Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (Теоретические аспекты коммерции и предпринимательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

численность рабочих – более, чем в 8 раз. Только за 1804–1863 годы производительность труда увеличилась почти в пять раз. Традиция ярмарок стала сердцем русского предпринимательства, ибо ярмарки были для России своего рода биржами. Было в России место, куда ежегодно в августе со всех концов страны и света стекалось огромное количество людей. Это Нижегородская Макарьевская ярмарка. Здесь можно было купить или договориться о покупке любого товара, производимого в России, заключить сделки, наряду с крупнооптовой торговлей была и мелочная – розничная, разносная.[9] Ярмарка товаров была одновременно и ярмаркой-смотров всех творческих сил, технических новинок, тут же рождалась предприимчивость, сколачивались артели, товарищества. [6]

Особый этап русского предпринимательства приходится на конец XIX – начало XX веков. Происходит обновление предпринимательства. Лидерство в деловом мире начинает постепенно переходить от фабрикантов традиционных отраслей (текстильной, переработки сельхозпродуктов и т. п.) к фабрикантам передовых технологий – машиностроения и металлообработки. Происходит гигантское усиление роли банков и страховых учреждений. Начинает преобладать акционерная форма предпринимательства. [11, c. 104]

Символом предпринимательства новой эпохи становится деятельность семьи Рябушинских. Рябушинские, выходцы из крестьян, в середине XIX века организуют несколько небольших текстильных фабрик. Во второй половине века они расширяют свою деятельность, строят хлопчатобумажные предприятия, занимаются кредитными операциями, проникают в льняную, стекольную, бумажную и полиграфическую промышленность, строят один из первых в России автомобильных заводов, аэродинамический институт под Москвой. В 1902 г. они создают Банкирский дом братьев Рябушинских, реорганизованный позднее в Московский банк. С момента отмены крепостного права по 1913г. объем промышленного производства вырос в 10–12 раз. Торговля и общественное питание были одними из самых развитых в мире. Однако последующие события перевернули историю России. [12, c. 122]

2.2 История развития коммерции и предпринимательства за рубежом

История предпринимательского дела за рубежом начинается со Средних веков. Уже в те времена купцы, ремесленники, торговцы и миссионеры представляли собой группу начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма тяга к богатству преобразовывается в желание получать неограниченную прибыль. [14, c. 15]


Действия предпринимателей постепенно принимают цивилизованный и профессиональный характер. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, сам трудится на своем заводе или фабрике. В середине XVI в. появляется акционерный капитал, создаются акционерные компании. Первые акционерные общества были образованы в области международной торговли. [15, c. 144]

Первопроходцем была Английская торговая компания, организованная для торговли с Россией (1554 г.). Позже, в 1600 г., была создана английская Ост-Индская торговая компания, в 1602 г. – образована голландская Ост-Индская компания, а в 1670 г. – компания Гудзонова залива. Со временем акционерная форма хозяйствования становится частью других отраслей экономики. К концу XVII века образуются первые акционерные банки. К примеру, в 1694 г. на акционерных началах был основан Английский банк, а уже в 1695 г. – Банк Шотландии. В конце XVII – начале XIX вв. акционерная форма организации банковского дела получила широкое распространение и развитие во многих странах. В данный период собственность ранее функционировавших крупных семейных фирм, предпринимателей распадается на сотни, тысячи паев вкладчиков – владельцев акций. Все более расширяется пропасть между малым бизнесом и крупным. В подобных условиях мелкому предпринимательствам становится все труднее выживать, ему становятся не по силам многочисленные нововведения. [6]

