Файл: Итоговое практическое задание по дисциплине Социальная педагогика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет |
ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
по дисциплине «Социальная педагогика»
Аналитическое задание (задачи, ситуационные задания, кейсы, проблемные ситуации и т.д.).
(тема практического задания)
ФИО студента | Хайруллаева Рухсора Баходирхон кизи |
Направление подготовки | Педагогика |
Группа | ПЕД-Б-0-З-2021-1_ДИСТАНТ |
Москва 2023
Оглавление
1. На примере одного из направлений воспитания сформулировать рекомендации, вытекающие из одного из принципов воспитания. 2
2. На примере стимулирования социализации воспитанника показать взаимосвязь между внешним социально-педагогическим процессом и технологией социально- педагогической деятельности. 3
3. Выделить и охарактеризовать перспективы самосовершенствования социального педагога. 7
Список используемой литературы 10
Гуманизация воспитания - реализация в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе которых лежит уважение к людям, забота о них; постановка в центр педагогического внимания интересов и проблем детей и учащейся молодежи; формирование у них отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире
1.
К принципу опоры на положительное тесно примыкает, почти сливаясь с ним, еще один важный принцип — гуманизации. Следует дать следующие рекомендации для реализации данного принципа:
-
Гуманное отношение к личности воспитанника; -
Уважение прав и свобод воспитанников; -
Предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; -
Уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; -
Уважения права человека быть самим собой; -
Доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; -
Ненасильственного формирования требуемых качеств; -
Отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; -
Признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).
2. На примере стимулирования социализации воспитанника показать взаимосвязь между внешним социально-педагогическим процессом и технологией социально- педагогической деятельности.
Социализация обусловлена разнообразными социальными, социально- психологическими, психолого-педагогическими факторами. Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит, в том числе и в отрыве от педагогического учреждения, который выражается во внешнем социально-педагогическом процессе и технологией социально-педагогической деятельности2.
Специфика социализации воспитанников многом также обусловлена социально-экономической асимметрией российских образовательных учреждениях, расположенных в различных регионах страны, и проявляющейся в различном уровне их экономического и социального развития, инновационного потенциала и других важных факторов, что определяет разные
условия социализации воспитанников.
Вместе с тем следует выделить следующую модель стимулирования социализации воспитанников, которая позволяет установить взаимосвязь между внешним социально-педагогическим процессом и технологией социально-педагогической деятельности:
- социокультурная среда образовательного учреждения, состоящая из нравственно-психологической атмосферы, воспитательно-образовательной деятельности, поведения ее участников (педагогов и воспитанников) и воздействия педагогов с целью формирования духовно-богатой, социально- интегрированной и профессионально-подготовленной личности воспитанника;
- формирование и усвоения социальных компетенций, по принадлежности к субкультурным образованиям (формальным или неформальным) и в свою очередь, состоящая из воспитанников с их индивидуальными особенностями и склонностями. Со стороны социокультурной образовательной среды идет социально- педагогическое воздействие на воспитанников с целью стимулирования социализации самих воспитанников, используя при этом личностно-ориентированный подход, который ставит своей целью эффективно социализировать личность студента. Социализированная личность характеризуется наличием следующих социальных компетенций: мировоззренческих; коммуникативная компетентность; овладение культурой нашего общества; духовность и гражданственность; мотивация к обучению и опыт социального поведения. То есть мы получаем социализированную личность, обладающую способностями к интернализации социальных норм, усвоению социальных функций, социальной мобильности (вхождению в социальную группу) и обладающую активной гражданской позицией.
- развитие коммуникативных качеств
личности происходит посредством личностно ориентированных технологий. Кроме того, технология межличностного взаимодействия формирует и навык ассертивного поведения, которое является важнейшим элементом при проведении переговоров, решении конфликтов. Это способность человека отстаивать свою точку зрения и добиваться того, что ему нужно, сохраняя при этом уважение к партнеру и отношения с ним;
- использование психолого-педагогических педагогических технологий, которые реализуют направленность учебно-воспитательной деятельности на создание духовного и предметного пространства, необходимого для саморазвития, самореализации и самоопределения воспитанников, с учетом влияния доминирующих в их жизни. Именно стремление к личностному самоопределению является важнейшим педагогическим условием, которое во многом определит успешность или неуспешность протекания сложного процесса социализации В неблагоприятных условиях стихийной социализации, которая может проходить в условиях трудной жизненной ситуации подростка, в неформальных молодежных движениях или просто на улице существуют определенные риски социализации, приводящие к ее так называемым «дефектам»3.
Педагогическое обеспечение стимулирования социализации общения и взаимодействия: формирование таких личностных взаимоотношений и создание такого психологического климата, которые способствовали бы свободному проявлению инициативы воспитанников, формированию межличностных взаимоотношений.
- направленность учебно-воспитательного процесса на личностно ориентированный подход: организация воспитательной системы образовательного учреждения на основе личностно ориентированных технологий, что, в свою
очередь, является фактором ее собственного развития и необходимым условием моделирования и реализации воспитательных технологий, способствующих формированию потребностей воспитанников в социокультурных ценностях, свободному развитию личности, формированию отношений к себе, к миру, развитию самосознания личности, помощь в ее самоутверждении.
Главное для педагогов – предоставление воспитаннику возможности самостоятельного выбора из предлагаемых ему вариантов оснований для размышления. Возможность выбора – это уже основа не для навязанного, а для самостоятельного принятия решений.
Говоря о личностном самоопределении как важном условии социализации, мы берем во внимание такие важные человеческие качества, как: позитивное личностное отношение к нравственным категориям и ценностям; наличие социальных жизненно необходимых навыков (коммуникативных, творческих, интеллектуальных и т.д.); умение самостоятельно принимать решение, нести ответственность, делать осознанный выбор; способность раскрыть свое «Я» путем самовыражения, саморазвития, самореализации;
3. Выделить и охарактеризовать перспективы самосовершенствования социального педагога.
У социального педагога есть три возможности или три пути в определении перспектив своего развития: путь адаптации, путь саморазвития и путь стагнации (распада деятельности, деградации личности). Адаптация – это возможность приспособиться ко всем требованиям системы образования, освоить все виды деятельности, овладеть ролевыми позициями. Саморазвитие позволяет постоянно самосовершенствоваться, изменяться, в конечном итоге полностью реализовать себя как профессионала. Стагнация наступает тогда, когда социальный педагог останавливается в своем развитии, живет за счет эксплуатации стереотипов, старого багажа и т.п., в результате профессиональная активность снижается, возрастает невосприимчивость к новому и, как итог, утрачивается даже то, что когда-то позволяло быть на уровне требований.