Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента (Общее понятие «лидерства»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования проблемы соотношения эффективности управления и лидерства, а также авторитета, является одной из ключевых за последние 50 лет в теории и практике. Любой руководитель, обеспокоенный эффективностью своей работы, стремится стать лидером, обладать авторитетом в коллективе.
На протяжении последних веков ряд наук и дисциплин, таких как социальная психология, педагогика, философия, экономика, изучают феномен лидерства и авторитета. На каждом этапе управления коллективом важную роль играет какими качествами обладает менеджер, стиль его управления и, конечно, авторитет.
Авторитет менеджера формируется им самим в реальном поведении и деятельности. Авторитет менеджера, его отношение к своим подчиненным существенно влияет на весь характер делового общения и во многом, как уже отмечалось, формирует нравственно-психологический климат в коллективе, безусловно, отражается на эффективности деятельности персонала.
Классический менеджмент определяет лидерство как способность влиять на людей c целью побуждения их работать для достижения целей. В США первыми поняли связь между лидерством и результатами деятельности, и за последние годы разработали огромное количество теорий и подходов к указанной проблеме, издав множество как общетеоретических работ (У. Д. Дункан), так и узкоспециальных трудов (Д.Френсис, Б.Карлоф, Блейк).
Однако, несмотря на удовлетворительную изученность проблемы и сходства в понимании значения авторитета и лидерства для менеджмента, до сих пор много вопросов остаются дискуссионными и ответив на которые, можно лишь после рассмотрения природы и системных подходов к определению основных факторов авторитета и лидерства.
К сожалению, рассмотрение вопросов об авторитете и лидерстве в российском менеджменте и о возможности применения западных теорий в российском управлении затруднено, через скудность исследований и источников, в основе которых лежит не мировая практика, а российская экономическая действительность. Причины такого положения в слишком юном возрасте русского менеджмента и практики первоначального этапа накопления капитала, который не полностью соответствует классическим понятиям рыночной экономики.
Таким образом, безусловно, авторитет и лидерство играет важную роль в управлении коллективом и организацией в целом, и, как следствие, влияет на результативность всего предприятия.
Теоретической и методологической основой исследования служат основные положения общей теории управления, теории авторитета и лидерства (руководства), а также труды российских и зарубежных авторов, рассматривающих проблемы управления, авторитета и лидерства.
Состояние научной разработки исследуемой проблемы можно считать удовлетворительным. Ведь существует довольно значительная часть общих работ по авторитету и лидерству.
Указанная проблема исследована в большей мере зарубежными, и в меньшей - отечественными авторами. Последовательному решению различных аспектов указанной проблемы способствовали работы таких авторов как Рэнсис Лайкерт, Роберт Блэйк и Джейн Мутон, Курт Левин, Дуглас Мак Грегори, Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф, Максимцов М. М., Сухов В.Д., Веснин В.Р., Соломатин А., Кнорринг, В. И., Журавлев А.А., Липсиц И., Файоль А., Шекшня С.В.
Осуществление анализа всего существующего литературного наследия в комплексе с объективной оценкой фактов по указанной проблематике, позволит достичь цели данного исследования.
Цель курсовой работы заключается в освещении значения авторитета и лидерства в системе менеджмента и их влияния на эффективность деятельности коллектива.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- Раскрыть сущность и содержание лидерства в системе управления.
- Рассмотреть профессионализм и личные качества лидера.
3. Охарактеризовать особенности реализации авторитета менеджера.
Объектом исследования является особенности авторитета и лидерства.
Предметом исследования является совокупность теоретических и организационных аспектов авторитета менеджера и лидерства, их составляющие.
Методами, которые использовались в процессе исследования для раскрытия темы, служили наблюдение, моделирование, сравнение, анализ.
Теоретико-методологические основы исследования. В основу работы положены, во-первых, теоретические аспекты авторитета и лидерства; во-вторых, специальная научная литература. В исследовании были использованы монографии, учебные пособия, материалы периодической печати и интернет-ресурсы по теме исследования.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 31 страница.
ГЛАВА 1. Общее понятие «лидерства»
В начале ХХ века начали интенсивно исследовать науку об управлении и руководстве, и лидерство стало объектами углубленного изучения. В 1930-1950-е годы в этой сфере было осуществлен ряд крупномасштабных исследований на системной основе.
Начиная с 1970-х годов интерес к изучению лидерства начал расти еще больше, о чем свидетельствует появление соответствующих трудов Д. Мак Грегора, Г. Б. Бернса, Г. Такера, Дж. Пейджа и др.
Определение понятия «лидер» еще в 1948 г. дал ведущий мировой специалист в области исследований лидерства Г. М. Стогдилл. Лидер – это человек, который берется за дело сам или распределяет задания между членами группы так, чтобы каждый из них мог проявить инициативу. Это человек, который видит конкретную цель и пути ее достижения, а также имеет достаточно сил и возможностей это сделать [6, с.52].
Слово «лидерство» означает - лидер, лидер. Это один из механизмов интеграции групповой деятельности. Лидерство, возникающее в результате общения и взаимодействия индивидов в группе, является сложным социально-психологическим феноменом.
Существуют различные толкования слова «лидер». В переводе с английского это означает «лидер», «лидер», «командир».
