ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вторая часть представляет собой перечень проверяемых элементов содержания, который разработан на основе примерной программы для начального общего образования по предмету «Окружающий мир». В содержании курса в соответствии с примерной программой выделено три раздела «Человек и природа», «Человек и общество» и «Правила безопасной жизни». В каждом из разделов определены темы, а для каждой темы указаны элементы содержания, которые могут быть проверены в рамках проведения индивидуальной оценки учебных достижений школьников. В раздел 2 кодификатора не включены содержательные элементы, выделенные в примерной программе курсивом, как не подлежащие персонифицированной оценке на момент окончания начальной школы.
Исходя из необходимости диагностики всего спектра планируемых результатов раздела «Выпускник научится» целесообразно данную работу строить из серии равноценных по сложности, но различных по структуре проверяемых планируемых результатов вариантов. Серия вариантов для такой работы должна удовлетворять следующим условиям:
-
Все варианты должны быть равноценны по сложности для обеспечения равных возможностей при получении учащимися индивидуальной оценки. -
Каждый из вариантов должен удовлетворять требованиям к построению итоговой работы для выпускников начальной школы по предмету «Окружающий мир». -
Вся серия вариантов должна обеспечивать проверку всех планируемых результатов, представленных в разделе 1 кодификатора. -
Серия вариантов должна обеспечить проверку каждого планируемого результата как на базовом, так и на повышенном уровнях сложности. -
Серия вариантов должна обеспечить валидность измерения по контролируемым элементам содержания, представленным в разделе 2 кодификатора.
Каждый вариант конструируется таким образом, чтобы обеспечить проверку не менее половины планируемых результатов и контроль не менее половины содержательных тем курса «Окружающий мир» (см. раздел 2 кодификатора).
Предмет «Окружающий мир» может изучаться на основании различных соотношений объемов учебного времени для разделов «Человек и природа» и «Человек и общество». Все демонстрационные материалы предложены исходя из приоритетного изучения естественнонаучной части курса «Окружающий мир».
Работа может состоять из заданий различных типов. Целесообразность использования тех или иных типов заданий определяется проверяемым содержанием. При этом структура варианта строится исходя из перечня планируемых результатов и, по возможности, с учетом постепенного повышения уровня сложности: сначала следуют задания базового уровня, а затем повышенного уровня сложности. Исключение составляют группы заданий разного уровня сложности, выполняемые на одном контексте. (Например, задания на понимание текста естественнонаучного содержания).
Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности
Количество заданий, проверяющих каждый планируемый результат, в серии вариантов определяется количеством умений, которые соответствуют данному планируемому результату и его значимостью в ряду видов деятельности, необходимых для продолжения образования по областям «Естествознание» и «Обществознание» в основной школе. Минимальное число заданий, проверяющих один и тот планируемый результат в серии вариантов, должно быть не менее двух заданий разного уровня сложности.
В зависимости от используемого в данном образовательном учреждении типа тематического планирования, может изменяться соотношение числа планируемых результатов по разделам «Человек и природа» и «Человек и общество». В таблице 1 приведено примерное распределение заданий во всей серии вариантов и, в частности, в демонстрационном варианте, который является частью данной серии.
Таблица 1
Распределение заданий по проверяемым планируемым результатам
Код проверяемых планируемых результатов3 | Число заданий в серии вариантов | Число заданий в демонстрационном варианте |
1.1 | 14 | 4 |
1.2 | 4 | 1 |
1.3 | 4 | 1 |
1.4 | 4 | 1 |
1.5 | 6 | 2 |
1.6 | 2 | - |
1.7 | 2 | 1 |
1.8 | 3 | 1 |
1.9 | 2 | - |
1.10 | 3 | 1 |
2.1 | 4 | 1 |
2.2 | 4 | 1 |
2.3 | 2 | - |
2.4 | 2 | - |
2.5 | 4 | 1 |
2.6 | 4 | 1 |
Итого | 64 | 16 |
Общее количество заданий в серии вариантов по каждой из тем приблизительно пропорционально ее содержательному наполнению и учебному времени, отводимому на изучение данной темы в школьном курсе окружающего мира.
Для конкретного образовательного учреждения отбор содержания заданий (проверяемые элементы в соответствии с разделом 2 кодификатора) может осуществляться в соответствии с тем учебно-методическим комплектом, по которому велось обучение. Кроме того, материал курса имеет региональные особенности, так как базируется, в первую очередь, на изучении природы и культуры родного края.
