Файл: Роль мотивации в поведении организации (Понятие системы мотивации труда).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты анализа систем мотивации труда на предприятии
1.1 Понятие системы мотивации труда
1.2 Основные методы мотивации труда
Глава 2. Организация мотивации персонала на предприятии ООО «ПРОКТЕР ЭНД ГЕМБЛ-НОВОМОСКОВСК»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.3 Оценка влияния мотивации и стимулирования труда на предприятии
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации труда работников
Введение
В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед организациями встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения. Одна из главных задач для организаций различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора.
Важным причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация. Для этого необходимо создавать в организации такую систему материального и морального стимулирования труда, которая удовлетворит цели, как работников, так и организации. В связи с этим возникает необходимость изучения проблем формирования и регулирования организационного поведения персонала, выявления мотивирующих факторов, а также разработки на основании этого эффективных методов стимулирования.
В настоящее время нет единства взглядов на оптимальную систему стимулирования труда работников, в т. ч. и на материальное стимулирование.
Перечисленные выше причины и актуальность данной темы обусловили выбор темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является разработка научно-практических рекомендаций по совершенствованию стимулирования труда персонала.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи курсовой работы:
1. Изучить теоретические аспекты анализа систем мотивация труда на предприятии.
2. Провести анализ организации мотивации персонала на предприятии ООО «ПРОКТЕР ЭНД ГЕМБЛ-НОВОМОСКОВСК».
3. Разработать мероприятия по совершенствованию системы мотивации труда работников.
Объектом исследования является ООО «ПРОКТЕР ЭНД ГЕМБЛ-НОВОМОСКОВСК».
Предметом исследования является развитие системы мотивации на предприятии.
Теоретическую и научно-методологическую основу курсовой работы составляют нормативно-правовые акты действующего Российского законодательства, учебная и научная литература, периодические издания по теме курсовой работы, данные Интернета, нормативная документация.
Информационной базой курсовой работы явились: аналитические и иные материалы ООО «ПРОКТЕР ЭНД ГЕМБЛ-НОВОМОСКОВСК», нормативно-правовые документы.
Глава 1. Теоретические аспекты анализа систем мотивации труда на предприятии
1.1 Понятие системы мотивации труда
Система мотивов и стимулов труда должна опираться на определенную базу - нормативный уровень трудовой деятельности. Сам факт вступления работников в трудовые отношения предполагает, что он за ранее оговоренное вознаграждение должен выполнять некоторый круг обязанностей. В этой ситуации для стимулирования еще нет места. Здесь сфера контролируемой деятельности, где работают мотивы избегания, связанные со страхом наказания за невыполнение предъявляемых требований. Таких наказаний, связанных с потерей материальных благ, может быть, как минимум, два: частичная выплата обусловленного вознаграждения либо разрыв трудовых отношений. Работник должен знать, какие требования к нему предъявляются, какое вознаграждение он получит при их неукоснительно соблюдении, какие санкции последуют в случае их нарушения. Дисциплина всегда несет в себе элементы принуждения, ограничивая свободу выбора вариантов поведения. Однако грань между контролируемым и мотивированным поведением условна и подвижна, так как работник с сильный мотивацией труда обладает самодисциплиной, привычкой добросовестно выполнять требования и относится к ним как к собственным нормам поведения[1].
Система мотивации труда как бы вырастает из административно-правовых методов управления, но ни в коем случае их не заменяет. Стимулирование труда эффективно только в том случае, когда органы управления умеют добиваться и поддерживать тот уровень работы, за который платят. Цель стимулирования - не вообще побудить человека работать, а побудить его делать лучше то, что обусловлено трудовыми отношениями.
Суть эффективной мотивации заключается в создании критериальных условий, которые призваны всесторонне регулировать трудовые отношения, представленные в виде основных теорий мотивации. Ряд отечественных и зарубежных исследователей рассматривают современные теории мотивации, подразделяя их на две группы: содержательные и процессуальные[2].
Содержательные - основываются на том, что существуют внутренние побуждения (потребности), которые заставляют человека действовать.
Следует отметить, что все они имеют свои достоинства и недостатки. Поэтому каждая из систем может быть эффективно реализована в определенных условиях. Зачастую на разных этапах развития персонала приходится использовать различные системы мотивации или их сочетание.
Организация стимулирования труда должна основываться на следующих принципах[3]:
- комплексности, предполагающей единство всех видов стимулов;
- дифференцированности, означающей индивидуальный подход к стимулированию работников различных категорий, разного социального статуса, разного уровня жизни и т.п.
- гласности, позволяющей дать общественную оценку труда работников, распространить передовой опыт, усилить силу примера, сплотить коллектив;
- гибкости, предполагающей постоянное разнообразие используемых стимулов, обусловленное как изменяющимися условиями труда, так и динамикой актуальности стимула для работника;
- оперативности, требующей, чтобы поощрение или наказание следовало за поступком как можно быстрее.
