, и за подписку открывает доступ к базе из 150 обучающих видео. В данном случае у нас происходит монетизация по подписке. Cпустя время вы обнаруживаете низкий интерес к услуге, так как не всем нужен весь набор видео. Некоторым ученикам достаточно пары тем. Здесь вы можете сменить модель за оплату использования или продавать подписку на ограниченный набор занятий - модель частичной подписки. Таким образом знание бизнес модели помогло избежать банкротства и адаптирует проект к запросу рынка. Пинье в своей знаменитой книге по построению бизнес моделей ,,Настольная книга стратега и новатора’’ говорил - ,,бизнес модель - это то, что отличает вас от других, это ваша уникальность выраженная через взаимосвязи между самыми критичными факторами вашего успеха. Бизнес-модель важнее миссии, стратегии и плана денежных потоков. Это основа вашего конкурентного преимущества. Когда нужно использовать бизнес-модель? Работа с бизнес моделью начинается на самом начале этапа проекта, в момент выбора способа монетизации вашего продукта и продолжается на всех этапах развития. Хорошей практикой будет изучать проекта раз в два месяца для поиска точек роста или просто при возникновении затруднений. Cтартапы часто меняют бизнес-модель в ходе развития, это распространенная практика и не стоит боятся экспериментировать.


1.2 История создания бизнес-моделирования

1 Этап: 70-тые года XX века:

В 70-е годы прошлого века начались реализация сложных крупномасштабных проектов совместно специалистами различных предметных областей (системы вооружения, полеты в космос, атомные электростанции, транспортные сети и т. п.), произошло достаточно серьезное изменение условий функционирования как коммерческих так производственных компаний. Анализ проблем возникающих в деятельности организаций, привел к тому, что они стали рассматриваться как организационно-технические системы, включающие:

  • Персонал;
  • Оборудование;
  • Компьютеры (программное обеспечение);
  • Способы их взаимодействия.

Это в свою очередь вызвало необходимость в разработке адекватных способов этих элементов в структурированном связном виде. Минимальные требования, которым должно было отвечать описание организации, следующие:

  • Однозначность;
  • Простота для возможности понимания специалистами различных предметных отраслей;
  • Компактность.

Одной из самых известных методологий описания организаций как организационно-технических систем, стала методология структурного анализа и проектирования систем SADT (Structured Analysis and Design Technique). Она была разработана американцем Дугласом Россом (D. Ross) в 1973 г. Особенно широкое применение получило одно из подмножеств SADT методология функционального моделирования IDEF0 (Integration Definition For Function Modeling). Инициатором ее разработки и дальнейшей стандартизации было Министерство обороны США. Методология IDEF0 успешно применялась в военных, коммерческих организациях для решения широкого спектра задач (от разработки программного обеспечения для оборонных систем до разработки систем материально-технического снабжения и управления финансами). Наличие возможностей и опыт применения IDEF0 в различных предметных сферах, наряду с растущей компьютерной поддержкой сделало ее еще более доступной в использовании. Это в свою очередь, также привело к широкому использованию IDEF0 как методологии для описания бизнес-процессов организаций.

Во многом популярность методологии функционального моделирования IDEF0 обусловлена простотой нотации, основными элементами которой является функциональный блок и стрелка.


Каждая из четырех сторон блока имеет строго определенное значение:

  • Левая сторона обозначает входы, т. е. что поступает на вход процесса и будет преобразовано;
  • Правая сторона — выход, т. е. что создается на выходе процесса в результате его выполнения;
  • Верхняя сторона — управление, т. е. какие требования необходимо выполнить или чем руководствоваться при исполнении процесса;
  • Нижняя сторона — механизм, т. е. какие ресурсы необходимы для исполнения процесса.

Исходя из смыслового значения сторон блока, процесс в общем виде можно определить как деятельность (последовательность работ), которая преобразует Входы в Выходы по правилам и требованиям, уставленным Управлением, с помощью определенных Механизмов (ресурсов).

2 Этап: 80-тые года XX века:

Мощнейший импульс дальнейшему развитию методов описания деятельности организаций придало широкое внедрение персональных компьютеров, а также разработка информационных систем (или систем автоматизации) компаний различных предметных областей. Потребность в автоматизации бизнес-процессов в свою очередь вызвала необходимость их описания и формализации (читай моделирования) на принципиально другом уровне.

