ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования
«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра Психология
Форма обучения: заочная/очно-заочная
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Философия
Группа Ал22П111в
Студент: Ыхласова Улмекен Рустем кизи
МОСКВА 2022
Античная философия
Анти́чная филосо́фия — раздел философии, охватывающий античное время. Подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 года, когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций.
Античная философия сформировалась на основе древнегреческой традиции мудрствования и мистерий, под влиянием воззрений мудрецов и жречества Египта, Месопотамии, других древневосточных стран. Пребывая изначально в круге мифологических представлений, древнегреческая мысль впервые сформулировала само понятие о философии как об особой деятельности, имеющей свой собственный предмет и метод, оказала большое влияние на становление и развитие христианства, а также стала источником рационального дискурса, развитие которого считается характерным для Западной цивилизации в широком смысле и легло в основу науки как особой формы общественного сознания.
Периодизация по смене основных проблем
Выделяют следующие периоды:
-
Натурфилософский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ; -
Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ; -
Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель; -
Эллинистический (центр перемещается из античной Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков; -
Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии; -
Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.
Античную философию можно с уверенностью считать собственно философией и прообразом любой следующей по времени философии. Такое утверждение правомерно по двум основаниям:
-
именно в античности были заложены культурные основы, которые определили развитие европейской философии. В античной философии были поставлены вопросы, ответы на которые философы ищут до настоящего времени. В более широком смысле античность — это колыбель европейской цивилизации, период зарождения европейской культуры, в том числе и философии. Древняя Греция аккумулировала влияния самых разных культур, поскольку она активно торговала с разными государствами. Знакомство древних греков с достижениями других культур помогло им расширить свой собственный кругозор, обогатившись за счет освоения их достижений; -
именно в античности зародилось понятие «философия». В восточных культурах, в восточной философии, имелись понятия, по смыслу отдаленно напоминающие понятия, выработанные в античной философии, но именно в античности было сформулировано понятие бытия, которое сыграло определяющую роль в истории европейской философии. В античности эта проблема изначально рассматривалась как вопрос о первоначале мира.
Периоды
Со стороны истории античную философию делят на пять периодов:
-
натуралистический (основное внимание уделяется Космосу и природе — милетцы, элеаты, пифагорейцы); -
гуманистический (основное внимание уделяется проблемам человека, прежде всего это этические проблемы; сюда относятся Сократ и софисты); -
классический (это грандиозные философские системы Платона и Аристотеля); -
период эллинистических школ (основное внимание уделяется моральному обустройству людей — эпикурейцы, стоики, скептики); -
неоплатонизм (универсальный синтез, доведенный до представления о Едином Благе).
Характерные черты
В чем цель философствования? Цель этой деятельности находится внутри самой деятельности. Что же становится предметом античного философствования? Предметом являются тайны самого космоса и мироздания. Исходным вопросом становится поиск архе, то есть первоначала всего сущего, субстанции
. Направленность античного философствования связана со спецификой философского мировоззрения, которое основывалось на космоцентризме. Космоцентризм — признание первичности природной реальности. Синонимом природы для греков была красота. Способ познания, к которому они прибегали, — абстрактное мышление, то есть работа мысли в пространстве, где нет чувственных образов. Именно они обрабатывают теоретические (логические) операции абстрагирования, обобщения, анализа, синтеза, индукции и дедукции.
Характерные черты античной философии:
-
функциональна — она стремится помочь людям в их жизни, философы той эпохи старались найти ответы на кардинальные вопросы бытия. -
космоцентрична — она охватывает весь Космос вместе с миром человека; -
имеет свою этику — этику Античности, этику добродетелей, в отличие от последующей этики долга и ценностей, философы эпохи Античности характеризовали человека как наделенного добродетелями и пороками, в разработке своей этики они достигли необычайных высот;
Особенности
В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности:
-
материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров); -
древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом; -
стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира); -
на поздних этапах произошло смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека); -
допускалось существование богов, которые были частью природы и близки людям; -
человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы; -
были заложены два направления в философии — идеалистическое («линия Платона») и материалистическое («линия Демокрита»), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период — материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистический — материалистическое, в римский — идеалистическое.
