Файл: Основные функции в системе менеджмента (Понятие менеджмента его сущность, задачи, роль в экономике).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА И СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Понятие менеджмента его сущность, задачи, роль в экономике.
1.2 Основные функции менеджмента
2. Реализация функций менеджмента на примере ПАО «ВымпелКом»
2.1 Анализ реализации функций менеджмента на примере ПАО «ВымпелКом»
2.2 Совершенствование реализации функций менеджмента на примере ПАО «ВымпелКом»
введение
Управление - это осознанная целенаправленная деятельность людей, с помощью которой они упорядочивают и подчиняют своим целям различные элементы внешней среды: общество, живую и неживую природу, технику. Управленческая деятельность имеет две взаимосвязанные характеристики: методологию и организацию.
Под методологией понимают логическую схему действий, базирующуюся на понимании путей, средств и возможностей достижения управленческих целей.
Организация, в свою очередь, это упорядочение действий, основываясь на их особенностях, составе и структуре. Методология и организация взаимосвязанные, поэтому данные явления нередко воспринимают как равнозначные.
Сегодня основной задачей управления является обеспечение совместной работы людей посредством единства целей и общих ценностей, сформировав наиболее подходящую структуру фирмы, чтобы обеспечить условия для обучения и повышения квалификации сотрудников, позволяющие им эффективно выполнять свои обязанности, а также своевременно реагировать на изменения внешней среды.
В современных условиях от построения системы управления, зависит эффективность деятельности организации.
В свою очередь, для того чтобы руководству осуществлять управленческую деятельности на практике, важно знать как теоретические концепции управления, так и реальные практические приемы построения управленческой деятельности.
Анализ реальной практики менеджмента, приводит к выводу, что необходимо изучать как методологическую, так и организационную сторону управленческой деятельности.
Необходимость выделения функций управления, отделения управленческих функций от неуправленческих связана с преимуществами специализации деятельности. Впервые школа научного управления (1885—1920) выступила за отделение управленческих функций от исполнения работ. Процессный подход, предложенный школой административного управления, рассмотрел функции управления как взаимосвязанные. До этого функции рассматривались как независимые друг о т друга. А. Файоль выделил пять функций управления: «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.
Анализ функций управления дает возможность систематизировать знания о динамике, темпах и направлениях развития, причинных связях и взаимосвязях функций, резервах совершенствования их организации.
Результаты анализа — основа для совершенствования существующей системы управления. Основное направление анализа функций управления — исследование всей их суммы и установление степени ее соответствия целям и задачам, стоящим перед объектом управления.
Актуальность темы заключается в том, что успешная управленческая деятельность организации в существенной мере зависит от глубины знания функций менеджмента и мастерства их применения в конкурентной борьбе на внутренних и внешних рынках. Чем ниже применяемость функций менеджмента в организациях, тем чаще они разоряются, негативно воздействуя на окружающую их среду. Именно поэтому данные функции менеджмента являются важнейшим объектом исследования, как для специалистов, так и современных практиков, использующие достижения функций в процессе всей деятельности организации.
Целью данной работы является раскрытие и правильное использование основных функций для результативного управления, лидерства и процветания на рынке труда в сфере своей деятельности.
Задачи работы:
1. Определить сущность менеджмента и его значение как системы управления;
2. Рассмотреть основные функции менеджмента;
3. Проанализировать эффективность реализации выделенных функций менеджмента в практике ПАО «ВымпелКом»;
4. Разработать рекомендации по совершенствованию реализации функций менеджмента в исследуемой организации.
Объектом исследования являются функции в системе менеджмента, предметом – реализация основных функции в системе менеджмента.
Над рассматриваемой в настоящей курсовой работе проблематикой провели работу следующие ученые: Ф.У.Тейлор, Ф. Гилберт, Р.Д., Дафт, Маскон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. и многие отечественные исследователи.
1. ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА И СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Понятие менеджмента его сущность, задачи, роль в экономике.
В условиях быстро изменяющейся среды, а соответственно, в условиях повышенной рискованности принимаемых решений стратегическое антикризисное управление должно опираться на прочный фундамент теории организации и управления. Понятие управления многозначно.
Управление – как наука – система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.
Управление – как искусство – способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.
Управление – как функция – целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты[3].
Управление – как процесс – совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию на «выходе».
Управление как аппарат – совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей[3].
Исходя из общих кибернетических представлений, обычно утверждается, что управление – это целенаправленное воздействие на систему для перевода ее в заданное состояние или поддержание заданного состояния. Однако такое определение неприемлемо для социальных систем[5].