Вместо этого широкое развитие приобретают средние и крупные фирмы. Постепенно мотив получения максимальной прибыли становится определяющим. В это время появляется новая специальность – менеджер – руководитель и организатор крупного производства. Предпринимательские функции, ранее сосредоточенные в одном лице, расчленяются по специализированным направлениям. [11, c. 101] Появляются финансисты, экономисты, бухгалтеры, юристы, конструкторы, технологи. Над всеми ними как бы возвышается менеджер, освободившийся от большинства функций и сосредоточившийся на руководстве производством и его организации. Понятия «предприниматель» и «предпринимательство» впервые применил английский экономист конца XVII–XVIII вв. Ричард Кантильон. Согласно ему предприниматель – это человек, который действует в условиях риска. Источниками богатства он считал землю и труд, определяющие реальную действительную стоимость экономических благ. [11, c. 111]

Позже французский экономист конца XVIII – начала XIX вв. Ж. Б. Сей сформулировал определение предпринимательской деятельности как комбинирование, соединение трех классических факторов производства, таких как земли, капитала, труда. [8]


В результате чего, стоит сказать, что в России сложилось огромное историческое наследие развития предпринимательства. Знание исторических основ развития российского предпринимательства, опыта ведения бизнеса нашими предками, развития меценатства, преемственности, моральных принципов ведения бизнеса является одним из залогов расцвета предпринимательства в наши дни и экономики страны, однако, для более быстрого роста, предприниматели должны учитывать опыт зарубежных стран, который намного больше в отличии от российского опыта. [8]

3. Современное состояние и перспективы развития предпринимательства за рубежом и в России

3.1 Современное состояние и перспективы развития предпринимательства в России

Предпринимательство в России развивается чуть менее трех десятилетий. Это сравнительно небольшой период для становления института малого и среднего бизнеса. В 2018 г. в Российской Федерации к малым и средним предприятиям относилось 5,6 млн хозяйствующих субъектов, из них 95,5 % – микропредприятия. На малые и средние предприятия в России приходится незначительная часть от общего объема оборотных средств (5–6 %) [1]. По данным Росстата, в 2017–2018 гг. в малом и среднем бизнесе было задействовано примерно 25 % от общей численности занятого населения (18 млн рабочих мест), которые, несмотря на невысокий объем оборотных средств, производят примерно 20 % ВВП России [8]. Практика зарубежных государств и данные Росстата свидетельствуют о наличии высокого потенциала и необходимости развития малого и среднего бизнеса.

Несомненно, развитый малый и средний бизнес не только вносит весомый вклад в ВВП (в развитых странах Европы, Азии, Америки доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет 43–57 % [7]), но и выполняет особую социальную функцию – обеспечение занятости населения, формирование среднего класса, удовлетворение повседневных потребностей общества в товарах и услугах.


Формирование данного института проходит достаточно сложно по ряду причин. Во-первых, в мировой практике малый и средний бизнес, как правило, ориентирован либо на производство товаров народного потребления и оказание услуг населению, либо на выполнение заказов крупного бизнеса (примером может послужить японская система взаимодействия малого и среднего бизнеса с крупным бизнесом и государством, где предприятия малых форм хозяйствования группируются вокруг крупных предприятий, образуя так называемые «производственные кластеры» [11, с. 100]). В условиях ранее существовавшей плановой экономики российская экономика была ориентирована на создание крупных предприятий, которые и сегодня остаются основными производителями товаров. Во-вторых, традиционно в России очень высока доля добывающего производства, тяжелой металлургии, энергетики и иных отраслей, для которых характерно наличие крупных предприятий. В-третьих, должен сформироваться определенный менталитет у населения, желание заниматься производством, а также знания и навыки в сфере ведения бизнеса. [9]

Низкий уровень развития малого и среднего бизнеса по сравнению со странами с развитой экономикой большинством авторов объясняется экспортно-сырьевой ориентацией российской экономики [6]. В современной российской экономике очень высока доля предпринимателей, занимающихся торговлей. Эта сфера является привлекательной в силу ряда причин. Во-первых, существует возможность получения прибыли за короткий срок, без вложений в специальное оборудование и технологии. Во-вторых, отсутствует потребность постоянного вложения средств в основные средства и модернизацию оборудования. В-третьих, отсутствует необходимость в специальной подготовке и постоянном повышении квалификации работников. В условиях экономического кризиса данный вид деятельности в наибольшей степени подвержен стагнации в связи со снижением покупательской способности населения. [14, c. 111]

Анализируя опыт экономического развития различных стран, стоит отметить особую роль малого и среднего бизнеса в период кризиса. Малый и средний бизнес является более гибким, поэтому в условиях экономической нестабильности быстрее адаптируется к новым условиям и потребностям рынка.

