Файл: Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности (Понятие и сущность творчества, творческих способностей).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 392
Скачиваний: 7
Занятия были сформированы по разнообразным сценариям, которые зависели не только от времени их проведения, но и от погодных условий и общего настроения группы детей.
В процессе проведения коллективных игр, направленных на развитие дошкольников, воспитателю приходилось создавать атмосферу веселья и радости, активно подбадривать стеснительных детей, стараться не замечать совершенные ими ошибки. Практически в каждой игре проходило деление всех участников на несколько команд, чтобы дать детям возможность оценить действия других и сравнивать их со своими собственными, при этом ведущие были сами дети. Для того, чтоб дошкольники смогли взаимодействовать с воображаемыми предметами воспитателю помогали известные народные и специально подобранные игры.
В качестве заданий, для выполнения которых потребуются воображаемые предметы, были: мытье рук, рисование, наматывание клубка, стирка платка, лепка пирожка, забивание гвоздя, нести ведро с водой или песком, подметание пола, съесть яблоко, вышивать и т. п. А также выполнять парные и коллективные упражнения: играть в мяч, тянуть канат, нести ведро, играть в снежки, бадминтон, передавать вазу с фруктами или поднос с посудой, искать иголку, бусинку или деталь от маленькой машинки.
Содержание и основные направления занятий:
Знакомство с основами театра.
На этих занятиях дошкольники получали элементарные знания о театральном искусстве: что такое театр, театральное искусство, виды театральных представлений.
Пример такого занятия – знакомство с одним из видов театрального представления, как кукольный театр. Дети с удовольствием смотрели музыкальные спектакли кукольного театра: «Репка», «Теремок» и «Колобок» и сами принимали в них участие: отвечали на вопросы кукол, выполняли их поручения и т. д.
Занятия по культуре и технике речи.
Это игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика, интонационную выразительность речи.
Дети учились менять по заданию воспитателя высоту и силу звучания голоса, чётко произносить в разных темпах скороговорки и чистоговорки, читали наизусть стихи, правильно произнося слова и расставляя логические ударения, подбирали рифму к заданному слову, учились произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, составляли диалоги между сказочными героями.
Занятия: «Музыкальные театрализованные игры».
Это разнообразные игры-превращалки, развивающие способность к перевоплощению: «Представь себя зверушкой», «Я – сказочный герой» такие игровые задания в образах животных и персонажей из сказок с музыкальным сопровождением помогают лучше овладеть детям своим телом и осознать пластические возможности движений; игры на развитие воображения (игры с воображаемыми предметами – мячом, куклой и т. п); инсцинировки знакомых сказок («Колобок», «Репка») под музыкальное сопровождение.
Ритмопластика.
Это упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации).
Для этого на занятиях мною использовались игры «Каравай», «Угадай животного», «Морская фигура» и другие. Эти игры помогают почувствовать ритм, развивают координацию движений детей, развивают речевое дыхание, разнообразную интонацию, учат передавать позы, создавать образ животного с помощью пластических движений.
Фрагмент занятия по ритмопластике.
Цель: Развить чувство ритма, быстроту реакции и общую координацию движений, а также с помощью выразительных движений способствовать умению создавать образы.
Ход занятия:
Педагог в разных сочетаниях чередует хлопки, притопы ногой и хлопки по коленям, меняя ритм и темп. Дети повторяют за педагогом все движения. Задача повторить без ошибок.
Потом под музыку дети должны изобразить с помощью пластичных движений различных животных, например, зайца, медведя, волка, корову.
Проигрывали этюды на основные эмоции – грусть, радость, гнев, злость, смех и т. д.
Работа над спектаклем.
Работа над запланированным спектаклем включала такие занятия, как знакомство с сценарием сказки (совместное чтение, обсуждение ее с детьми); распределение ролей, постановка танцев под музыку; создание эскизов и декораций; разучивание ролей, репетиции отдельных эпизодов и всей пьесы в целом. Также велась работа с родителями – они активно помогали изготовить декорации и костюмы для постановки.
Занятие 1. Знакомство со сценарием спектакля.
Цель: Знакомство детей с текстом спектакля и обсудить его. Ход занятия:
- Чтение текста сценария сказки.
- После чтения – беседа с детьми: «Кто вам понравился в этом спектакле? Кто из героев понравился больше и почему? Нравится ли вам главный герой и т. д.»
- Игра «Ассоциации». Педагог предлагает самим детям распределить роли, опираясь на ассоциации. (Кто может сыграть колобка? С кем из ребят он ассоциируется? У кого лучше всего может получиться его изобразить? и т. д.)
- Предварительное распределение ролей по желанию детей. Подведение итогов занятия.
Занятия 2 – 4. Разучивание песен.
Цель: Разучить музыкальные партии героев сказки, развивать внимание, чувство ритма, мимику и жесты детей.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Прослушивание и разучивание музыкальных произведений, используемых в спектакле (песня Колобка, песня Зайчика, песня Медведя, песня Лисички, финальная песенка про дружбу).
- Подведение итогов занятия.
Занятия 5 – 6. Работа над текстом спектакля.
Цель: Разучивать с детьми текст спектакля, работа над артикуляционным аппаратом, дыханием, голосом, интонацией. Совершенствовать внимание, воображение и память детей.
Ход занятия:
- Упражнения для губ, языка, мышц лица: «Зарядка для язычка», «Цоканье», «Достань язычком губу, нос, щечку»; упражнения на дыхание:«Эхо».
- Работа над текстом и техникой речи.
- Репетиция эпизодов спектакля с учетом изученного текста сценария.
- Подведение итогов занятия.
Занятия 7 – 8. Разучивание танцевальных партий.