В процессе изучения проблемы лидерства учеными было предложено много различных определений данного понятия. В своих определениях лидерства многие авторы пытались сформулировать особый компонент, который привносит сам лидер.
Согласно психологическому словарю, лидерство-это социально-психологический феномен, связанный с динамическими процессами в малой группе; понятие, характеризующее отношения доминирования и подчинения в группе.
Лидерство - это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, лидерская позиция [11, с.27]. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Трудоустройство в этой системе должностей связано с выполнением управленческих ролей, и дает человеку статус лидера.
Лидер также высоко ценится как авторитетная личность, играющая центральную роль в организации, исправлении, регулировании, контроле совместной деятельности отдельных лиц и регулирующая отношения, отношения в группах.
Наиболее распространенным определением лидерства является объяснение данного феномена как социально-психологического процесса в коллективе или группе, построенного на влиянии личного авторитета человека на поведение его членов.
Лидерство можно назвать одним из уникальных феноменов политической и общественной жизни, связанный с осуществлением властных функций. Оно является неизбежным в любом цивилизованном обществе и пронизывает все сферы жизни.
Существуют следующие критерии оценки лидерства: [20, с.20]
1. Врожденное желание руководить. Быть лидером - значит показывать путь другим - лучший, самый короткий, самый безопасный. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их, а последователи не просто следуют за лидером, но и хотят следовать за ним.
2. Мотивация к чемпионату. Для того, чтобы стать лидером, недостаточно стремиться быть первым. Чемпионат дает лучшие результаты в жизни, чем другие, что является результатом усилий человека, продемонстрировать свой профессионализм, компетентность, способности, таланты и выдающиеся качества.
3. Влияние. Ведь чтобы стать лидером и вести за собой людей, нужно быть влиятельным человеком. Во-первых, это человек, который наделен определенной властью. Во-вторых, влияние этого человека не поддерживается извне (государством или обществом), а приобретается самостоятельно.
4. Погружение и любовь к своей работе. Лидер способен выдержать грань между своим призванием и различными увлечениями. Для руководителя мотив деятельности соответствует самой деятельности.
5. Компетентность и креативность. Лидер - это человек, который хорошо разбирается в своем деле и использует творческий подход в решении проблемных вопросов и ситуаций.
6. Психологическая надежность - способность поддерживать желаемый уровень «хочу», «могу» и «должен» в различных, особенно стрессовых ситуациях.
7. Адекватная самооценка и саморегуляция. Лидеры в большинстве случаев сочетают в себе высокий уровень претензий, высокую самооценку в сочетании с высокими требованиями к себе и всему, что связано с групповыми ценностями и целями.
Настоящий лидер свободен от зависти и может искренне радоваться успехам других.
8. Самосовершенствование. Настоящий лидер хочет учиться, приобретать опыт, совершенствовать свои умения.
Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако, систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только во времена Фридриха Тейлора. Вместе с тем, до сегодняшнего времени так и не достигнуто полного согласия, относительно понятия лидерства и методов его изучения.
Лидерство, в современном понимании этого слова, означает способность влиять на людей, вдохновлять и заставлять их работать. Попробуем проникнуть в суть лидерства.
Психологические исследования показали, что группа людей, оказавшихся в опасности, например, что попали на необитаемый остров, самостоятельно выбирает лидера, которого представители группы уважают, слушаются и поддерживают. При этом выбор лидера не зависит от возраста или интеллекта участников.
Одного желания быть лидерам недостаточно, человек, кроме того, должен иметь несколько истинно лидерских черт характера. Если же подобные задатки в нем отсутствуют, он потерпит неудачу. Деловая практика показывает, что развить лидерские качества может каждый. Однако для этого необходимо плодотворно учиться и работать.
Лидер - это человек, самостоятельно управляющий своей жизнью. Такому не учат ни в университетах, ни на курсах. Лидерами становятся те, у кого действительно есть воля и стремление к успеху.
Большинству лидеров их черты характера достались от рождения, с этим не поспоришь. Однако у каждого человека, независимо от темперамента и других характеристик, есть главная база для самосовершенствования - это мозг. И даже если вы от рождения не «альфа», у вас есть возможность стать им. Для развития в характере лидерских качеств необходимо, прежде всего, присмотреться к собственным кумирам в плане успешности и харизмы. Попробовать подражать им в собственных действиях, чаще задаваться вопросом, что бы сделал тот или иной лидер в возникшей ситуации. Главное - делать это с умом.
Изучение лидерства как социально-психологического феномена определяется, прежде всего, тем, что оно является одним из наиболее значимых факторов групповой интеграции, что способствует достижению групповых целей с наибольшим эффектом.
Лидерство - это социально-психологическое явление, которое возникает и реализуется только в социальной среде. Везде, где формируется группа, возникает лидерство.
Лидерство как феномен общественных отношений всегда было центром теоретических и эмпирических исследований и возникало много противоречий относительно его природы.
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, которые присущи тем, кто успешно оказывает влияние на других, с другой, лидерство - это процесс не силового влияния в направлении достижения организацией своих целей. Лидерство - является тем видом деятельности, который пронизывает всю систему управления.
В зарубежной психологии существует достаточно большое разнообразие в подходах к типологии лидеров, однако наиболее популярен психоаналитический.