Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента (Общее понятие «лидерства»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

З.Фрейд рассматривал лидерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны групповой, а с другой - индивидуальный. В его основе лежит способность лидеров притягивать к себе людей, бессознательно вызывать чувство восхищения, обожания, любви. Поклонение людей одной и той же личности может сделать ее лидером [13, с.74].

Выделяют социологические и психологические теории лидерства в зависимости от того, в контексте которых учений они разработаны. К ним принадлежит: «теория черт», «ситуационная теория», «синтетическая теория», «теория определяющей роли последователей» и др.

«Теория черт» заключается в объяснении лидерства как индивидуально-психологического феномена, то есть как чисто психологического явления. Представители этого подхода считают, что главным фактором феномена лидерства является набор у того или другого индивида определенных индивидуально-личностных черт, которые позволяют ему занять доминирующее положение в любой жизненной ситуации. Попытки описать набор обязательных для приобретения статуса лидера индивидуально-психологических черт делали много ученых.

Обобщив ряд исследований по проблемам лидерства, исследователи даже составили перечень семидесяти девяти качеств, среди которых: компетентность, энергичность, острый ум, нестандартность мышления, сила свободы, ораторские способности и др.

Еще один американский социолог Г. Стогдилл совершил комплексное исследование феномена лидерства. Он классифицирует более 40 элементов, связанных с психологическими чертами лидеров, и группирует их на пять групп: [7, с.112]

- физиологические данные;

- социальное происхождение;

- социальные характеристики;

- личностные характеристики;

- интеллектуальные способности.

Среди личностных характеристик, по мнению Г. Стогдилла, важными есть уверенность, энтузиазм, приспособленность, социально - административные способности, популярность, тактичность.

«Теория черт» содержит идею о том, что лидерство - феномен, что рождается специфическими чертами лидера, такими как: искусство убеждения, благородство, любовь к риску, энтузиазм, смелость, воля, честность, справедливость, искренность и др.

Харизма - исключительная одаренность человека, которая производит особое впечатление на людей, которые окружают его. Это наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности. Человек, обладающий харизмой, вызывает в окружения абсолютное доверие, побуждает к склонению перед ним, выглядит в глазах своих сторонников как непогрешимый, таким, что имеет сверхъестественную силу. Как правило, потребность людей в таком лидере возникает в экстремальных условиях, чаще всего в религиозной или политической жизни. Однако «теория черт» получила достаточно много опровержений в связи с тем, что различные виды жизнедеятельности социальной группы требуют разных качеств лидера. Оказалось, что большинство «лидерских» качеств присущи многим людям, которые не являются лидерами, а многие из тех, кто достиг вершин лидерства, обладают далеко не полным перечнем всех этих качеств.


Следовательно, возникает вопрос: какие из выявленных черт надо считать обязательными, а которые желанными для лидера? Однако следует отметить, что определенный психологический и практический смысл в этой теории существует. По крайней мере, в тех случаях, когда исследуем конкретные виды деятельности с достоверной очевидностью можно утверждать, что существуют различные виды деятельности, которые требуют противоположных черт от лидера. Именно этот факт стал причиной быстрого падения популярности «теории черт».

«Ситуационная теория» определяет лидерство как «функцию» ситуации и провозглашает значимость ситуации в процессе выдвижения лидера. Сторонники этой теории не отрицают значения индивидуально-психологических качеств, а считают, что те или иные черты лидера проявляются в зависимости от конкретной ситуации [1, с.100].

Лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности и опыт, необходимые для оптимального выполнения задач в такой ситуации. В любых ситуациях группа выдвигает разных членов группы как лидера.

«Ситуационные теории» лидерства повлекли за собой разработку «теории определяющей роли последователей». Эта теория определяет, что лидерство - это функция от ожиданий последователей. В контексте такой теории лидера рассматривают, прежде всего, как человека, который ведет за собой других, поэтому особенно важными являются его возможности произвести впечатление на окружение и убедить его действовать определенным образом.