Цель: Разучивать танцы и музыкальные партии персонажей спектакля, развивать внимание, чувство ритма, мимику и жесты.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Разучивание финального коллективного танца «Полька».
- Репетиция индивидуальных партий ежика, зайца, лисички и медведя.
- Подведение итогов.
Занятия 9 – 10. Репетиции эпизодов и генеральная репетиция.
Цель: Репетировать все эпизоды спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Перекличка детей – дети по очереди выходили и называли свои имена и фамилии. Учились кланяться, вселяя уверенность в себе, учились не бояться говорить.
- Генеральная репетиция спектакля с костюмами и декорациями.
- Подведение итогов занятия.
По окончании занятий состоялась премьера сказки «Однажды в лесу», которая прошла успешно и была высоко оценена приглашенными зрителями: родителями детей и детьми из младшей группы, руководством ДОУ.
2.3 Анализ результатов опытно-поискового исследования
После проведения работы с учетом реализации эффективных приемов и методов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности была проведена повторная диагностика измерения уровня развития творческих способностей дошкольников по той же методике. Предполагаем, что результаты будут иметь положительную тенденцию, так как считаем, что театрализованная деятельность способствовала более эффективному развитию творческих способностей в дошкольном возрасте.
Результаты проведенной диагностики (Приложение 2).
Обобщенные результаты исследования творческих способностей по группе в процентах можно наглядно увидеть в таблице 2.
Таблица 2
Обобщенные результаты исследования творческих способностей по группе
Проведенные методики |
Уровни развития |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Методика «Солнце в |
3 детей = 20% |
9 детей = 45% |
7 детей = 35% |
комнате» |
|||
Методика «Складная картинка» |
0% |
4 детей = 20% |
16 детей = 80% |
Методика «Как спасти зайку» |
0% |
13 детей =65% |
7 детей =35% |
Интерпретация результатов.
Полученные данные повторной диагностики показали, что низкий уровень развития реализма воображения обнаруживается уже у 20 % детей, увеличилось количество детей со средним и высоким уровнем – 45% и 35% соответственно. Развитие надситуативно-преобразовательной способности творческих способностей у 65% детей – теперь на среднем уровне, и 35% на высоком. Низкий уровень дети не обнаружили. Способность видеть целое раньше частей теперь у 20% детей развита на среднем уровне и 80% детей на высоком. Низкий уровень также не обнаружен.
Соотношение результатов первого и контрольного этапов опытно- поискового исследования творческих способностей детей можно увидеть на представленных ниже диаграммах (рис. 1-3):
Рисунок 1 - Соотношения уровня развития реализма воображения
Рисунок 2 - Соотношения способности видеть целое раньше частей
Рисунок 3 - Соотношения способности надситуативного-преобразовательного характера творческих решений
Анализируя полученные результаты, можно сделать следующие выводы: Теперь большинство детей в группе (45%) имеют средний уровень творческого воображения. Способность к надситуативно- преобразовательному характеру творческих решений теперь обнаруживают все дети группы, показывают хорошие результаты, средний уровень 65% детей, и высокий 35%.
В процессе наблюдений за детьми на формирующем этапе мы заметили, что дети стали обладать дифференцированным восприятием, хорошо справлялись с любыми видами продуктивной творческой деятельности. Им было свойственно более развитое, чем ранее воображение, фантазия, уверенность в себе и в своих силах. Они теперь не только с интересом слушают музыку, смотрят спектакли и выполняют творческие задания, но и сами активно участвуют в постановках, проявляют при этом эмоциональный интерес и творческую активность.
Выводы по 2 главе
В результате проведения диагностики развития творческих способностей дошкольников по методике В.Т. Кудрявцева и В.Б. Синельникова, обнаружили, что дети старшей группы на начальном этапе проявили плохо развитое творческое воображение, которое является основой творческих способностей (у большинства детей группы 65%). Результаты диагностирования также показали, что у многих детей необходимо развивать такую творческую способность как надситуативно-преобразовательный характер творческих решений: 40% низкий уровень.
После проведения опытно-поисковой работы, в которой были реализованы приемы и методы развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности, мы провели повторную диагностику. Результаты показали, что низкий уровень творческого воображения обнаруживается только у 20% детей по сравнению первоначальными 65%, увеличилось количество детей со средним и высоким уровнем – 45% и 35% соответственно. Развитие надситуативно- преобразовательных способностей творческих решений теперь у 65% детей по сравнению с первоначальными 40%.
Использованные в исследовании методы и приемы развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности доказывают их эффективность. Мы убеждаемся, что использование креативных методов и приемов в театрализованной деятельности дошкольников положительно влияют на их творческие способности.
Таким образом, работа по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности с применением креативных приемов и методов позволила решить многие педагогические задачи, касающиеся развития творческих способностей детей. Дети намного лучше чувствуют образ героев сказок, понимают оттенки и нюансы выражений лица, а также жесты и движения другого человека. Умеют использовать приобретенные знания об эмоциональном состоянии героев сказок, откликаются на содержание прочитанных сказок и исполняют игровые действия.
Использование приемов и методов в театрализованной деятельности дает возможность развивать способности дошкольников к творчеству. А от того, каким образом будут использованы подобные возможности, зависит творческий потенциал взрослого человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность исследования развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности обусловлена, во-первых, изменяющимися требованиями к выпускникам дошкольных образовательных учреждений, предполагающими развитие креативного мышления, развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Во-вторых, недостаточным уровнем изученности приемов и методов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности в научной литературе. В-третьих, отсутствие в практике дошкольных образовательных учреждений системного использования эффективных приемов и методов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.