Файл: Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности (Понятие и сущность творчества, творческих способностей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 380

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Системное использование эффективных приемов и методов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности ведет к наиболее полному усвоению необходимых знаний, умений, навыков, благоприятствует успешному выполнению определенной деятельности и, в соответствии с этим, эффективному развитию способностей.

Сущность творческой деятельности заключается в создании новых образов или действий. Творческая деятельность – это деятельность человека, в результате которой им создается нечто новое, приводящее к новым знаниям о мире, отражающее новое отношение к окружающей действительности.

В условиях современного дошкольного образования существует проблема отсутствия в практике дошкольных образовательных учреждений системного использования эффективных приемов и методов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности. Из этого следует, что в существующих условиях в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности путем применения последовательных и систематических приемов и методов, тем более что дошкольный возраст – сенситивный период для развития этого процесса.

Для организации педагогического процесса в МАДОУ №19 в старшей группе «Звездочки» были созданы условия, мотивирующие дошкольников к самостоятельной, инициативной и творческой деятельности, условия успеха.

Подобраны необходимые эффективные методы и приемы для развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности. Для решения частных педагогических задач в развитии творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности спланировали и провели необходимый целенаправленный образовательный процесс. Выбрали естественные методы и креативные приемы обучения: игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, устное изложение, беседу, анализ текста, музыкального произведения, показ видеоматериалов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, наблюдение, работа по образцу, тренинг, вокально-тренировочные упражнения и др.

Осуществлялась эта работа путем введения дополнительных занятий по театрализованной деятельности на базе той программы, по которой воспитатель работал с группой, без резких изменений формы занятий. На интегрированных занятиях по музыке, рисованию, конструированию, развитию речи также применялись последовательные и систематические приемы и методы развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.


Не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности, в основном виде деятельности дошкольников игре, педагог не просто наблюдал за детской игрой, а управлял её развитием, обогащая ее включением в игру творческих элементов.

Педагогу необходимо знать, как и во что играют дети, насколько разнообразны сюжеты их игр, помочь воспитанникам научиться разнообразить сюжеты игр, применив приемы и методы развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности. Это совместная игра педагога с воспитанниками, разыгрывание разных сюжетов с принятием на себя разных ролей. Ребенок в игре учился проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру. Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать педагоги для развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности. Среди них: «перевирание» сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми, инсценировать их, создавать спектакли, использовать в развлечениях и на праздниках.

