Файл: Итоговое практическое задание по дисциплине Социальная педагогика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Личностно-профессиональный рост и самосовершенствование на протяжении всего периода трудовых будней - непременное условие успешной деятельности представителей любой профессии, не говоря уже о профессии педагогической. Здесь любой сбой, любой спад активности обязательно замечается участниками педагогического процесса, отрицательно сказывается на результатах педагогического труда.
Для того чтобы перейти к анализу проблем профессионального самопознания и саморазвития социального педагога, необходимо хотя бы коротко остановиться на характеристике его личностных особенностей и профессиональной компетентности, специфике деятельности.
В настоящее время в науке существуют самые разнообразные подходы к выделению структурных компонентов личности социального педагога, его деятельности и общения, разные взгляды на особенности и своеобразие его профессиональной компетентности. К наиболее значимым компонентам структуры личности социального педагога относятся:
· профессионально-педагогическая направленность;
· профессиональная активность;
· профессиональные знания и умения;
· профессиональные педагогические способности, память, мышление и воображение;
· профессиональное самосознание4.
Дадим им краткую характеристику.
Профессионально-педагогическая направленность личности определяется обычно как особый класс отношений, где ведущее значение приобретают отношения к детям, к деятельности, к себе. Структурируя три основных типа отношений, можно получить восемь типов профессионально-педагогической направленности, но в качестве оптимального следует признать тот тип, где выражены все три компонента: отношение к детям и отношение к себе; неоптимального - где не выражен в достаточной степени ни один компонент направленности. Развитие профессионально-педагогической направленности зависит от многих факторов, важнейшими из них являются: личностные особенности самого социального педагога, его интересы, стремление к самосовершенствованию; своеобразие организации педагогической деятельности со стороны руководства (какие условия создаются администрацией учебного заведения для оптимальной системы отношений конкретного социального педагога к деятельности, детям и себе); особенности взаимодействия в коллективе: с администрацией, коллегами, родителями, детьми. Знание собственной профессионально- педагогической направленности, ее слабых и сильных сторон выступает в качестве условия определения перспективных линий самовоспитания: это может быть совершенствование методики преподавания, изменение отношения к детям (например: выработка способности к терпимости, повышение собственной уверенности, самопринятия и т. п.).
Таким образом, профессионально-педагогическая направленность задает как бы "вектор" личности социального педагога, в концентрированном виде аккумулирует его мотивацию профессиональной деятельности.
Профессиональная активность характеризуется стремлением социального педагога постоянно расширять сферу своей деятельности, выходить за рамки нормативов, что выражается в постоянном поиске новых форм, методов и средств преподавания, нестереотипных решений возникающих задач, способности совершенствовать свои отношения с администрацией, коллегами, родителями, учащимися, постоянном анализе на основе рефлексии своей работы, наконец, заниматься саморазвитием, используя все средства и способы самовоспитания. В контексте рассматриваемых проблем именно профессиональная активность является важным условием саморазвития. Вне такой активности, предполагающей высокий уровень мотивации, развитие социального педагога в лучшем случае будет осуществляться по адаптивному типу, в худшем -- неизбежна стагнация5.
Профессиональные знания и умения составляют содержание профессиональной подготовки. Не обладая знаниями и умениями, социальный педагог вообще не мог бы осуществлять свои функции. Профессиональные знания многообразны: это - знания в областях педагогики, психологии, методик, в сфере построения отношений с другими и знание собственных профессиональных возможностей. То же можно сказать и о специальных умениях. Сюда относятся: прогностические, аналитические, проективные, рефлексивные, мобилизационные, развивающие, ориентационные, коммуникативные, перцептивные (перцепция - это восприятие) и другие умения. Владение знаниями составляет тот багаж профессионала, который во многом определяет уровень компетентности, без них все разговоры о совершенствовании деятельности и саморазвитии лишаются смысла.
Список используемой литературы
-
Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Academia, 2019. -
Тихомирова Е.И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе. - М.: Academia, 2018. -
Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе. – М.: Академия, 2014. -
Фирсов М.В. Социальная педагогика (для бакалавров). - М.: КноРус, 2017. -
Эррера Л.М. Новый подход в определении причин появления молодежных субкультур. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011 №5(11). Часть 2.
1 Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Academia, 2019. С. 98.
2 Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе. – М.: Академия, 2014. С. 207.
3 Эррера Л.М. Новый подход в определении причин появления молодежных субкультур. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011 №5(11). Часть 2. с.221-224.
4 Тихомирова Е.И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе. - М.: Academia, 2018. С. 97 – 99.
5 Фирсов М.В. Социальная педагогика (для бакалавров). - М.: КноРус, 2017. С. 216 – 220.