Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента (Общее понятие «лидерства»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- поведенческие (индивидуальный подход к подчиненным, избежания конфликтов - никогда не освобождает конфликтное лицо от должности без его согласия, потому что это может вызвать конфликт и нестабильную ситуацию в коллективе: талантливую конфликтную личность поддерживает, ищет к ней подход, использует ее потенциальные возможности в пользу организации, нестабильное лицо переводит на другой участок работы; прислушивается к мнению подчиненных, но принимает свое решение и за него отвечает, в поражениях никогда не обвиняет подчиненных, опирается на собственный авторитет, имеет способность к взаимодействию, анализирует, мотивирует и убеждает подчиненных работников, проявляет быструю реакцию на принятие решений, умение отстаивать свое мнение.)

Заметим, что предложенная классификация является условной, потому что одни и те же компетенции могут перекликаться с той или иной группой или их может быть недостаточно.

Лидер - это личность, действия которого соответствуют прототипу лидера по мнению окружающих, такой человек имеет свой собственный стиль, который, зачастую, зависит от типа организации, задачи, которую надо решить и самих последователей, а также это человек, который выделяется из группы людей и занимает лидерскую позицию благодаря наличию заданных личностных качеств, умений и навыков. Сами же лидерские качества характеризуются как комплекс особенностей и способностей взаимодействия руководителя с подчиненным, определяющих возможности его признания группой в качестве лидера и обеспечивающих успешность выполнения им лидерских функций [18, с.134]. Согласно личностной теории лидерства, лучшие лидеры обладают определенным набором значимых для всего коллектива или организации личностных качеств.

Рождается ли человек с лидерскими наклонностями или кто-то может развить такие навыки - вопрос, который остается открытым для обсуждения. Но то, что настоящий лидер отличается от других базовыми психологическими и личностными качествами, которые делают его таким - это неоспоримый факт. Рассмотрим эти качества более подробно.

Лидер должен пользоваться доверием своих последователей, а честность - его главный помощник. Человек, утверждающий веру других в свои слова и поступки, никогда не будет искажать душу и выдавать желаемое за действительное.

Открытость, что означает способность слышать новые идеи, даже если они не соответствуют традиционным способам мышления. Хорошие лидеры способны выслушать и принять чужую идею, и не хуже самих себя могут придумать и реализовать новые способы сделать то, что никто не пробовал раньше. Открытость ведет к взаимному уважению и доверию между лидером и его последователями, позволяет свободно выражать новые личные идеи, а другим – слышать их. Открытый лидер не будет отстаивать преимущество своего видения того, как достичь цели; напротив, он рассматривает мысли других как потенциально гораздо лучшие, чем его собственные предложения. Умение открыто рассматривать альтернативы собственному решению - важный навык для настоящего лидера.


Творческий подход к любой проблеме, которая на самом деле является результатом способности думать иначе, чем принято. Очень часто бывает так, что «размытый» взгляд на вещи сдерживает поиск решения. Лидер обычно такой проблемы не испытывает. Творческая натура таких людей дает им возможность увидеть то, чего не видят другие, и он ведет своих последователей в новом направлении. Чаще всего ведущий говорит: «А что если ...?» и вряд ли вы услышите от него, - я знаю, это глупый вопрос...».

Уверенность в том, что ни в коем случае нельзя путать с агрессивностью. Скорее, это возможность четко указать, как действовать и чего ожидать от этих действий. Лидер должен быть напористым, чтобы получить желаемый результат. Вместе с уверенностью приходит и ответственность за четкое понимание того, что последователи ожидают от своих лидеров. Такой человек вселяет уверенность в других и объединяет все усилия коллектива для решения поставленной задачи.

Нельзя не упомянуть о чувстве юмора, отметив личные качества любого руководителя. Это жизненно важное чувство (в данном случае), потому что оно помогает снять напряжение и скуку, а также разрядить вражду, которая может возникнуть между членами команды. Юмор - это форма власти, которая обеспечивает контроль над рабочей средой. Проще говоря, юмор помогает установить дух товарищества в группе.