Результаты диагностирования показали, что у многих детей на начальном этапе необходимо развивать надситуативно-преобразовательный характер творческих решений. Для формирования данной способности в работе были использованы различные проблемные ситуации, решая которые, они не просто выбрали оптимальную из предложенных возможностей, а на основе преобразования исходных средств создавали свою альтернативу. Роль педагога заключалась в том, чтобы поддерживать, поощрять творческий подход детей к решению любой проблемы, не акцентировав внимание на промахах и ошибках, не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее, включая в игру творческие элементы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аксенова О.Е., Колодич Е.Н., Санцевич Д.В., Юркевич Н.А. Программа «Радуга». Методические рекомендации. - Минск: БГПУ, 2018. – 35 с.
  2. Алексеев Н.Г. О психологических методах изучения творчества / Н.Г. Алексеев, Э.Г. Юдин. – М.: Наука, 2017. – 335 с.
  3. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М.: Советский художник, 1981. – 350 с.
  4. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – СПб:, Нева, 2001. – 240 с.
  5. Бекина С.И. Музыка и движение – М.: Просвещение, 2014. – 220 с.
  6. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/6/0370/6_0370-1.shtml#book_page_top
  7. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: «Просвещение», 2017. – 169 с.
  8. Белкин А.С. Читаю чувства на лице твоем // Народное образование, 2016. – С. 91.
  9. Белова Е.С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста П. Торренса // Психологическая диагностика. 2004. – № 1. – С. 21-40.
  10. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). – Дошкольное воспитание. – 2018. – № 1. С. 17-19.
  11. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 320с.
  12. Большой Энциклопедический Словарь (БЭС) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vipbook.pro/nauka-i- ucheba/enc_spr_slov/189511-bolshoy-enciklopedicheskiy-slovar.html
  13. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. Петровского. – М.: Академия, 2016. – 496с.
  14. Венгер Н.Ю., Путь к развитию творчества. // – Дошкольное воспитание. – 2002. – № 11. С. 32-38.
  15. Веракса Н.Е., Диалектическое мышление и творчество. – Вопросы психологии.// – 2000. – С. 5-9.
  16. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина. – М.: Педагогика, 1981. – 266 с.
  17. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя / Л.С. Выготский – М.: Просвещение, 1991. – 266 с.
  18. Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб.: Союз, 2017. – 92 с.
  19. Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах. Детская психология. Том 4. – // М., Педагогика, 2012. – 563 с.
  20. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методике Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли): Первый год обучения (для детей 5–10 лет). – СПб: ГП «Иматон», 1996. – 84 с.
  21. Григорьева О.А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников / О.А. Григорьева // Молодой ученый. – 2014. – С. 568-569.
  22. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. 2-е издание. М., Академия, 2018. – 342 с.
  23. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014 – 280 с.
  24. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 304 с.
  25. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. – Пенза: Уникон-ТРИЗ. – 2003. – 190 с.
  26. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. N 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/document?id=20825134&sub=0
  27. Интеллект карты в книге Тони и Барри Бьюзенов «Супермышление» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kayrosblog.ru/iintellekt- karty-v-knige-toni-i-barri-byuzenov-supermyshlenie
  28. Использование метода фокальных объектов для поиска новых идей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://newgoal.ru/ispolzovanie- metoda-fokalnyx-obektov-dlya-poiska-novyx-idej
  29. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-opredeleniya- tvorchestva
  30. Козулина Ю.Г. Методика преподавания психологии: хрестоматия / Красноярск. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sci.house/vvedenie- professiyu-scibook/mentalnyie-provokatsii-77477.html
  31. Конвенция ООН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/document?id=2440422&sub=0
  32. Конституция РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/document?id=10003000&sub=0
  33. Концепция развития образования РФ до 2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.mari.ru/ou_respub/sh14/commondocs/Концепция%20развития %20образования%20%20РФ%20до%202020%20%20г.pdf
  34. Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  35. Кравцова Е.Е. Культурно-исторические особенности развивающей семейной педагогики [Электронный ресурс] / Е.Е. Кравцова // Вестник РГГУ. – №17. Режим доступа: http://rggu-bulletin.rggu.ru/section.html? id=5599
  36. Краткая философская энциклопедия. – М., Издательская группа «Прогресс» – «Энциклопедия», 1994. – 576 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://svitk.ru/004_book_book/15b/3353_kratkaya_filosofskaya_enciklopedi ya.php
  37. Краткий психологический словарь. Сост. Л. Карпенко; под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, 1998 г. 512 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.encyclopedia.ru/cat/books/book/48125/
  38. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок – дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. – 2005. – № 9. С.52-59. – 1995. – № 9. С. 52-59, № 10. С. 62-69.
  39. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М.: Сфера, 2007. – 464с.
  40. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., Академия, 2016. – 406 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Результаты диагностики творческих способностей дошкольников (в баллах)

Испытуемые

Методика

«Солнце в комнате»

Реализм воображения

Min 1 балл

Max 5 баллов

Методика

«Складная картинка»

Способность видеть целое раньше частей

Min 5 баллов

Max 15 баллов

Методика «Как спасти зайку»

Надситуативно- преобразовательный характер творческих решений

Min 1 балл

Max 3 балла

Испытуемый 1

2

15

1

Испытуемый 2

3

10

1

Испытуемый 3

3

10

3

Испытуемый 4

2

12

3

Испытуемый 5

2

15

3

Испытуемый 6

2

10

1

Испытуемый 7

3

15

1

Испытуемый 8

1

15

1

Испытуемый 9

2

13

3

Испытуемый 10

3

15

1

Испытуемый 11

1

14

3

Испытуемый 12

3

15

1

Испытуемый 13

2

10

2

Испытуемый 14

1

12

2

Испытуемый 15

2

11

2

Испытуемый 16

3

9

1

Испытуемый 17

1

10

2

Испытуемый 18

2

15

2

Испытуемый 19

2

13

2

Испытуемый 20

3

14

3

Приложение 2

Результаты повторной диагностики творческих способностей дошкольников (в баллах)

Испытуемые

Методика

«Солнце в комнате»

Реализм воображения

Min 1 балл

Max 5 баллов

Методика

«Складная картинка»

Способность видеть целое раньше частей

Min 5 баллов

Max 15 баллов

Методика «Как спасти зайку»

Надситуативно- преобразовательный характер творческих решений

Min 1 балл

Max 3 балла

Испытуемый 1

3

15

2

Испытуемый 2

4

10

2

Испытуемый 3

4

10

3

Испытуемый 4

3

12

3

Испытуемый 5

3

15

3

Испытуемый 6

3

10

2

Испытуемый 7

4

15

2

Испытуемый 8

2

15

2

Испытуемый 9

3

13

3

Испытуемый 10

3

15

2

Испытуемый 11

2

14

2

Испытуемый 12

4

15

3

Испытуемый 13

3

10

2

Испытуемый 14

2

12

2

Испытуемый 15

3

11

2

Испытуемый 16

4

11

2

Испытуемый 17

2

12

2

Испытуемый 18

5

15

3

Испытуемый 19

3

14

2

Испытуемый 20

5

14

3