Файл: Использование в деятельности менеджера современных концепции лидерства (Лидерство как процесс формирования трудового коллектива).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Первое определение понятия «лидерство» было введено еще итальянским писателем и политическим деятелем Николо Макиавелли. В его трактовке политический лидер - это государь, сплачивающий и представляющий все общество и использующий любые средства для поддержания общественного порядка и сохранения своего господства.

Сейчас же существует огромное множество толкований, объединив которые можно прийти к выводу, что Лидерство - это способность человека оказывать влияние на людей, формировать коллектив и тем самым направлять их действия в необходимое для организации русло на основе личного авторитета. Это явление, характерное в первую очередь для неформальных групп. Нередко случается, что лидером становится человек, который занимает в организации далеко не первое место. При этом его "выдвигают" другие люди, сам он может не прикладывать для этого никаких усилий. Лидера не назначают, лидером можно только стать, завоевав доверие и уважение сотрудников.

Но не стоит забывать, что члены формальной или неформальной группы зачастую скрыто требуют от лидера соответствия тем идеальным чертам, которые они ему приписывают. По этой причине малейшее несоответствие этим идеалам может стать причиной утраты лидерских позиций.

Проблема лидерства всегда волновала мир в целом и каждого человека в отдельности, являясь ключевой и актуальной для многих сфер жизни: бизнеса, политики, спорта и др., ведь лидерство существует везде, где есть коллективная деятельность и организация, это то, что ежедневно окружает нас, поэтому этой тематике посвящается немалое количество исследований и публикаций.

Необходимо также отметить актуальность данной проблемы для всех менеджеров. Эффективный руководитель должен представлять собой интеграцию менеджера и лидера, так как это поможет ему и его организации преодолевать все трудности и вывести организацию на совершенно новый уровень. И данная работа рассматривает проблему лидерства именно в аспекте руководства.

Главной целью данной курсовой работы является - показать и наглядно продемонстрировать важную роль лидерства в организации. И для того, чтобы раскрыть данную цель, в работе решаются следующие задачи:

1. Раскрыть и проанализировать различные подходы к проблеме лидерства.

2. Охарактеризовать лидерство и руководство.

3. Проиллюстрировать успешный опыт применения лидерства на практике.

4. Раскрыть проблему, связанную с непониманием лидерства в современном мире.


Для раскрытия всех этих задач использовались не только учебная литература и периодическая почать, но и книги, которые были написаны великими лидерами столетия (Ли Якокка «Карьера менеджера», Джон Максвелл «21 неопровержимый закон лидерства»). Данные книги являются исторической ценностью. Они наглядно демонстрируют теорию менеджмента.

В курсовой работе изложены основные концепции лидерства и показаны уникальность и значимость работы менеджера, сделаны попытки выделить те моменты во взаимоотношениях лидера и последователей, которые делают его успешным, а лидерство эффективным.

Глава 1. Лидерство как процесс формирования трудового коллектива

Концепции и подходы к проблеме лидерства Известно, что к сегодняшнему дню проведено более десяти тысяч различного рода исследований вопросов лидерства. Все подходы к изучению лидерства можно разделить на три части: традиционные подходы, концепции ситуационного лидерства и новые теории лидерства. Традиционный подход к лидерству наиболее ранний и опирается на две теории: теория лидерских качеств и концепции лидерского поведения.

В рамках данной теории исследователи пытались выявить те качества, которые отличали «великих людей» в истории от масс. Исследователи верили - лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и неменяющихся во времени качеств, отличавших их от нелидеров. Этот подход базировался на том, что лидерами рождаются, а не становятся. Наиболее известными, в этой теории являются исследования Ральфа Стогдилла, Уорена Бенниса и Эдвина Гизелли.

В 1948 году Ральф Стогдилл попытался обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества. Он обнаружил, что лидеры, как правило, отличались интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом. Однако он заметил, что в разных ситуациях руководители обнаруживают у себя разные черты. Затем он сделал вывод: «человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств».

Особое внимание этой сфере уделил Эдвин Гизелли. Более 20 лет научной деятельности он посвятил изучению данного вопроса. Он сравнивал 30 различных черт характера и умственных способностей для создания образа идеального руководителя. Он сделал следующий вывод: Лидер с ярко выраженными авторитарными наклонностями, имеет меньше шансов на успех, чем человек более спокойный в этом отношении.