Система государственной поддержки субъектов предпринимательства существует во многих развитых странах. В научном и бизнес-сообществах сложились два противоположных подхода к государственной политике в сфере малого и среднего предпринимательства. Одни авторы полагают, что в России развитию бизнеса уделяется недостаточно внимания. При обсуждении вопросов государственной поддержки малого и среднего бизнеса в научной литературе часто акцентируется необходимость снижения налогообложения и ставки кредитования [16], осуществления финансовой поддержки и т. д. В качестве контраргумента отметим, что в России сравнительно невысокие налоги для малого и среднего бизнеса, кроме того, у предпринимателя существует право выбора более удобного вида специального режима налогообложения. Так, в США налоги малого и среднего бизнеса составляют 15–34 % [17, c.77], тогда как в России – 6–20 %.


Другие авторы, напротив, считают, что задача государства – это создание условий для успешного функционирования малого бизнеса и институтов инфраструктуры поддержки развития данного сектора экономики, а не оказание прямой финансовой поддержки [8], поскольку косвенные меры являются более эффективными [9]. С этим утверждением нельзя не согласиться, в качестве примера приведем сферу строительства. После создания фонда жилищного строительства и принятия определенных нормативных актов (федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» 1998 г., федеральная целевая программа «Жилище» 2002 г.) произошло резкое увеличение спроса на недвижимость, что в свою очередь способствовало оживлению нескольких сфер экономики (начали бурно развиваться строительная отрасль и производство строительных материалов, увеличился спрос на банковские услуги).

Основы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России отражены в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". [5] Данный закон устанавливает следующие виды государственной поддержки малого и среднего предпринимательства: финансовая (в виде субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам), имущественная (передача государственного или муниципального имущества, зданий, земельных участков и т. д.), информационная (создание информационных ресурсов), консультационная (оказание консультационных услуг субъектам малого и среднего бизнеса) [18, c 141]. Также в федеральном законе выделяются направления государственной поддержки в области: повышения квалификации и переподготовки работников, инноваций и промышленного производства, ремесленничества, сельского хозяйства и внешнеэкономической деятельности [11, c 180].

В настоящее время развитию малого и среднего бизнеса уделяется большое внимание как со стороны ученых, так и государства.

Государственная политика стимулирования бизнеса осуществляется одновременно в двух направлениях:

  1. создание благоприятных условий ведения бизнеса путем уменьшения административных барьеров, введения льготной системы налогообложения, развития институтов инфраструктуры поддержки субъектов предпринимательства и т. д.;
  2. адресное предоставление имущественной, финансовой и иных видов поддержки.

Сегодня развитие малого и среднего предпринимательства выходит на новый уровень. В 2016 г. принята «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г». Стратегия содержит комплекс мер, направленных на создание благоприятных условий для развития бизнеса и координации деятельности органов власти, общества и бизнес-сообщества. Стратегия содержит комплекс организационных мер. Кроме того, по аналогии с развитыми зарубежными странами [19, c. 55], в России создан специальный орган – акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» [18, c. 159], целью которого является координация мер по оказанию субъектам малого и среднего предпринимательства поддержки, предусмотренной законодательством. В настоящее время разрабатываются новые подходы к государственной поддержке малого и среднего предпринимательства. Особое внимание будет отводиться развитию институтов инфраструктуры поддержки предпринимательства при одновременном значительном сокращении программ адресной финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. [18, c. 163]