Люди более охотно готовы верить человеку, который запальчив и посвящен своей работе. Лидер должен быть источником вдохновения и ободрения для других. Хотя личные обязанности лидера могут отличаться от обязанностей других членов команды, настоящий лидер воспринимается как часть команды, работающей над достижением цели. Такой человек не боится засучить рукава и взяться за «грязную» работу [9, с.281].

Лидер должен действовать упорядоченно и целенаправленно в условиях неопределенности. Люди в трудные минуты всегда смотрят на своего лидера в поисках уверенности и безопасности.

Хороший лидер не только видит ситуацию в целом, но и может разбить ее на куски для немедленного рассмотрения. То есть, держа цель в поле зрения, хороший лидер может разбить ее на промежуточные цели, разработать управляемые шаги и добиться прогресса в этом направлении.

Перемены - один из самых очевидных факторов в жизни, но им всегда сопротивляются больше всего. Эффективные лидеры, напротив, понимают важность перемен, хотя другим легче игнорировать неизбежность перемен и сохранять вещи такими, какими они были всегда. Кроме того, лидер не только принимает, но и привлекает инновации.


Настоящий лидер не станет изнывать от работы. Они выполняют свою работу не только потому, что он должен это делать. Да и к тому же люди, занимающие руководящие должности в отличие от подчиненных имеют возможность выбора, и делают то, что они хотят.

Лидеры должны рисковать. Им нравится начинать что-то новое, а иногда даже то, что не гарантирует никакого успеха. Простыми словами, они пионеры. Поэтому они всегда считают, что у них все получится и иначе быть не может.

Лидер должен руководить другими людьми, и только энергичные, активные и предприимчивые люди делают это.

Это качество важно не только для руководителей, но и для всех людей без исключения – это надежность. Люди вокруг них должны видеть стабильность будущего и знать, на что они могут положиться в любой момент, чтобы этого не произошло. Как правило, люди такого качества являются не только лидерами, но и авторитетом для окружающих [5, с.178].

Если человек занимается любимым делом без энтузиазма, то вряд ли станете настоящим лидером. Очень важно также сделать шаг вперед в осуществлении этой инициативы.

Лидер должен уметь принимать правильные решения в самый ответственный момент, а также уметь взвешивать все за и против.

Большинство народных лидеров занимают руководящие посты, и стресс и эмоциональный стресс неизбежны. Они должны постоянно сохранять свой авторитет и полномочия, заниматься такими конфликтами и следить за соблюдением сроков. Если у человека нет такой стабильности, он просто сгорит от такого напряжения.

Это лишь некоторые из важнейших, на наш взгляд, личностных качеств современного лидера. Они могут естественным образом присутствовать в личности лидера, но каждая из этих характеристик, тем не менее, может развиваться и укрепляться.

Кроме определенных качеств, эффективный лидер должен обладать социально-значимыми чертами, которые формируются в процессе его взаимодействия с другими людьми, а также лидер должен иметь хорошую наследственность и физические данные, быть профессионалом в своей области, и иметь желание занимать руководящую должность. Но, нужно помнить, что чтобы быть лидером надо этому учиться, так как лидерами не рождаются, лидерами становятся. Ведь природные предпосылки ума, характера, влияние окружения, наличие необходимых качеств – это только доля того, что формирует лидера.

ГЛАВА 3. Авторитет менеджера


Слово «авторитет» (от латинского - autoritas) означает понятие власти, влияния. Это человек, который имеет неформальное влияние на других людей, основанное на знаниях, моральных ценностях и опыте.

Авторитетный человек - это человек, который заслуживает доверия других людей и влияет на них своими предпочтительными качествами. Он берет на себя самые трудные, самые ответственные обязанности [16, с.110]. Авторитет основывается на единстве интересов, целей и задач коллектива. Если влияние осуществляется без принуждения, то власть определяется, как способность осуществлять свою волю, оказывать решающее влияние на деятельность и поведение людей посредством принуждения. Следовательно, авторитет - это форма власти. Они взаимозависимы, но авторитет может существовать и без власти. Когда речь заходит о руководителе, авторитет его подчиненных предусматривает безупречное выполнение его приказов, инструкций, но в одном случае они делают это добровольно, а во втором случае необходимо поддерживать силу принуждения.

