Файл: Тема Циклические и ациклические виды спорта в процессе занятий физической культурой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проверяемое задание 2


Тема 2. Циклические и ациклические виды спорта в процессе занятий физической культурой

Задание: ознакомиться с образцом описания групповых тактических действий, выполнить последующее задание по образцу.

Групповые тактические действия при системе игры в нападении со второй передачи игрока передней линии
Имеется три варианта групповых тактических действий. Выбор варианта зависит от того, какой из игроков передней линии выполняет передачу на удар – игрок 3, 2 или 4 зон. В простейшем варианте передачу на удар выполняет игрок зоны 3. Сложнее варианты, в которых вторую передачу выполняют игроки зон 2 и 4.

Последовательность в обучении групповым тактическим действиям в нападении при данной системе будет следующей.

Начинают обучение групповым тактическим действиям через игрока зоны 3, 2 или 4. Вначале целесообразно использовать простые передачи на удар, не включая взаимодействие игроков, принимающих подачу на удар. При совершенствовании этих взаимодействий можно подключать игроков, принимающих подачу или удар, использовать более сложные передачи для удара (высокие, низкие, полупрострельные и т. д.), применять перемещения нападающих в соседние зоны, использовать пассивные и активные сопротивления блокирующих.

Примерные упражнения:

  1. Нападающий удар из зоны 4 (2, 3) с передачи игрока зоны 3 (2, 4).

  2. Игрок зоны 4 выполняет нападающий удар, игроки задней линии располагаются в зонах 1, 6, 5, передающий игрок базируется в зонах 3, 2, 4, а нападающий один или в зонах 4, 2, 3.

  3. Нападающие игроки располагаются в зонах 4, 2, передающий – в зоне 3, игрок с мячом находится в любой зоне задней линии (1, 6, 5). Передающий игрок, получив мяч от игрока задней линии, выполняет передачу на удар в зону 4 или 2, откуда производится нападающий удар. При выполнении второй передачи передающий игрок может стоять лицом, боком или спиной к нападающему, в зависимости от этого выполнять передачу вперед, в сторону или за голову.

  4. Принимающий подачу направляет мяч связующему в зону 3, который отправляет его в зону 4 или 2 (за голову). Если связующий будет находиться в зоне 2, то он может передавать мяч для завершения атаки в зоны 4 или 3 (рис. 2.1).





Рис. 2.1
Идентичные варианты этих комбинаций возможны и при выходе связующего к сетке из тыловых зон 1, 6, 5. Ключевую роль здесь будет играть игрок зоны 3, который первым должен начинать разбег для атаки с низкой, короткой или передачи на взлете и создать впечатление у соперника, что именно он будет выполнять атакующий удар.
Существует два способа выхода игрока задней линии: из-за игрока и из зоны.

Темы заданий для выполнения по образцу

  1. Групповые тактические действия при системе игры в нападении в следующих видах спорта: баскетбол, футбол, гандбол, стритбол, хоккей.


1. Групповые тактические действия при системе игры в нападении в баскетболе.

Существуют две основные тактики нападения в баскетболе: позиционная и быстрая. Их различие заключается в скорости проведения атаки. Стремительное нападение более характерно для НБА, где игра в большей степени базируется на индивидуальном мастерстве игроков, в то время как европейскому баскетболу более свойственно проведение длительных позиционных атак.

Тем не менее, нельзя быть категоричным в этом делении, поскольку на протяжении игры, как в Европе, так и в США реализуется множество стремительных и позиционных атак.

1. Быстрый прорыв подразумевает под собой молниеносный перевод мяча на половину соперника и незамедлительную атаку с возможностью одной-двух быстрых передач.

Команды выбирают такую технику нападения в разных случаях. Чаще всего это связано с отставанием от соперника по очкам и нехваткой времени.

Кроме того, индивидуальное мастерство игроков и преимущество в скоростных качествах могут вынудить тренера применить тактику «бей-беги».