Теория определяющей роли последователей является одной из наиболее популярных в современной общественной жизни, особенно в политической деятельности, в связи с потребностью политиков поддерживать популярность своего имиджа и влиять на сторонников.

В «синтетической теории» рассматривают лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидера - как субъект управление этим процессом. Лидерство интерпретируется как функция группы и поэтому изучать его следует с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидера должна приниматься во внимание. В этой теории лидер отличается от других членов группы не наличием у него особых черт, а высшим уровнем влияния.

Сейчас все три теории подвергались критике только в том случае, когда какая-нибудь из них претендовала на универсальность. Поскольку и черты лидера, и ситуация, в которой он действует, и мнение последователей являются значимыми почти во всех условиях деятельности лидера, была разработана «комплексная (реляционная) теория лидерства», содержащая основные идеи всех трех выше указанных теорий.


В основе этой теории лидер рассматривается как продукт конкретной ситуации, в которой он проявляет свои индивидуально-психологические качества. Определяющими для становления лидерства является одновременно и индивидуально-психологические черты лидера и условия, в которых происходит его становление.

Итак, несмотря на разнообразие теорий лидерства, можно выделить три момента, существенных для любых подходов к проблеме: [3, с.71]

1) важность влияния и мотивации;

2) важность поддержки эффективных отношений;

3) важность принятия решений.

Значительная часть деятельности лидера заключается в попытках оказания влияния на поведение людей. Мотивирующее поведение представляет собой разнообразные приемы социального влияния.

Поведение харизматичных лидеров, направленное на влияние, принадлежит в категории мотивирования, охватывая воплощение веры в новые цели и стратегии. Ситуационные факторы определяют важность попыток лидера мотивировать подчиненных. Влияние лидера на мотивацию подчиненных имеет значительно меньшее значение, если задача сама по себе является привлекательной.

Мотивация становится более важной в условиях трудной задачи, которая фрустрирует подчиненных. В таком случае результативность подчиненных снизится, если лидер не будет вмешиваться, прививая энтузиазм и уверенность. Новая социальная действительность, инновации в науке, технике, большая информационная насыщенность, конкурентность с необходимостью требуют умелых управленцев, которые будут эффективно руководить общественными и производственными процессами. Считаем, что для существования и развития лидерства в деятельности современных организаций, формирование лидерской направленности руководителей, их успешного функционирования нужен научный подход, учет достижений психологии. В частности, следует комплексно учитывать рассмотренные нами подходы и теории, совершенствовать их, а также работать над созданием новых моделей.

Итак, лидерство генерируется тремя факторами: личностными качествами, событием (или ситуацией) и группой последователей.

ГЛАВА 2. Профессионализм и личные качества лидера

Раскрывая содержание профессиональных компетенций лидера, Л. Гогина отмечает, что «это очерченный круг проблем, который относится к полномочиям, прав и обязанностей по определенной должности и определяет требования к кадрам для выполнения ими должностных функций». Исследовательница подчеркивает, что определение компетенций по конкретной должности осуществляется в неразрывном сочетании с его компетентностью, что предопределяется основными чертами соотношения понятий «компетенция» и «компетентность».


В научных источниках находим такие профессиональные компетенции лидера, как высокий профессионализм (способность лидера хорошо разбираться в своей отрасли); правовое сознание (уважение к закону, нормам, правилам, их соблюдение, выполнение взятых на себя обязательств); результативность (достижение поставленных задач, способность мыслить в категориях ключевых показателей эффективности, готовность постоянно внедрять механизмы совершенствования работы, ставить перед собой «высокую планку»). По мнению исследователей, особое значение приобретают: открытость, состоит из мобильности, признания разнообразия, способности обучаться новому и быть готовым к изменениям; инновационность, что предполагает творческий подход, активную позицию и смелость; добродетель, включая честность, прозрачность, подотчетность и преданность делу [10, с.34].