В зависимости от целей, стоящих перед специалистами по автоматизации, было разработано достаточно большое число методологий для описания деятельности организаций, самые известные из которых:

  • Функциональное моделирование с использованием диаграмм потоков данных различных нотаций (Йордана/Де Марко, Гейна-Сарсона);
  • Информационное моделирование с использованием диаграмм «сущность-связь» различных нотаций (Чена, Баркера);
  • Моделирование бизнес-процессов в виде цепочки событий (нотация EPC);
  • Динамического функционального анализа на основе сетей Петри различного вида, функционально-стоимостного анализа.

Каждая из методологий (нотаций) в силу имеющих место ограничений оптимально решала ту или иную задачу, стоящую перед специалистами по автоматизации.

Бурное развитие информационных технологий в 80 г.г., рост объемов разработки наряду со все более острой необходимостью проектирования «правильного» программного обеспечения «с первого раза», привело к созданию целого отдельного направления программотехники CASE-технологий (Computer-Aided Software/System Engineering).

CASE-средства моделирования позволяют уйти от сложностей «ручного» применения методологий для описания (моделирования) бизнес-процессов, являются средством автоматизации труда специалистов по разработке программного обеспечения (аналитиков, постановщиков задач, проектировщиков, программистов, технических писателей). Они, как правило, предоставляют возможность визуального (графического) описания бизнес-процессов с помощью той или иной методологий (нотации), обеспечивают удобную среду для групповой работы специалистов на всех этапах анализа, проектирования, разработки и сопровождения систем программного обеспечения.


3 Этап: 90-тые годы XX века:

В начале 90-х годов на Западном рынке появились первые программные продукты, предназначенные для решения задач, связанных с организационными вопросами управления организациями. Этому способствовало:

  1. С одной стороны наработка значительного опыта применения средств моделирования бизнес процессов по моделированию бизнес-процессов на основе CASE-технологий, а также понимание того, что моделирование бизнес-процессов первично по отношению к задачам их автоматизации привело к смещению акцентов от задач автоматизации до решения задач общего менеджмента (поскольку по меткому выражению классика: нельзя автоматизировать хаос);
  2. С другой стороны принципиально изменилась бизнес-среда, в которой функционируют современные организации (Интернет, глобализация, доминирование на рынке потребителя и т. д.). Динамика изменений бизнес-среды стала такова, что компаниям приходится постоянно корректировать свою систему управления: стратегию, бизнес-процессы и организационную структуру. Изменения системы управления из отдельных проектов и разовых акций превратилось в постоянный процесс, который должен протекать без потери контроля над действующей системой управления, обеспечивая достижение текущих целей ее функционирования;

Постепенно в силу особенностей применения CASE-средств, их стали применять не только для целей автоматизации деятельности, но и для широкого круга задач бизнес-анализа деятельности организаций. Действительно, наличие у компании модели деятельность «как есть» позволяло построить модель «как должно быть», а в дальнейшем и провести ее реструктуризацию, со значительно меньшими трудностями и рисками.

Моделирование, направленное на решение организационных вопросов управления, стало следующим логичным шагом развития CASE-средств. Они стали охватывать полный цикл построения системы управления: стратегия — бизнес-процессы — организационная структура — регламентирующие документы — анализ, представляя компаниям новые возможности по осуществлению «регулярного менеджмента».

Программы, предназначенные для решения организационных вопросов управления или бизнес-моделирования, выделили в отдельный класс, который на западном рынке получил название «BMS» (Business Modeling Software). К ключевым преимуществам программ этого класса можно отнести:

  • Широкие возможности визуального (графического) моделирования бизнес-процессов компании;
  • Обеспечение возможности одноформатного, одинакового понимания бизнес-процессов компании сотрудниками с разным уровнем квалификации, различных подразделений;
  • Изначально встроенная поддержка процессного подхода;
  • Представление единого информационного пространства для описания всех существенных аспектов ее функционирования;
  • Получение различных отчетов из модели (например, в виде регламентных документов: Положения о подразделения, Должностные инструкции, Регламент процесса, Регламент процедуры, Матрицы ответственности и др.).