Файл: Основные функции в системе менеджмента (Понятие менеджмента его сущность, задачи, роль в экономике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подход к управлению как к процессу определяет управление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий - функций управления. Разные авторы предлагают различные перечни функций[6].

Оптимальный набор включает: планирование, организацию, распорядительство (командование), мотивацию, руководство, координацию, контроль, коммуникацию, исследование, оценку, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.

Системный подход предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный подход предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует и единого лучшего способа управления организацией[2].

Самым эффективным в конкретной ситуации становится метод, наиболее соответствующий данной ситуации. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, поскольку содержит конкретные рекомендации по применению научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий. Под ситуацией понимается конкретный набор обстоятельств, которые оказывают воздействие на функционирование организации в данное время. Используя ситуационный подход, управляющие могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации[9].

1.2 Основные функции менеджмента

Функция - это широко распространенное слово, которое имеет много различных значений. Функция (от лат. слова functio) обозначает обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Это понятие используется во всех сферах деятельности и областях знаний.

Например: в политэкономии функция обозначает конкретную форму проявления сущности, в философии – это внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений, в биологии показывает на работу, производимую органом или организмом, в математике указывает на зависимость одной переменной от другой.


Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления) [11].

Конечным результатом управления является выработка управленческой команды (приказа), направленных на достижение поставленной цели.

Т.к. один работник может выполнять несколько функций, а несколько работников могут выполнять одну функцию, то каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления видом деятельности или конкретным объектом - это совокупность функций, которые связанны единым управленческим циклом. [10]

Деятельность управления – это сложный и целенаправленный процесс. В постиндустриальном обществе становится важным, как работает руководитель, как он гибок и мобилен в своих действиях в отношении организации, команды в связи с осуществлением своих функций.

Достижение эффективности в деятельности руководства организации, касающихся взаимодействия и динамической функции менеджера в постоянно меняющихся условиях[3].

Функция управления – это направление или форма правления, характеризующаяся отдельным набором задач и проведением специальных методов и способов.

Среди основных характеристик функции управления являются следующие:

1) направленность этой работы;

2) отдельные сложные задачи.

Каждая организация стоит перед необходимостью формирования собственного облика – определения своих целей и ценностей, стратегии качества производимой продукции и оказываемых услуг, цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, поддержания высокой репутации фирмы в деловом мире.

Все это, именуемое организационной культурой, является задачей, без решения которой нельзя добиться эффективной работы организации [5].

Любое воздействие на управляемую систему может быть реализовано только через функции управления.

Таким образом, выявляется тесная взаимосвязь и взаимообусловленность структуры и функций управления.

Распределение функций управления способствует совершенствованию процесса управления, обобщение и передача управленческого опыта, а также изучение функций управления, понимание природы деятельности и управления [2].

Планирование – это непрерывный процесс создания и реализации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения ресурсов.


Под планированием понимается вид деятельности, связанный с постановкой целей, формулировкой путей их достижения, описанием конкретных действий. Планирование является основой управленческой деятельности. Процесс планирования должен основываться на экономических и производственных условиях, имеющихся у предприятия ресурсах, структуре и особенностях рынка, на котором планируется деятельность[4].

Прежде чем запустить какое-либо производство, управляющий должен основательно продумать, что конкретно он должен сделать, в какие сроки, пути достижения и используемые средства. Иначе его деятельность может оказаться напрасной. Соответственно, первой и основополагающей стадией управления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесс постановки цели и нахождения способов ее выполнения. Этот процесс и является планированием[13].

Главной целью планирования является обеспечение эффективного функционирования и развития предприятия. Объектом планирования на предприятии является его деятельность, под которой понимается выполнение предприятием функций: хозяйственной, социальной, экономической. Предметом планирования выступают ресурсы предприятия.

К задачам планирования относят:

1. Предвидение вероятных рыночных тенденций и соответствующая им корректировка производственной программы предприятия.

2. Исследование требований потребителей и формирование программы, ориентированной на их запросы.

3. Обеспечение выпуска продукции более высокого качества.

4. Непрерывное повышение эффективности производства.

5. Выявление и мобилизация внутренних ресурсов производства.