Американский консультант Уорен Беннис исследовал 90 успешных лидеров и выделил 4 группы лидерских качеств:

  • Управление вниманием, т.е. способность так предвидеть сущность результата или исхода, цели или направления действий, чтобы это было привлекательно для последователей.
  • Управление знанием, т.е. способность так передать свои, знания, чтобы они были поняты и приняты последователями.
  • Управление доверием, т.е. способность построить свою деятельность таким образом, чтобы получить полное доверие подчиненных
  • Управление собой, т.е. способность хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.

Беннис подчеркнул, что подчиненные должны чувствовать значимость своей работы.

Последующее изучение привело к выведению 4 групп лидерских, качеств:

— Физиологические: рост, вес, фигура, внешний вид, здоровье, энергичность движений. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек еще не дает никакого права быть лидером (Например, Наполеон, Ленин, Гитлер, Сталин, Ганди).

— Психологические качества проявляются через характер человека,однако необходимо отметить, что большинство из качеств так и не получило подтверждение практикой своей связи с лидерством.

— Интеллектуальные качества - уровень этих качеств у лидеров выше,  обладает чем у тех, кто не обладает лидерскими качествами.

Однако еще  работников не удалось доказать,  противоречат что эти  ученых качества являются  внешний определяющими для  ресурсы настоящего лидера. Подход,  действительно изучающий лидерские  способность качества, интересный,  формирования но перечень качеств  свершение оказался бесконечным,  подходы невозможно создать «единственно  ведет верный» образ  лидерство лидера. Не удалось  области рассмотреть тесную  качества связь между  сосредоточены данными качествами  йеттона и лидерством. Однако  большие данная теория  лидерства послужила толчком  есть к появлению и развитию  стремятся других концепций  которые лидерства.

Пожалуй,  история наилучший способ  году объяснить, что  уэлч делают лидеры,  году или о том,  уорен что лидеры  горизонт должны делать, — это  администратор обратиться к методу,  лидерству которым пользуются большинство  добился экспертов. Они  иную сравнивают роли,  этом обязанности, привычки  пользуются и действия обычного  истории менеджера с ролями,  периодическая обязанностями, привычками  права и действиями настоящего  экспертов лидера. В таблице 1 приведено  значимость такое сравнение,  атрибутивный построенное на основе  получило работ многих  анализа экспертов в области  периодическая лидерства и руководства.


В  этой общем виде  пусть эксперты отмечают  понятия три фундаментальных  обращая сдвига, происшедших  способность в обязанностях и ответственности  сложившихся руководителей:

1) от разработки  стогдилла стратегий к визионерству, 
2) от  средний роли командира  небольшой к роли рассказчика, 
3) от  своими роли архитектора  различные систем к роли  бизнес проводника изменений  пользуются и служителя другим  администратор людям.

Каждый из этих  херсея сдвигов представляет  здесь собой важное  модель смещение акцентов  четырьмя в поведении руководителя,  успешного перемены, которые  корпорация многие эксперты  важность поддерживают. Эти  атрибутивный изменения вкратце  лидерству описаны ниже.

Таблица 1. Отличия  организаций управляющих от руководителей-лидеров

Управляющие

Руководители-лидеры

Заинтересованы  модель в производительности

Заинтересованы в эффективности

Администрируют

Внедряют  систему новшества

Поддерживают обычный  качества порядок

Развивают организацию

Сосредоточивают  желание внимание на системах

Сосредоточивают  создания внимание на людях  информационных и структуре

Полагаются на контроль

Полагаются  истории на доверие

Акцентируют важность  была тактики, структуры,  бизнес систем

Акцентируют важность  количество философии, фундаментальных  которые ценностей, общих  таблице целей

Видят краткосрочную  качества перспективу

Видят долгосрочную  особен перспективу

Принимают статус-кво

Бросают  овременного вызов статус-кво

Сосредоточены на  области настоящем

Сосредоточены на будущем

Подводят  положение итоги

Смотрят вперед,  традициях за горизонт

Подробно разрабатывают  таким порядок, этапы действий  привело и сроки

Разрабатывают концепции  появлению и стратегии их выполнения

Стремятся  люди к предсказуемости и порядку

Стремятся  следуй к переменам

Избегают рисков

Идут  таким на риск

Побуждают персонал  властная к соблюдению принятых  желание стандартов

Вдохновляют людей  лидерство на свершение перемен

Требуют  главное от других подчинения

Побуждают  различие других следовать  сделали за собой

Действуют в рамках  лидера принятых в организации  учетом правил, регламентов,  году правил, регламентов, стратегий,  качество процедур

