Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ЧОУ ВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ»
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
История эволюции представлений о роли государства в экономике
Теоретико-методологические аспекты роли государства в рыночной экономике
Методы государственного регулирования рыночной экономики
Государственное регулирование экономики на примере Свердловской области
Глава 4.
Государственное регулирование экономики на примере Свердловской области
Министерство экономики является исполнительным органов государственной власти Свердловской области, осуществляющим следующие функции:
• разработка региональной политики
• нормативно-правовое регулирование в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития
• разработка стратегии социально-экономического развития.
Цели министерства экономики:
• Социально-экономического развитие
• Эффективность государственных инвестиций.
• Единая государственная экономическая и социально-трудовая политика.
• Человеческий капитал; качество жизни населения.
• Программы по приоритетным национальным проектам.
• Развитие и совершенствование межбюджетных отношений, системы налогообложения и финансовой инфраструктуры.
• Эффективность деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления.
Главным документом определяющим стратегию и инструменты для экономического развития на ближайшие годы является государственная программа Свердловской области "Совершенствование социально-экономической политики на территории Свердловской области до 2020 года", включающая в себя 28 программ (см. приложение 1), утвержденная постановлением Правительства Свердловской области постановлением от 25.12.2014г. №1209-ПП. Настоящая государственная программа разработана в соответствии с основными стратегическими документами, определяющими экономическую политику Свердловской области:
1) Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
) Указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года;
) Стратегией социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 1757-р (далее - Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года);
Общие объемы доходов и расходов областного бюджета
Объем доходов бюджета 1) 174644657,6 тысяч рублей на 2015 год;
) 175949874,5 тысяч рублей на 2016 год;
Объем расходов бюджета 1) 203559374,0 тысяч рублей на 2015 год;
) 198725567,8 тысяч рублей, в том числе общий объем условно утвержденных расходов - 4618088,0 тысяч рублей, на 2016 год;
Дефицит областного бюджета 1) 28914716,4 тысяч рублей на 2015 год;
) 22775693,3 тысяч рублей на 2016 год;
Регулирование в экономике Свердловской области по основным направлениям:
В рамках активизации экономического роста из Федерального бюджета и бюджета Свердловской области были выделены денежные средства на следующие мероприятия:
3 000 млн. руб. на реализацию проектов по импортозамещению;
,6 млн. руб. на обеспечение доступности кредитов для предприятий (увеличение гарантийного фонда);
,0 млн. руб. субсидии на модернизацию производства товаров;
,7 млн. руб. на продвижение продукции предприятий области;
,9 млн. руб. на увеличение фонда микрофинансирования (для обеспечения доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства);
,8 млн. руб. предоставлено грантов начинающим субъектам малого предпринимательства;
821,71 млн. руб. на поддержку сельского хозяйства на условиях софинансирования;
,157 млн. руб. на строительство объектов коммунальной инфраструктуры земельных участков, предназначенных для массового жилищного строительства;
,876 млн. руб. на строительство объектов коммунальной инфраструктуры земельных участков находящихся в государственной собственности и предоставленных однократно бесплатно гражданам в собственность для ИЖС;
562,0169 млн. руб. субсидии на реконструкцию и строительство объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований;
,2569 млн. руб. субсидии на реализацию проектов по развитию газификации населенных пунктов городского типа;
,9742 млн. руб. субсидии на капитальный ремонт многоквартирных домов находящихся на территории Свердловской области;
,2184 млн. руб. субсидии фонду "Региональный фонд содействия капитальному ремонту в многоквартирных домах Свердловской области" на обеспечение деятельности;
,000 млн. руб. на социальные выплаты гражданам, признанным безработными. Обеспечения занятости на территории Свердловской области регулируется законом о Свердловской области от 25.03.2013г. №23-ОЗ "О содействии занятости населения в Свердловской области".
Для реализации полномочий в сфере государственного регулирования цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, размеров платы) в Свердловской области создан исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Региональная энергетическая комиссия Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области), которая осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 13.10.2010 N 1067-УГ "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области" (далее - Положение). Одной из основных характеристик сферы государственного регулирования цен (тарифов) в Свердловской области является то, что функции по регулированию тарифов и установлению нормативов потребления коммунальных услуг реализуются в Свердловской области единственным регулятором - РЭК Свердловской области.
