Файл: Общие принципы и правила формирования отчетности на примере ИП Гаврилюк-Гапанюк А.К.(Нормативно-правовое регулирование финансовой (бухгалтерской) отчетности).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Принципы составления бухгалтерской отчетности в организации
1.1. Нормативно-правовое регулирование финансовой (бухгалтерской) отчетности
1.2. Сущность, виды, назначение бухгалтерской отчетности
1.3. Состав, структура и принципы, предъявляемые к бухгалтерской отчетности
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности организации
Глава 3. Совершенствование организации бухгалтерской отчетности
3.1. Недостатки в технике составления бухгалтерской отчетности
Введение
Финансовая (бухгалтерская) отчетность – единая информация о финансовом и имущественном положении организации в результате осуществления ее хозяйственной деятельности. Данная отчетность формируется на основании данных финансового (бухгалтерского) учета.
В связи с огромными переменами в экономике Российской Федерации, за последние годы, в области финансовой отчетности возникла острая необходимость в изменении сложившейся за многие годы системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, ориентируясь на опыт ведущих Европейских стран, следуя международным стандартам. Все формы бизнеса и любой организационной собственности обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, являющуюся завершающим этапом учетного процесса. В последнее время в нашей стране финансовая отчетность сблизилась с международными стандартами благодаря развитию законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета. Сама отчетность в установленных формах содержит систему сопоставимых и достоверных сведений о реализованной продукции, работах и услугах, затратах на их производство, об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности. Отчетность предприятия является логическим продолжением процедур финансового учета и представляет собой систему показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату. При формировании показателей бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
Данные отчетности используются для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. При разработке организацией самостоятельно форм бухгалтерской отчетности на основе образцов форм, должны соблюдаться общие требования к бухгалтерской отчетности (полнота, существенность, нейтральность, сравнимость, сопоставимость и т.д.). Принимая во внимание подготовку к переходу на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), требования к ней в России ужесточаются, поскольку каждому субъекту хозяйствования приходится гармонизировать свою отчетность с требованиями МСФО и российских правил, что предполагает ее, более развернутую, интерпретацию.
Изменение требований к составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности в России определяет изменение направлений бухгалтерского учета – частности, изменение и детализацию плана рабочих счетов, аналитического учета, первичных документов. Обоснование методов оценки и использования рыночной (справедливой) стоимости предполагает применение данных статистического учета. Следовательно, совершенствование отчетности как логического завершения учетного процесса вызывает цепную реакцию и изменение системы бухгалтерского учета по всей цепочке – от первичных документов до бухгалтерских регистров – и оказывает влияние на организацию других методов учета.
Необходимо также подчеркнуть: отчетность организаций различных сегментов бизнеса является косвенной характеристикой развития ин-инфраструктуры отраслей экономики – финансово-кредитных организаций, фондового рынка, инвестиционных институтов и т. п.
Данные бухгалтерской (финансовой) отчетности непосредственно влияют на формирование налогооблагаемой базы для всех категорий налогов – имущественных, оборотных, налогов на прибыль и доходы. Иными словами, от достоверности отчетности в значительной мере зависит обоснование налоговых платежей и, следовательно, устойчивость доходов бюджетов разных уровней. Таким образом, бухгалтерский учет и анализ финансовой (бухгалтерской) отчетности становятся условием цивилизованных отношений в бизнесе, основой надежности и всесторонней обоснованности финансовых решений на всех уровнях и во всех субъектах хозяйствования, включая и отношения субъектов хозяйствования с органами власти, которые представляют государственные интересы.
Глава 1. Принципы составления бухгалтерской отчетности в организации
1.1. Нормативно-правовое регулирование финансовой (бухгалтерской) отчетности
Бухгалтерский учет в РФ осуществляется исходя их сложившейся системы нормативного регулирования в рыночной экономике. Она определяет, установленную государством норм и правил, организации и ведения финансового учета. Совокупность этих правил позволяет рассматривать финансовый учет как систему, организуемую в любом хозяйствующем субъекте. Нормативные документы подразделяются на 4 группы (рис.1)
Рис. 1
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ
Законы РФ, указы Президента РФ, постановления правительства РФ
Первый уровень нормативно-правового регулирования финансовой (бухгалтерской) отчетности:
Акты методического (нормативно-технического) характера
Внутренние (рабочие) документы организации, предприятия
Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету
Основой правового регулирования в России является Конституция Российской Федерации, она имеет высшую силу и применяется по всей стране. Все законодательства и правовые акты, принятые на разных уровнях власти, не должны противоречить Конституции РФ. В соответствии с Конституцией официальный бухгалтерский учет находится в ведении государства.