В практике управления не всегда удается четко разграничить эти две формы подчинения. Более того, авторитет и власть настолько слиты, что трудно понять, где кончается власть и начинается авторитет, и наоборот. Конечно, авторитет без принуждения лучше, но он требует необходимости поддерживать административную власть, особенно на современном уровне развития системы управленческих отношений, интеллекта и чувства ответственности сотрудников.

Авторитет любого руководителя основывается на двух источниках: официальном статусе (объективный фактор) и полученном таким образом престиже (субъективный фактор). Они могут находиться в органическом единстве или в некотором противоречии друг с другом. Дополняя друг друга, они создают предпосылки для нормального функционирования трудового коллектива.

Должностной авторитет определяется действующей системой подчинения в структуре управления организации. Наделение руководителя полномочиями принимать и осуществлять управленческие решения, издавать нормативные акты и заставлять своих подчиненных выполнять их предполагает наличие полномочий. Значение границ полномочий, установленных таким официальным способом, значимо и важно, но правовой статус должности является лишь предпосылкой для создания авторитета. Природа авторитета такова, что он не может быть подтвержден приказом. Его выигрывают менеджер, который предстает перед коллективом как человек, наделенный интеллектом, знаниями, волей и честностью, как человек требовательный и справедливый, нравственно чистый.


Руководитель быстро завоевывает и утверждает свой авторитет, когда использует правильный стиль общения с подчиненными, коллегами и высшим руководством, когда атрибуты социального статуса и стиля работы вызывают положительную реакцию у подчиненных. Это означает понимание установленных функциональных обязанностей, согласование границ необходимых компетенций, утверждение методов управления и уважение личностных качеств. Поэтому неверно говорить, что подчиненные считают лидера тем, кого они боятся. Здесь понятия реального авторитета вытесняются из категории ложного авторитета (псевдоавторства). Это подтверждается фактами из жизни. Это часто происходит, когда подчиненные меняют свои рейтинги, как только человек перестает быть их лидером. Это указывает на то, что лидер вообще не имел никакой власти. Оставалось только подчиненным воздерживаться от работы, уступая советам этого даже человеческого достоинства.

Основными видами ложного авторитета являются: [23, с.24]

- командная власть;

- авторитет панибратства;

- власть страха;

- полномочия по защите от властей.

Авторитет командования базируется на взаимодействии руководителя с подчиненными исключительно через выдачу приказов, осуществление административного контроля и наказание за малейший промах в работе.

Авторитет фамильярности - это элемент профилактики, когда лидер, сильно подчеркивая, что он, мол, такой же подчиненный человек, как и другие, строит отношения по принципу: не подведи меня, и я тебя подведу [21, с.19]. Авторитет страха основан на том, что руководитель разговаривает с подчиненными на повышенных тонах, запугивает их наказаниями. Авторитет защиты от начальника заключается в том, что руководитель может накричать на подчиненного, оскорблять его, ругать, но скрывает некрасивые действия подчиненных от высшего руководства.

К ложным отношениям авторитета чаще всего прибегают менеджеры - с точки зрения культуры, технологии и бизнеса. Вред ложного авторитета заключается в том, что внешне создается видимость благополучия в коллективе. Но само собой разумеется, что в таком коллективе существуют нездоровые отношения, а сотрудникам прививаются такие человеческие качества, как скептицизм, подобострастие и тому подобное. Таким образом, авторитет руководителя заключается, прежде всего, в глубоком уважении к коллективу, в умении прислушиваться к его мнению, обращаться к нему за советом в стремлении заслужить его доверие и уважение. Истинному лидеру, уважающему себя и народ, нужна только реальная власть, которая не дается вместе с должностью. Он понимает, что его официальный статус представляет собой власть собственника имущества, что ему дана возможность обеспечить личную власть, опираясь на авторитет организации. Авторитет нужно заслужить самому, а без него лидер не может влиять на подчиненных. И пока желания лидера не станут желаниями большинства его подчиненных, у него мало шансов на успех.