Государственные полномочия по установлению подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) распространяются на сферы электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Кроме этого РЭК Свердловской области устанавливает розничные цены на природный и сжиженный газ, реализуемый населению, тарифы на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при школах, средних специальных и высших учебных заведениях, согласно перечню полномочий РЭК Свердловской области, указанному в Положении.
Регулирование предпринимательской деятельности.
В 2015 году все действующие на территории региона управляющие организации должны были получить лицензию для осуществления своей деятельности до 1 мая. Такое изменение утверждено Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ, отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ".
Охрана окружающей среды
Главный исполнительный орган в сфере защиты окружающей среды - Министерство природных ресурсов и экологии. Главными нормативно-правовыми актами в сфере охраны окружающей среды являются: закон Свердловской области от 20 марта 2006 года N 12-ОЗ "Об охране окружающей среды на территории Свердловской области", Постановление Правительства Свердловской области от 25.06.2010 N 974-ПП "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2020 года".01 января 2015 года вступили в силу изменения в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и другие законы в сфере экологии, внесенные Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ.
Планируется поэтапное реформирование системы государственного учета, нормирования и контроля за объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду.
Такие объекты, в зависимости от уровня негативного воздействия, подразделяются на 4 категории: к I категории относятся объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду; ко II категории - умеренное негативное воздействие, к III категории - незначительное и к IV - минимальное негативное воздействие.
В зависимости от категории объекта, новым законом определены обязанности хозяйствующих субъектов по нормированию допустимых выбросов и сбросов, внесению отчетности и платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Заключение
Рассмотренная в настоящей работе тема дает обильную пищу для размышлений. Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. Для сглаживания социальных противоречий связанных с производством и распределением экономических благ используется активная экономическая политика, проводящаяся соответствующими государственными органами. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной. Конечно, вмешательство государства в экономические отношения не должно быть безграничным - экономика не должна быть излишне административно "зарегулирована", так как это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.
В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. Особое положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них - возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем (строительство крупных промышленных объектов, освоение космоса, строительство новых городов), но это не должно приводить к снижению жизненного уровня населения.
В начале XXI столетия человечество стоит перед задачей, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику государства и все возрастающую необходимость охраны окружающей среды. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство. По всей видимости, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.
Список используемой литературы
Борисов Е. Ф., Петров А. А., Березкина Т. Е. Экономика. Учебник для бакалавров. М.: Проспект. 2020.
Васильев В. П., Холоденко Ю. А. Экономика. Учебник и практикум. М.: Юрайт. 2020.
Лобачева Е. Н. [и др.] Основы экономической теории. Учебник для СПО. М.: Юрайт. 2019.
Баликоев, В. З. Общая экономическая теория : учебник / В. З. Баликоев. – 16-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2020
Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. – Москва : Издательство Юрайт, 2021
Борисов, Е. Ф. Экономика : учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021
Бродский, Б. Е. Макроэкономика : Продвинутый уровень : курс лекций / Б. Е. Бродский. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2019
Васильев, В. П. Экономика : учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев, Ю. А. Холоденко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021
Викулина, Т. Д. Экономическая теория : учебное пособие / Т. Д. Викулина. – 2-е изд. – Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2020
Гребенников, П. И. Макроэкономика в 2 т. Том 1 : учебник и практикум для вузов / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич, А. И. Леусский. – 11-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021
Гребенников, П. И. Макроэкономика в 2 т. Том 2 : учебник и практикум для вузов / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич, А. И. Леусский. – 11-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021
Гребенников, П. И. Экономика : учебник для вузов / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021
Гукасьян, Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие / Г.М. Гукасьян. – 4-e изд., доп. и перераб. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019
. Министерство экономики Свердловской области http://economy. midural.ru/
. Социально-экономические итоги развития России http://rusrand.ru/analytics/
. Федеральная служба государственной статистики. // http://www.gks.ru
. Официальный портал Белоярского городского округа http://beloyarka.com/