Файл: 1. Личность Григория Распутина 6 Заговор и гибель Григория Распутина 10.docx
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тит лист
Содержание
Введение 3
1.Личность Григория Распутина 6
2.Заговор и гибель Григория Распутина 10
3.Публикации и мнения ученых о гибели Григория Распутина 15
Заключение 19
Список литературы 20
Введение
История знает немало темно-загадочных личностей, чьи имена окутаны густым флером глубоких тайн и разноречивых домыслов. В начале, теперь уже прошлого века, когда наступила заключительная фаза российской монархии, когда политическое, государственное и моральное разложение приняло нормы трагической вакханалии среди мрака и хаоса, окутавших страну, такой скандальной фигурой был «старец» Григорий Распутин.
Григорий Распутин родился 9 января 1869 года в селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии в зажиточной семье ямщика Ефима Яковлевича Распутина и Анны Васильевны Паршуковой.
Григорий был пятым, но единственным ребёнком в семье, предыдущие четверо детей Ефима и Анны умерли. Его крестили на следующий день после рождения. Однако сведения о точной дате рождения Григория крайне противоречивы. Некоторые источники сообщают различные даты между 1864 и 1872 годами. Ознакомившись ближе с биографией Григория Распутина, я замечаю, что и в зрелые годы, он не добавлял ясности, сообщая противоречивые сведения о дате рождения.
По мнению биографов Григорий был склонен преувеличивать свой истинный возраст, чтобы более соответствовать образу «старца». Историк Эдвард Радзинский, отмечает в своих трудах, что Распутин не мог родиться ранее 1869 года. Сохранившаяся метрика села Покровского сообщает дату рождения 10 января 1869 года. По старому стилю это день святого Григория потому младенца так и назвали. В родном селе Распутина школы не было, и Григорий, вплоть до начала своего странничества, был, как и его родители, неграмотным. В различной литературе отмечается, что в молодости он часто болел и до конца жизни внешне был довольно слабым и хилым. Но, не смотря на свою видимою слабость отличался сильным духом, он довольно часто совершал паломничества по святым местам.
Данная работа направлена на изучение личности и гибели Григория Распутина.
Одной из ключевых особенностей историографии данного вопроса является наличие яркой идеологической ангажированности, которую приобрело имя Григория Распутина в отечественной науке. В советский период основной целью стала дискредитация самодержавия, в современной же историографии наблюдается тенденция к апологетике Распутина.
В то же время, личность старца всегда вызывала большие споры – и сейчас среди ученых нет единого мнения о том, кем на самом деле был Распутин. Негативное отношение к Григорию Распутину наблюдалось и среди дореволюционных авторов.
В данном русле пишут свои труды многие авторы первых лет советской власти. Особого внимания заслуживает работа Б. Алмазова (1922) – несмотря на идеологический подтекст, она лишена всякого рода мистификаций, а потому может рассматриваться как полезный источник.
С явной критикой царского режима и лично Николая II выступает историк Н.Н. Евреинов (1924). В том же году в свет выходит работа следователя ЧСК В.М. Руднева. Советские историки, бежавшие за границу также ведут исследования о Григории Распутине.
В 1925 году, посмертно, выходит работы юриста Н.А. Соколова, в которой автор излагает результаты своего расследования об убийстве царской семьи – естественно, автор не обходит вниманием человека, так тесно связанного с Романовыми. С.С. Ольденбург в 1939 г. в Белграде издает свою работу, посвященную периоду правления Николая II.
К концу советского периода ученые ощущают себя более свободно в освещении событий конца XIX-начала XX века. В 1989 году выходит заключительная книга из серии работ А.Я. Авреха, в которой автор освещает последние годы правления Романовых. Используя множество исторически источников, автор не обходит стороной и Распутина. Ситуация кардинальным образом меняется уже в первые годы после распада СССР.
Отечественная историческая наука, избавившаяся от идеологического давления, ищет новые направления в исследовании жизни и деятельности сибирского старца. Одним из таких направлений становится бурная апологетика Григория Распутина – предпринимаются попытки обелить и оправдать его. В то же время во множестве работ мы встречаем все ту же тенденцию к безапелляционности оценок. Одним из самых ярких апологетов Распутина стал А.Н. Боханов, посвятивший не одно исследование старцу.