Серия вариантов данного проекта сконструирована на основании тематического планирования, в котором большая часть часов отводится на раздел «Человек и природа». В таблице 2 приведено примерное распределение заданий по основным разделам курса окружающего мира в случае использования данного варианта тематического планирования.
Таблица 2
Распределение заданий по основным разделам курса
Раздел курса | Число заданий в серии вариантов | Число заданий в демонстрационном варианте |
Человек и природа | 42 | 12 |
Человек и общество | 18 | 3 |
Правила безопасной жизни | 4 | 1 |
Итого: | 64 | 16 |
Распределение заданий КИМ по уровню сложности
В работе используются задания базового и повышенного уровней сложности. Задания базового уровня сложности проверяют освоение основополагающих знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения на следующей ступени, задания повышенного уровня сложности помогают оценить потенциальные возможности учащегося для успешного продолжения образования. Использование заданий различного уровня сложности позволяет:
а) дифференцировать учащихся по уровню учебных достижений;
б) оценить качество освоения планируемых результатов на двух уровнях сложности.
Распределение заданий по уровню сложности для любого из вариантов серии представлено в таблице 3.
Таблица 3
Распределение заданий по уровням сложности
Уровни сложности | Число заданий | Максимальный балл за задания данного уровня сложности | Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального балла за всю работу |
Базовый | 11 | 12 | 60% |
Повышенный | 5 | 8 | 40% |
Итого: | 16 | 20 | 100% |
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом. Все задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл.
Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный в ответ совпадает с верным ответом. Задания с кратким ответом оцениваются в 1 или 2 балла в соответствии с критериями оценивания, которые приводятся в конце варианта.
Задание с развернутым ответом оценивается экспертом с учетом правильности и полноты ответа. Максимальный первичный балл за эти задания составляет 2 балла. К каждому заданию приводится инструкция для экспертов, в которой указывается, за что выставляется каждый балл — от нуля до максимального балла.
Качество выполнения учащимся работы в целом определяется по двум направлениям:
-
Индивидуальная оценка уровня достижения выпускником планируемых результатов обучения по предмету «Окружающий мир». -
Оценка достижения группой тестируемых всего спектра планируемых результатов по предмету «Окружающий мир».
В первом случае индивидуальная оценка определяется суммарным тестовым баллом, набранным учащимся по результатам выполнения всех заданий работы.
Отметка «удовлетворительно» ставится, если учащийся получил за выполнение работы тестовый балл, соответствующий не менее чем 75% от максимального тестового балла за выполнение заданий базового уровня.
Отметка «хорошо» ставится, если учащийся по результатам теста набрал не менее 60% от максимального тестового балла за всю работу.
Отметка «отлично» выставляется, если тестовый балл, полученный учащимся по результатам выполнения теста, составляет более 75% от максимального тестового балла.
Для демонстрационного варианта, максимальный балл за выполнение всей работы составляет 20 баллов, за все задания базового уровня 12 баллов, за задания повышенного уровня 8 баллов. Требования к выставлению отметок будут выглядеть следующим образом:
Отметка «удовлетворительно» — от 9 до 11 баллов.
Отметка «хорошо» — от 12 до 15 баллов.
Отметка «отлично» — от 16 до 20 баллов.
Во втором случае оценка достижения группой тестируемых всего спектра планируемых результатов по предмету «Окружающий мир» определяется после анализа средних результатов выполнения групп заданий, проверяющих каждый из планируемых результатов.
Для каждого планируемого результата определяется уровень достижения. Планируемый результат считается достигнутым на данном уровне сложности, если средний процент выполнения группы заданий этого уровня сложности, проверяющих данный планируемый результат, составляет более 65% для заданий с выбором ответа и более 50% для заданий с кратким ответом и с развернутым ответом.
Время выполнения варианта КИМ
Примерное время на выполнение заданий составляет:
1) для заданий базового уровня сложности – от 1 до 3 минут;
2) для заданий повышенной сложности – от 2 до 5 минут;
На выполнение всей работы отводится 45 минут.
Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительных материалов и оборудования не требуется.
Условия проведения тестирования (требования к специалистам)
Проверочные работы проводят независимые специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении или учителя школы, не работающие с тестируемыми учащимися, в присутствии внешних наблюдателей.
Рекомендации по подготовке к экзамену
Оценочные процедуры проводятся без специальной подготовки.
Изменения в КИМ текущего года в сравнении с КИМ предыдущего года
Проект реализуется с 2011 г., в предыдущие годы аналогичные материалы для начальной школы на апробацию не выносились.
План варианта КИМ
В плане варианта указаны планируемые результаты и операционализированные умения,