Управление в социальных, в широком смысле слова, системах, или социальное управление, возможно через государственное и муниципальное управление, которые заключаются в создании таких условий во внешней среде, которые обеспечивают перевод системы в заданное состояние или поддержание заданного состояния.
Таким образом, определяется внешнее воздействие органов государственного и муниципального управления. Управление направлено на социальную реальность – проявление человеческого существования, сферу свободы. Социальная реальность – это общество как социальная система, как целостный организм[1].
Управление в социальных и экономических системах – это управление организациями, важнейшими элементами которых являются: организационная структура, организационная культура и люди, работники организации. Управление в организациях представляет собой менеджмент.
Приведем несколько определений, наиболее часто используемых в научной литературе.
Менеджмент (management – управление, заведывание, организация) – управление деятельностью организации; совокупность принципов, методов, средств и форм управления деятельностью организации, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности деятельности и увеличения прибылей. Менеджмент – методы и тактика управления; руководство людьми и использование средств, которые позволяют выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем[7].
Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Менеджмент (управление) – функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях, «делать что-либо руками других». У американцев есть даже поговорка: «Кто производит – не управляет, кто управляет – не производит».
Менеджмент – это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию[2].
Таким образом, понятие «управление», в том числе, включает управление в социальных системах (социальное управление в широком смысле).
В свою очередь, управление в социальных системах включает менеджмент и администрирование, в том числе управление в социальной сфере (социальное управление в узком смысле) [4].
С точки зрения системного подхода, сущность которого заключается в том, чтобы выделить систему того уровня, на котором может и должна быть решена проблема, источник преобразований системы или функций находится обычно в самой системе. Система – обособленная сознанием часть реальности, элементы которой обнаруживают свою общность в процессе взаимодействия. [10]
Для управления организациями, рассматриваемыми как системы, применимы следующие определения: управление – это процесс взаимодействия субъекта и объекта управления для достижения системой поставленной цели; управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
В настоящее время высокоразвитое состояние мира можно объяснить эффективным управлением. Управление характерно для каждой стадии функционирования современных организаций[6].
Менеджмент представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности, ориентированной на достижение поставленных целей посредством наиболее оптимального использования имеющихся материальных и трудовых ресурсов на основе принципов, функций и методов управления.
Менеджмент как современная система управления предприятием, предполагает формирование условий, которые требуются для эффективного функционирования и развития предприятия. Имеется в виду такая организация управления, которая обусловлена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования. Характерная черта современного менеджмента заключается в его нацеленности на обеспечение эффективной организации управления предприятием.
Термин «менеджмент» можно считать аналогом термина «управление», однако полными синонимами их считать нельзя. Термин «управление» намного объемнее, т.к. может применяться относительно различных сфер человеческой деятельности; разных сфер деятельности; органов управления[1].
В свою очередь, термин «менеджмент» может применяться только относительно управления социально-экономическими процессами на уровне организации, функционирующей в условиях рынка, хотя в последнее время он стал использоваться и в отношении некоммерческих организаций[3].
Менеджмент происходит от английского слова management, что в переводе означает «управление, организация», и представляет собой систему программно-целевого управления, текущего и перспективного планирования, организации производства и продаж продукции. Менеджмент изучает наиболее рациональную организацию и управление производством и трудовыми ресурсами [].
Менеджмент представляет собой комплекс следующих взаимосвязанных действий, представленных на рис. 1.
Менеджмент
Организация и управление (производством и коллективом)
Формулировка задач и внесение корректировок
Проектирование этапов работы
Принятие решений
Организация коммуникаций (передачи информации)
Регулирование производственных процессов
Сбор и анализ информации
Подведение итогов деятельности
Рис. 1. Менеджмент как комплекс взаимосвязанных действий
Известно свыше 200 трактовок менеджмента. Одно из самых известных и распространенных на данный момент определений приведено в английском издании «Международного справочника по менеджменту»: «Менеджмент представляет собой эффективное использование и координацию таких ресурсов, как капитал (финансовый, производительный и человеческий) для достижения целей с максимальной эффективностью».
В зарубежной науке управления сложились четыре важнейшие концепции, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления. Это концепции: научного управления; административного управления; управления с позиций психологии и человеческих отношений; управления с позиций науки о поведении[8].
В современных условиях существуют три научных подхода к управлению: подход к управлению как к процессу; системный подход; ситуационный подход.
Менеджмент как наука управления разрабатывает средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации, повышению производительности труда и рентабельности производства исходя из сложившихся условий во внутренней и внешней среде.
Отсюда появление и развитие в современных условиях новых подходов к управлению, ориентированных на решение проблем управления в крупных промышленных фирмах, международных по сфере деятельности - транснациональных корпорациях[3].