По мнению историка, Григорий Ефимович стал жертвой политической борьбы и клеветы. Сам А.Н. Боханов описывает Распутина как глубоко религиозного человека, ставшего добрым другом и советником царской семьи. Среди исследователей, убежденных в святости Распутина стоит выделить также И. Евсина и Э.С. Радзинского. В работах этих авторов мы находим истории о чудесах и пророчествах, совершенных старцем.
Одним из немногочисленных примеров попытки создать объективное исследование о роли Распутина в государственных делах последних лет правления Романовых является статья Г.З. Иоффе – работа лишена крайностей и автор не принимает радикальной позиции защиты или очернения Распутина. Очень интересна, на наш взгляд, работа психолога Александра Коцюбинского и историка и журналиста Даниила Коцюбинского. Совместными усилиями авторы создают психологический портрет Григория Распутина. В книге также публикуется дневник старца.
-
Личность Григория Распутина
Григорий Ефимович Распутин родился в 1869 году в селе Покровском, это около 80 километров от Тюмени. Кто-то считал его святым, а кто-то распускал самые ужасные слухи. Со дня смерти Распутина прошло уже более ста лет, но фигура личного лекаря цесаревича Алексея до сих пор вызывает споры во всем мире.
Правнучке старца – Лоранс Ио-Соловьефф – познакомиться со знаменитым предком не довелось. Она родилась в Париже через 27 лет после убийства Григория и до 10 лет даже не подозревала ни о своих русских корнях, ни о легендарном прадеде.
Предки Распутина принадлежали к привилегированной сословной группе государственных крестьян, которые переселились в Сибирь из Вологодского края еще в XVII веке. Это были вольные хлебопашцы, не знавшие крепостного права.
Перебравшись в Сибирь, они стали старожилами и настоящей крестьянской аристократией, теми, кто начинал колонизацию и получил лучшие и самые большие земельные наделы. Благодаря такому преимуществу старожилы обычно были богатыми крестьянами, многие из них быстро переходили на следующую ступень социальной лестницы и становились купцами и промышленниками. Но семья Распутиных к их числу не относилась, они почему-то не смогли выйти в люди и считались бедняками.
Даже их фамилия оказалась клеймом. Сначала переселенцы носили фамилию Изосимовы, но уже в Сибири она сменилась на Распутины. Лингвист Сергей Князев пишет:
Версий происхождения прозвища [Распутин] существует несколько:
а) распута — беспутный, непутевый человек;
б) распута, распутье — бездорожье, развилина или же перекресток, пересечка дорог, то есть такое место считалось притоном нечистых духов, там хоронили пьяниц, самоубийц; стало быть, Распутой могли назвать человека, который водится с нечистой силой;
в) старинная поговорка «Пустили дурака на распутье» наводит на мысль, что с таким именем мог быть просто нерешительный человек;
г) распутица — бездорожье, осенне-весенняя грязь, а значит, ребенок, появившийся на свет в ту пору, мог получить имя Распута.
Смысл любого из вариантов, стоит признать, не самый приятный для носителя прозвища.
Так что ничего не достигшие на новом месте Распутины уважением и авторитетом в своем селе не пользовались, а Григорий с детства рос в бедности и с ощущением несправедливости окружающего мира. Отец Распутина был горьким пьяницей, да и сам Григорий, едва достигнув совершеннолетия, стал постоянно прикладываться к бутылке.
При этом знавшие Распутина отмечали его показную лихость, желание выделиться из толпы. В пьяном виде, бахвалясь, он запрягал лошадей и катался по двору, любил подраться, искал конфликта, ругался скверными словами не только с посторонними, но и с родителями. Эта манера поведения в дальнейшем очень сильно повлияла на его судьбу.
С одной стороны, как настоящий ангел-хранитель царской семьи, а с другой — как хрестоматийный монстр, которого многие современники считали носителем самых ужасных пороков. Многие читатели книг о Распутине сразу же представят себе здоровенного чернобородого мужика, жившего от одной ресторанной оргии до другой, этакого супербогача, швырявшего огромные суммы направо и налево, фактического правителя Российской империи, крепко взявшего в руки "безвольного" царя Николая ІІ.