Профессиональные компетенции лидера имеют свои особенности, свою специфику, например: персональная ответственность за принятые управленческие решения, их высокая социальная значимость, необходимость иметь широкий спектр знаний в различных отраслях. Важно, что профессиональные компетенции лидера имеют публичный эффект и они оцениваются обществом, гражданами.

Учитывая это и опираясь на европейский опыт, стоит выделить профессиональные компетенции лидеров с целью создания профилей компетенций лидерства, для учета в процессе обучения управленцев, для осуществления оценки их как лидеров и тому подобное.

Таким образом, на основании проведенного теоретического исследования нами выделены профессиональные компетенции лидерства, которые мы классифицируем по следующим группам: [14, с.156]

- харизматические (внимание к своему здоровью и к сохранению здоровья людей, смелость, мужество, добродетель, стрессоустойчивость, выдержка, уверенность в себе, энтузиазм, восторг, убеждения, здоровые амбиции, ориентация на достижение результата, ассертивность – умение тактично отстаивать свою точку зрения, упрямство и твердость, интеллект и отвага, адекватность, способность экспериментировать и не бояться рисковать; уметь быть импровизатором);

- коммуникативные (способность убеждать и мотивировать сотрудников, уметь налаживать сотрудничество, между руководителями разных уровней, четко и понятно формулировать свою точку зрения, уметь ставить четкие и ясные задачи перед подчиненными, способность убедительно говорить и внимательно слушать других, иметь чувство юмора, внимание и уважение к людям);


- организаторские (умение работать в команде, способность брать на себя ответственность, направлять людей на достижение длительных и перспективных целей и осуществления реформ, уметь правильно распределить на должности подчиненных в соответствии с их способностями и поощрять их к труду, создавать условия для того, чтобы каждый работник чувствовал свою значимость и стоимость, уметь видеть и раскрывать потенциал каждого работника и соответственно использовать на пользу общих результатов, умение вести за собой, уметь управлять ситуацией, демонстрировать спокойствие и уверенность, создавать хороший микроклимат, умение мобилизации людей на постановку целей, выполнение планов и достижение результатов);

- «синдром хамелеона» (эластично приспосабливаться к изменениям окружения, быть открытым к переменам, иметь такт и дипломатический талант, быть деликатным, не обижать людей, не критиковать на людях, больше хвалить сотрудников даже за маленький успех, способность к взаимодействию);

- административные (креативность, способность к восприятию новых идей и продуцирование своих идей, уметь предвидеть, распоряжаться, согласовывать, принимать решения, уметь координировать, делегировать, контролировать, быть всегда информированным, уметь решать конфликты, уметь их предвидеть и не допускать, проявлять способность придерживаться последовательного стратегического курса по управлению человеческими ресурсами, управление инновациями);

- интеллектуальные (способность генерировать идеи, строить стратегические планы, стратегически и аналитически мыслить, уметь внимательно наблюдать и делать из этого свои выводы, способность учиться новому, быть квалифицированным в своей сфере деятельности, умение учиться, совершенствоваться, работать над собой, способность к самоанализу, панорамность мышления, способность к инновациям, мобильность, эффективное использование информационной техники);

- управленческого мастерства (ориентация на результат в проведении реформ, осведомленность в своем деле, способность влиять на мышление и поведение подчиненных, умение разрабатывать решения, владение управленческой культурой, способность управлять личной эффективностью, навыки презентации себя и коллектива, способность к взаимодействию, отслеживанию изменений, кризиса, реагированию на них оперативно, разработке рекомендаций и стратегий, учитывая потребности заинтересованных сторон, умение закладывать основы для работы, создавая коалиции с главными действующими лицами, способность договариваться и адаптироваться, умение готовить резерв кадров, уметь окружать себя умными, квалифицированными, перспективными помощниками и сотрудниками, умение оценивать эффективность работы подчиненных, делегировать полномочия и т. д.);