Действуют за пределами  столетия принятых в организации стратегий,  сравнительный процедур

Имеют определенную  большие должность

Берут 


Неудачи,  особен постигшие традиционные  рамках концепции в определении  работников универсального стиля лидерства,  компания побудили, ученых  основа к разработке новых  раскрыть подходов к изучению  артхашастра лидерства. Ответ  работников начали, искать  способность в рамках ситуационных  атрибутивный теорий. Главной  якокка идеей ситуационного  владимиру подхода было  jeans предположение, что  дало лидерское поведение  руководителем должно быть  новые разным в различных  устойчивый ситуациях. Наиболее  действовало известными концепциями  лидерские в рамках ситуационного  действительно подхода являются следующие:

№1. Модель  действительно ситуационного лидерства Фидлера,

№2. Модель  противоречат ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда,

№3. Модель «траектория – цель» Хауза,

№4. Модель Врума-Йеттона-Яго.

Характеристика  влиться основных ситуационных  джека моделей дана  анализа в таблице 2.

Таблица 3. Сопоставление  отличались четырех основных  сосредоточены ситуационных моделей  менеджеры лидерства

Переменные

Модель Фидлера

Модель «траектория-цель» Хауза

Теория Херсея и Бланшарда

Модель Врума-Йеттона-Яго

Качества  концепции лидера

Лидеры, ориентированные  ведомым на отношения или  приоритетное поучение. Работу следует  теорию построить с учетом  уделяли стиля лидерства.

Лидеры  следовать способны повысить  привело результативность ведомых  такео путем применения  различают правильных стимулов.

Лидер  различные должен адаптировать  есть свой стиль  теорию с учетом задания  понимании и отношений с ведомыми.

Лидер  оказывать должен применять  заинтересованы различные процедуры принятия  концепциями решений в различных  корпорация ситуациях

Ситуационные факторы

Отношения «лидер - последователь».

Структурированность  открыли работы.

Властная позиция  были лидера в организации.

Характеристики  лидеры последователей.

Организационные факторы.

Степень  лидерские зрелости последователей:  теорию Зрелость в работе;  якокка психологическая зрелость.

Качество  посетил решения.

Обязательства последователей  сгруппировать по решению.

Время.

Стоимость.

Развитие.

Допущения относительно ведомых.

Ведомые  были предпочитают различные  день стили лидерства  себя в зависимости от задания,  ними отношений с лидером  полагаются и структуры власти.

У ведомых различные  модель потребности, которые  здесь следует удовлетворить  посетил с помощью лидера.

Зрелость (готовность) ведомых  следуй взять на себя  формальному ответственность и их способности  морис влиять на применяемый  является стиль лидерства.

Участие  процесс в принятии решений  набору повышает приверженность  дает к решению

Эффективность лидера.

Эффективность  искать лидера определяется  бросают взаимодействием внешних  стиль и личностных факторов.

Эффективны  администратор те лидеры, которые  концепциями подсказывают ведомым наиболее  свои подходящую линию  концепции поведения.

Эффективные лидеры  йеттона способны менять  качества стиль руководства,  которые поддержки и делегирования  лидерства с учетом степени  стать зрелости ведомых.

Эффективный лидер  различных учитывает роль  набор участия подчиненных  одним в принятие решений,  зависеть а также мотивацию  знание работников.

История исследований:  крок проблемы.

При проведении  противоречат исследований другими  день учеными результаты  сделали противоречат выводам  нелидеров модели.

В истекшие  йеттона два десятилетия  набору модель вызвала  усилия небольшой интерес  наглядно у исследователей.

Не проведено  правильное достаточно исследований,  учитывали чтобы можно  время было прийти  однако к выводам о прогнозной  ситуации силе модели.

Модель  полагаются является ограниченной,  выполняет так как  между допускает только  курента ответы «ДА» и «НЕТ».

Эта  действительно модель достаточно  создания сложная.