Именно так воспринимали и изображали "окаянного Гришку" большевистский вождь Владимир Ленин, советский писатель Валентин Пикуль, личный враг Распутина иеромонах Илиодор.
Григорий Распутин (ок. 1864-1916), заметная фигура в политической жизни России в последнее десятилетие царствования Николая II. Родился в Тобольской губернии в крестьянской семье. Настоящая фамилия - Новых. Образования не получил; в возрасте 30 лет обратился к религии, приобрел в родных местах репутацию "святого старца", провидца и целителя. Проповедовал прощение и покаяние. В 1895 женился и стал отцом троих детей, однако впоследствии много странствовал и пытался вести жизнь отшельника.
В 1904 появился в Санкт-Петербурге, где встретился с отцом Феофаном, инспектором Духовной академии. В следующем году был введен в семью великого князя Николая Николаевича и приобрел покровительство великой княгини Милицы. После этого Распутин появился при дворе и завоевал доверие царской семьи, начав лечить гемофилию, которой страдал цесаревич Алексей. Распутин добился расположения Александры Федоровны, а через нее и Николая II.
По приглашению императрицы Григорий появляется в Царском селе. После его визита цесаревич Алексей идёт на поправку, а для Распутина открываются все двери в царском дворце. При дворе он показывает себя предсказателем, обладающим даром излечения. Становится фаворитом Екатерины, духовным наставником для Николая, церковь видит в нём соединительное звено между царём и народом. Добившись расположения царских особ, Григорий Распутин может влиять на назначение или смещение с поста высших чиновников. Рядом с ним постоянно толпится много почитателей и просителей, посредством его ведутся торговые и внутренние дела государства.
В 1911 он стал причиной известного скандала, содействовав назначению своего друга, неграмотного крестьянина, епископом Тобольским. Использовал влияние в церковных назначениях, затем распространил его на государственные дела. Распутин упивался властью, убирая со своего пути тех, кто пытался противодействовать его влиянию. Могущество Распутина стало особенно заметным в 1915, когда под влиянием императрицы царь отстранил Николая Николаевича от командования российской армией.
Некоторые современники отзывались о нем как о человеке грубом и неряшливом. Но светских дам такие качества не пугали. Они по нескольку дней ждали, чтобы только взглянуть на живого святого и вручить ему свои подарки. Неудивительно, что подобное породило немало толкований в прессе и петербургских салонах и чуждый столичной жизни Распутин нажил очень много врагов.
Незадолго до своей смерти Распутин написал императору письмо, в котором якобы предупредил, что умрет до 1 января 1917-го и предсказал будущие бедствия на русской земле. В ночь на 29 декабря 1916 года Распутина жестоко избили и застрелили, а тело выбросили в реку Мойку.
Через два года после смерти Распутина в Екатеринбурге расстреляли царскую семью, а в последовавших революциях и гражданских войнах погибли миллионы людей. Мистики и недоброжелатели считают все это последствиями так называемого проклятия старца. Представители другого лагеря, в свою очередь, утверждают: лекарь-сибиряк стал жертвой интриг, а будущее обязательно прольет свет на его истинную биографию.
-
Заговор и гибель Григория Распутина
106 лет назад, 30 декабря 1916 года, был убит Григорий Распутин. Хотя полномасштабного расследования по горячим следам провести не успели из-за Февральской революции, впоследствии нашлись сразу двое знаменитостей, охотно взявших вину на себя. Правда, с годами у исследователей стали появляться сомнения в их причастности к преступлению. Хотя бы потому, что в их мемуарах описания убийства откровенно противоречат и друг другу, и выводам следствия, не говоря уже о серьёзных ошибках в мелких деталях.
Согласно наиболее распространённой версии, убийцами скандального старца, давно ставшего самой раскрученной фигурой революционной пропаганды, были князь Феликс Юсупов и депутат Госдумы Владимир Пуришкевич. Феликс Юсупов уже в эмиграции написал мемуары, в которых взял на себя ответственность за убийство Распутина. Его версия событий является самой подробной и считается классической.