1.2 Основные методы мотивации труда
На сегодняшний день создание действенной системы поощрения сотрудников компании остается наиболее сложной проблемой менеджмента. Так же основными проблемами на предприятиях, основывающих на низкой мотивации сотрудников, остаются[4]:
- высокая текучесть кадров, подразумевающая стихийный процесс прихода и ухода работников предприятия (измеряется отношением числа уволившихся рабочих и служащих, за определенный период времени, недовольных своим рабочим местом или предприятием, конкретной работой, к общей численности работников предприятия;
- высокая конфликтность, выражающаяся в противостоянии противоположно направленных организационных позиций сотрудника или групп сотрудников относительно целей друг друга. Обычно возникает в ситуации, когда нужно резко изменить привычный тип деятельности, перейти к новым организационным структурам, конверсии и пр.;
- низкий уровень исполнительской дисциплины (халатное отношение к труду) выражается в несоблюдение сроков и низком качестве выполняемых заданий в большей степени является результатом несправедливости, по мнению сотрудников, оплаты труда, недооценке заслуг сотрудника руководством, низкое качество должностных инструкций;
- слабая связь результатов труда исполнителей и поощрения выражается в снижении производительности труда и инициативности персонала. В итоге снижаются показатели деятельности компании;
- отсутствие условий для самореализации потенциалов сотрудников влечет увольнение сотрудника или переход к конкурентам, предоставившим сотруднику возможность в самовыражении и реализации своего потенциала;
- низкая эффективность воздействия руководителей на подчиненных выражается в низком уровне качества управления, с одной стороны, а с другой - имеет низкие показатели по данным психологическим и непсихологическим критериям групповой эффективности, что в свою очередь влечет к снижению качества выполняемой работы и увеличению брака;
- не ясная картина движения по карьерной лестнице влияет на рабочий тонус персонала компании, негативно сказывается на работоспособности и инициативности сотрудников;
- низкий профессиональный уровень персонала, выражающийся в недостаточном уровне внимания к обучению и повышения квалификации со стороны работы кадровых служб организации.
Рассмотрим основные приемы и способы мотивации, ориентированные на работника направленные на поиск и достижение требуемого результата и снижение имеющихся проблем[5]:
1. Применение новых форм оплаты труда.
Система оплаты труда остается основным элементом воздействия на персонал, поэтому от нее зависит эффективность его деятельности.
В современных организациях система оплаты труда включает следующие основные составляющие материального стимулирования (мотивации) труда сотрудников предприятия[6]:
1) заработная плата согласно тарифу - размер денежной выплаты (оклад, должностной оклад) в составе заработной платы, который выплачивается работнику за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей), характеризующий вклад работника в деятельность организации.
2) система доплат и надбавок: по функциональному назначению доплаты и надбавки являются самостоятельными элементами заработной платы, которые предназначены для компенсации существенных отклонений от нормальных условий труда, не учтенные в тарифных ставках и должностных окладах, занимающие промежуточное место между тарифной системой и премиальными выплатами.
3) система премирования работников. Премия — это вознаграждение, выраженное в денежной форме, работника за трудовые достижения сверх нормы. Это наиболее изменчивая часть оплаты труда: в зависимости от усилий работника премии могут выплачиваться, но могут и не выплачиваться.
4) системы внутрифирменных льгот работникам предприятия включают:
- полное или частичное возмещение расходов работнику, понесенных на дорогу;
- предоставление льготного питания в столовой предприятия;
- предоставление скидки на продукцию, выпускаемую предприятием;
- страхование здоровья работников за счет предприятия.
Материальное стимулирование хотя и является ведущим элементом в мотивации сотрудников, но без учета дополнительных факторов не имеет должно эффекта и должно учитывать следующее:
- характер и сложность выполняемой работы;
- роль труда каждого сотрудника в общем результате производства;
- эффективность трудовой деятельности[7].
В современных условиях заработная плата должна учитывать основные 3 принципа:
- заработная плата должна зависеть от трудового вклада каждого сотрудника, его стажа, опыта работы и уровня квалификации;
- заработная плата сотрудника должна устанавливаться с учетом конечного результата работы всего коллектива;
- размер заработной платы должен обеспечивать социальную защищенность сотрудников предприятия.
Не правильно подобранная материальная система стимулирования труда вызывает у сотрудников негативный эффект и приводит к отрицательным последствиям, таким как демотивация сотрудников, снижение трудовой активности, высокой текучести кадров, возрастание негативных отношений в коллективе. В свою очередь, правильно разработанная система стимулирования труда повышает уровень трудовой активности сотрудников, направляет их трудовую деятельность в нужное для предприятия русло.
2. Система социально-психологических факторов в управлении мотивацией.
Для построения эффективной мотивационной системы в той или иной организации необходимо не просто применить определенные меры стимулирования персонала, но и учесть совокупность факторов для управления стимулированием персонала, что позволит образовать прочные социальные связи между предприятием и его работниками.
В современной практике эту роль играет социальный пакет, предоставляемый работодателем. Социальный пакет будет иметь ценность в том случае, когда предлагаемые социальные льготы являются важными и значимыми для работников. Он выступает альтернативным механизмом, который способствует повышению общего вознаграждения работника вместо повышения заработной платы. Введение предприятием социального пакета способствует формированию положительной деловой репутации, позволяет строить с работниками партнерские отношения.
3. Внутренние коммуникации.
Внутренние коммуникации — это общение в компании персонала и менеджмента в ходе совместной деятельности: обмен информацией, идеями, мыслями, решениями, задачами.