Хронологическая периодизацияПравить
Ранняя классика (архаика)Править
-
VIII—VII вв. до н. э. — предфилософская традиция. Не являясь по сути философией, предфилософская традиция заложила основы философского познания в дальнейшем. Особняком среди раннеклассической философии находятся софисты. Представители:-
Гомер -
Гесиод -
Орфей -
Лин -
Мусей -
Эпименид -
Ферекид -
Акусилай
-
-
VII—V вв. до н. э. — ранняя классика, или греческая натурфилософия. Первые греческие натурфилософы не касались или почти не касались вопросов этики и эстетики, уделяя внимание в первую очередь космогонии и космологии и заложив основу для последующего развития точных наук. Основные школы:-
Милетская школа-
Фалес -
Анаксимандр -
Анаксимен
-
-
Пифагорейцы-
Пифагор -
Алкмеон Кротонский -
Архит -
Тимей Локрский -
Филолай
-
-
Элеаты-
Ксенофан -
Парменид -
Зенон Элейский -
Мелисс
-
-
Школа Гераклита-
Гераклит -
Кратил
-
-
Школа Анаксагора-
Анаксагор -
Архелай -
Метродор Лампсакский
-
-
Атомисты-
Демокрит -
Левкипп -
Метродор Хиосский
-
-
Вне школ-
Эмпедокл -
Диоген Аполлонийский
-
-
Софисты-
Старшие софисты-
Горгий -
Протагор -
Антифонт -
Продик -
Гиппий -
Ксениад
-
-
Младшие софисты-
Фрасимах
-
-
-
КлассикаПравить
-
V—IV вв. до н. э. — Сократ и сократики. Классическая греческая философия традиционно начинается с имени Сократа, который первым обратился от натурфилософских вопросов к проблемам добра и зла, этики поведения человека. Ученики Сократа породили ряд «сократических» школ, крупнейшими из которых стали платоники и киники. Представители:-
Сократ -
Платоники-
Платон -
Спевсипп -
Ксенократ -
Полемон -
Крантор -
Кратет Афинский -
Клеарх
-
-
Мегарская школа-
Евклид из Мегары -
Стильпон -
Диодор Крон -
Евбулид -
Клиномах
-
-
Киники-
Антисфен -
Диоген Синопский
-
-
Киренаики-
Аристипп -
Арета Киренская -
Аристипп, сын Ареты -
Феодор-Атеист -
Гегесий -
Аникерит -
Эвгемер
-
-
Элидо-Эретрийская школа-
Федон из Элиды -
Плистен из Элиды -
Менедем
-
-
Другие сократики-
Главкон из Афин -
Кебет -
Критон -
Симмий -
Симон-кожевник -
Эсхин
-
-
-
IV—III вв. до н. э. — Аристотель и перипатетики. Деятельность Аристотеля и крупнейших представителей его школы — перипатетиков — логически завершила и подытожила достижения классики. Представители:-
Аристотель -
Теофраст -
Эвдем Родосский -
Стратон -
Аристоксен -
Дикеарх -
Клеарх
-
Эллинистическая философияПравить
-
IV—I вв. до н. э. — философия периода эллинизма, которая была представлена как новыми школами, так и новыми представителями старых (платоников, перипатетиков и киников). Основные школы:-
Скептицизм — их философия не оформилась в самостоятельную школу-
Пиррон -
Энесидем -
Агриппа -
Ксанф
-
-
Эпикуреизм-
Эпикур -
Метродор Лампсакский
-
-
Стоики (Ранняя и Средняя стоя)-
Зенон Китийский -
Клеанф -
Тимон -
Хрисипп -
Зенон Тарсийский -
Кратет Малльский -
Панетий Родосский -
Посидоний
-
-
Средняя и Новая Академия-
Аркесилай -
Лакид из Кирены -
Эвандр из Фокиды -
Карнеад -
Клитомах -
Филон Ларисский -
Антиох из Аскалона
-
-
Римская и позднеантичная философияПравить
-
I в. до н. э. — V в. н. э. — римская философия начала активно развиваться под сильным влиянием греческой к середине I в. до н. э. Наряду с римлянами, к римской философии относятся также греки — представители римских школ. Основные школы:-
Эклектизм-
Цицерон
-
-
Римский эпикуреизм-
Каций -
Лукреций
-
-
Поздняя Стоя-
Руф Гай Музоний -
Сенека -
Эпиктет -
Марк Аврелий -
Калиетес -
Максим Клавдий
-
-
-
I в. до н. э. — V в. н. э. — греческая философия периода влияния Древнего Рима также развивалась под сильнейшим влиянием классики, а позже — зарождавшегося христианства. Основные школы:-
Неопифагореизм-
Аполлоний Тианский
-
-
Средний и поздний платонизм-
Плутарх -
Клеанф -
Цельс
-
-
Скептицизм-
Фаворин -
Секст Эмпирик
-
-
Перипатетики-
Александр Афродисийский -
Фемистий
-
-
Неоплатонизм-
Аммоний Саккас -
Плотин -
Кастриций -
Порфирий -
Ямвлих -
Клавдиан -
Прокл Диадох -
Зенодот -
Дамаский -
Симпликий
-
-
Христианская философия-
Климент Александрийский -
Ориген -
Августин Блаженный -
Боэций
-
-