6. Применение наиболее экономичных технологий и оборудования.

7. Согласование действий с поставщиками, потребителями, посредниками предприятия и направление этих действий на достижение взаимовыгодных результатов[10].

В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования: стратегическое, среднесрочное, текущее.

Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами.

При этом разрабатываются также новые возможности фирмы, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменение профиля предприятия или радикальное изменение технологии[12].


Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах.

Среднесрочное планирование в настоящее время в большинстве отраслей народного хозяйства практически не используется. Данный вид планирования в большей степени характерен для государственных и муниципальных унитарных предприятий[1].

Текущее планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии.

Организация как функция управления направлена на реализацию планов. Организация непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, соответственно, формальных взаимоотношений людей, их поведения.

Понятие «организация» может принимать разные смысловые значения в научной литературе. Некоторые воспринимают организацию как нечто, стоящее выше самого понятия «управление», но в этой работе под организацией имеется ввиду именно одна из функций управления. Говоря об организации, мы ведём разговор именно об организационной деятельности, призванной обеспечить выполнение какой-либо программы или создать условия для принятия стратегии и плана [2].

Главная цель организационной функции — это формирование управляющих и управляемых систем, а также связей и отношений между ними.

Организация предоставляет возможности для продуктивной кооперации человеческих и технических ресурсов, при которой их совместная трудовая деятельность достигает максимального результата при минимальных затратах. Этот процесс обусловливает переход от неорганизованной деятельности, или от хаоса, к организованной[15].

Элементы организуемой организационной функцией системы не являются чем-то застывшим и неизменным. Подобно живым существам, они приспосабливаются к вечно меняющемуся миру. Стабильная жизнестойкая система постоянно подвергается различным изменениям.

Неизбежным считается переход от старой формы к новой, если организационная система намерена дальше существовать и развиваться[4].

Главной задачей выполняющих функцию организации работников является не допущение того, чтобы система стала неуправляемой и несла производственные потери в процессе видоизменения. Особенность организационной функции, а также её преимущество над остальными функциями управления заключается в том, что она — единственная, которая обеспечивает взаимосвязь и эффективность всех других функций управления. Объективность организационной функции выражена в том, что соединение человеческих и материальных компонентов происходит не случайным образом, а по заранее спланированной стратегии, и подчинено оно законам управления и нацелено на выполнение определённой задачи[11].


Для того, чтобы организационная деятельность функционировала, необходимо наличие специальной информации, которая обязательно должна соответствовать той области деятельности, в которой она будет использоваться.

С развитием технологий и производственных мощностей стало необходимым использование в управлении и организационной информации.

Имеется ввиду, что организация создает такой механизм интеракции системных компонентов, когда обмен информацией становится уже не самоцелью, а средством принятия управленческих решений и доведения их до исполнителей. В содержание функции организации входят такие виды работ, как образование производственных и формирование управленческих подразделений, обеспечение кооперации структурных элементов организации и решение проблемы связи и взаимоотношений управленческих отделов посредством интеграции в деятельность фирмы определённых нормативов[8].

То есть здесь функция организации может быть поделена еще на несколько небольших самостоятельных функций: организация производства, системы управления и связей и отношений между объектами и субъектами управления. Воздействие функции организации на объект управления обеспечивает образование структуры организации, взаимосвязи между ними с учетом кооперирования и спецификации производства и расстановку кадров по участкам в соответствии с их квалификацией и профессиональной подготовленностью[3].

Результатом выполнения функции организации является обеспечение чётко структурированного взаимодействия между субъектом управления и объектом управления.

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.

Мотивация труда – одна из важнейших функций менеджмента, представляющая собой стимулирование работника или группы работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей.[8]

Значение мотивации состоит в подборке эффективного способа и метода точного воздействия на трудовой коллектив, персонал для его ориентирования на деятельность, приносящую самый качественный результат, учитывая мотивационные установки работника, их личностный потенциал и профессионализм.

Главные рычаги мотивации – стимулы и мотивы. Стимул – нематериальная и материальная награда определенной формы, чаще всего это заработная плата. В отличиеот стимула мотив – внутренняя побудительная сила: желание, влечение, ориентация, внутренние целевые установки, то есть потребности.[5]