2. Позиционное нападение, наоборот, включает в себя спокойный перевод мяча на половину соперника, расстановку игроков, применение комбинаций или индивидуальные действия. По сути, позиционное нападение считается более  грамотным, по-баскетбольному глубоким.

Это связано с тем, что соперник успевает вернуться в защиту и чаще всего начинает плотную оборону со своей половины, а также тем, что физически  провести матч в постоянном ритме быстрого нападения довольно сложно.

Позиционное нападение в баскетболе в чем-то сродни ведению войны, каждый игрок выполняет определенные, однако, тщательно скоординированные, действия. Пять игроков нападения распределяют свои функции следующим образом:



- первый номер (защитник, разыгрывающий). Данный игрок занимает позицию вверху площадки, как правило, по центру возле середины поляны. Его задача – вывести мяч со своей половины при переходе из защиты, скомандовать определенную комбинацию, найти передачей партнера или выполнить бросок.

- второй номер (атакующий защитник). Эта позиция также предусматривает игру вверху. Функции второго номера заключаются в развитии атаки, участии в комбинационных или индивидуальных атакующих действиях команды.

- третий, четвертый номер (форварды). Форварды занимают позиции в углу площадки, с возможностью расположения в центре, под кольцом, при игре сдвоенным центром. Наиболее распространенный вариант – наличие «легкого» и «тяжелого» форвардов на площадке, где более массивный игрок помогает атаковать из центра, а более легкий акцентируется на бросках и проходах.

- пятый номер (центровой). Центр, как правило, играет под кольцом, в районе трехсекундной зоны.  Центровый обычно представляют из себя массивных и высоких игроков, которые за счет физических данных могут бороться за подбор в атаке, выполнять броски из-под кольца, отсекать защитников при заслонах.

Данная расстановка игроков является наиболее популярной и общепринятой. Тем не менее, существует масса вариаций в позициях в зависимости от стиля игроков, особенностей защиты и целей, преследуемых командой.

К основным вариациям традиционной расстановки можно отнести «легкую» и «тяжелую» пятерки на площадке. В первом случае, команда выпускает вместо центрового и, возможно, «тяжелого» форварда более мобильных игроков.

При таком подходе идет акцентирование на выполнение скоростных комбинаций, проходов под кольцо и дальних бросков. Обратная сторона медали заключается в игре «тяжелой» пятеркой.

В частности, здесь используется преимущество в росте, массе и акцентированная игра под кольцом за счет «больших игроков». Разновидность «тяжелой» пятерки – игра сдвоенным центром (тяжелый форвард занимает позицию не на краю площадки, а под кольцом вместе с центровым).

Баскетбол является очень «умным» спортом. Существует масса комбинаций и стратегий ведения игры. В этой статье мы рассмотрели азы нападения в баскетболе. Коротко резюмируем написанное: атака в баскетболе является фундаментальным элементом. Существует два основных вида нападения в баскетболе: стремительное и позиционное.

Стремительное – мгновенный переход от защиты к нападению, быстрая атака с минимальным количеством передач на скорости. Позиционное нападение – более медленное нападение, однако, с использованием комбинационных элементов. При позиционном нападении, игроки занимают свои позиции и выполняют возложенные на себя функции.

Тактические комбинации.


Под тактической комбинацией понимается преднамеренное (с тем или иным замыслом) взаимодействие двух и более игроков одной команды, выражающееся в перемещениях игроков и передачах мяча между ними.

Комбинации могут быть разучены заранее, тогда определяются точно роль каждого игрока и последовательность, а также направление передач и перебежек. Чаще же комбинации возникают в процессе игры, и тогда их успех зависит, главным образом, от находчивости игроков.

Каждая комбинация должна быть направлена к решению определенной частной задачи, неразрывно связанной с общей системой игры. Чем разнообразней будут комбинации, тем больших успехов добьется команда.

Каждой команде рекомендуется разучить несколько основных комбинаций, но поскольку их проведение зависит от действий противника, необходимо иметь различные варианты окончания комбинаций. Разучивание слишком большого количества комбинаций нецелесообразно: это загружает игроков и до известной степени ограничивает их инициативу.

Передача в парах. Эта комбинация является простейшей и применяется начинающими игроками. Два игрока, расположенные в 4-6 шагах один от другого, продвигаются вдоль площадки, передавая мяч друг другу.

Если продвижение происходит быстро и мяч передается без задержки, то удается в короткий срок приблизиться к щиту противника и атаковать корзину. Наибольшее применение находит данная комбинация в передовой зоне, когда против двух нападающих оказывается один противник.

Передача в тройках. В комбинации участвуют три игрока, находящиеся на одной линии в 3-5 шагах друг от друга. Продвигаясь вдоль площадки, они передают между собой мяч. Средний игрок может передавать в любую сторону, а крайние – среднему или друг другу. Учитывая, что поперечные передачи легко перехватываются, данная комбинация имеет ограниченное применение.

Передача треугольником. Данная комбинация является усовершенствованной разновидностью предыдущей, и по существу большинство игровых положений сводится к передаче в треугольнике. Положение треугольника должно создаваться игроками, свободными от мяча.

Как только мяч оказывается у партнера, ближайшие к нему игроки должны выбегать вперед с разных от него сторон. Таким образом, если сделать три передачи между игроками, то получится замкнутый треугольник, отсюда и название комбинации.


Естественно, что передача без продвижения не приносит успеха, поэтому после передачи мяча одному из партнеров, находящемуся в более выгодном положении, освободившийся игрок должен выбирать такое место, чтобы в сочетании с третьим партнером снова создать условия для дальнейшего продвижения вперед.

При проведении этой комбинации следует исходить из двух положений: чтобы игрок с мячом, образующий вершину треугольника, находился ближе к своему щиту, чем два других партнера, которые своими выходами обязаны угрожать корзине противника.

Во-вторых, чтобы игрок, получивший мяч, в первую очередь использовал третьего партнера и только при невозможности этого возвращал мяч снова тому же, от кого получил. Комбинация «треугольник» требует быстрой передачи мяча и смены мест между игроками.

Примерные упражнения:

Обучение групповым тактическим взаимодействиям в нападении двух игроков.

«Передай мяч и выходи» – простое и эффективное взаимодей­ствие игроков по типу «стенки» в футболе. Это взаимодействие мо­жет осуществляться разными по амплуа атакующими игроками: за­щитником и форвардом, защитником и центровым, форвардом и центровым, разыгрывающим и атакующим защитником и т.д. Могут меняться и занимаемые и. п. этих игроков.

Неизменным остается основной принцип взаимодействия: пере­дал мяч – освободись от опеки защитника для получения обратной передачи с дальнейшей угрозой завершения атаки результативным броском.

На рис. 1 показаны схемы рассматриваемого взаимодействия, в котором участвуют игроки задней линии нападения. В и.п. они рас­полагаются на периметре трехочковой линии прямо перед корзиной. После выполнения передачи нападающий, используя обманное дви­жение, осуществляет выход перед защитником (рис. 1, а) или за спиной у него (так называемое взаимодействие «задняя дверь») (рис. 1, б). Получив атакующую передачу от партнера, он завершает про­ход броском в движении из-под щита.



Следует подчеркнуть необходимость своевременного использова­ния финтов для успешной реализации данного взаимодействия. Игрок с мячом перед передачей может выполнить финт на бросок, проход или передачу мяча в противоположную от планируемого на­правления сторону, а освобождающийся от плотной опеки нападаю­щий обязан умело пользоваться обманными движениями вышагива­нием, скрестным шагом или поворотом. Соответственно избранно­му финту и направлению маневрирования может применяться одна из разновидностей выхода: V-образный, S-образный, петлеобразный или круговой. Выход должен быть быстрым и решительным, а об­ратная передача — нацеленной и скоростной.