Вторым по значимости законом, определяющий предпринимательские и торгово рыночные отношения, является Гражданский кодекс РФ. Он регулирует : договора и сделки, а также права и обязанности сторон возникшие после заключения таковых, судебные решения возникающие после установления прав и обязанностей, производство приобретение, продажу и отчуждение имущества в том числе художественного и интеллектуального, последствия возникшие при причинению вреда здоровья другому лицу, необоснованное обогащение и все действия физических и юридических лиц.
Третий закон, регулирующий установлению, введению и взиманию налогов является Налоговый кодекс РФ. Налоговый кодекс является системой налогов и сборов, в нем содержатся общие принципы налогооблажения и сборов в стране. Система налогооблажения оказывает огромное влияние на методику бухгалтерского учета, т.к. все суммы отчисляемых налогов и сборов отражаются в первичных бухгалтерских документах, регистрах аналитического и синтетического учета финансовой отчетности.
Трудовой кодекс РФ определяет все права и обязанности, а так же все условия возникшие при заключении трудовых отношений между работником и работодателем. Цели Трудового законодательство состоят в установлении государственных гарантий в отношении прав и свобод граждан вступивших в трудовые отношения.
Нормативный акт, регулирующий организацию финансового учета и составление бухгалтерской отчетности, является Федеральный закон о бухгалтерском учете от 21 ноября 1996 г. №129 ФЗ (в редакции от 03 ноября 2006 г), основными целями которого является:
Обеспечения единого ведения учета имущества, обязательств и всех операций организации.
Составление и предоставление правдивой и достоверной информации об имущественном и финансовом положении организации.
Закон «О бухгалтерском учете» распространяется на все организации действующие на территории РФ, в том числе иностранные организации и их филиалы осуществляющие свою деятельность на территории России. Данный закон определяет что общее методологическое руководство бухгалтерского учета осуществляется Правительством РФ возлагаясь на Министерство Финансов РФ
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» РФ от 07 августа 2001 г. №119-ФЗ (в редакции от 03 ноября 2006 г. №183-ФЗ) определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ. Под данной деятельностью понимается деятельность представляющая собой независимую проверку бухгалтерского учета и финансовой отчетности любой организации, предприятия или ИП. Ее целью является выявление достоверной информации о ведении отчетности и соответствии порядка ее составления.
Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30 декабря 2001г. №195-ФЗ (в редакции от 22 июля 2008 г.№ 148 ФЗ) закрепляет установленные ответственности в области административных правонарушений в отношении различных субъектов, включительно собственность, защиту законных экономических интересов физических и юридических лиц.
Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ ( в редакции от 22 июля 2008 г. № 145 ФЗ) предусматривает меры ответственности за нарушения, в том числе экономике.
А так же: Бюджетный кодекс (БК РФ), Арбитражный процессуальный кодекс, Земельный кодекс (ЗК РФ), Лесной кодекс (ЛК РФ), Семейный кодекс (СК РФ), Уголовно-исполнительный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Производственный календарь на 2020 год, ФЗ «О банкротстве», О защите прав потребителей (ЗОЗПП), Об исполнительном производстве, О персональных данных, О налогах на имущество физических лиц, О средствах массовой информации, Производственный календарь на 2020 год, Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ, Расходы организации ПБУ 10/99, Минимальный размер оплаты труда (МРОТ), Календарь бухгалтера на 2020 год.
Второй уровень нормативно-правового регулирования финансовой (бухгалтерской) отчетности:
Положение по бухгалтерскому учету
ПБУ — это стандарты бухгалтерского учета, регламентирующие порядок бухгалтерского учета разных активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Утверждаются ПБУ приказами Минфина России.
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) являются обязательными документами. Следовать им должны все компании, которые ведут Экономический (бухгалтерский) учет.
Перечень действующих ПБУ:
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
- ПБУ 1/2008 Учетная политика организации;
- ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда;
- ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте;
- ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации;
- ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов;
- ПБУ 6/01 Учет основных средств;
- ПБУ 7/98 События после отчетной даты;
- ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы;
- ПБУ 9/99 Доходы организации;
- ПБУ 10/99 Расходы организации;
- ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах;
- ПБУ 12/2010 Информация по сегментам;
- ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи;
- ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов;
- ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам;
- ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности;
- ПБУ 17/02 Учет расходов на научно - исследовательские, опытно - конструкторские и технологические работы;
- ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль;
- ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений;
- ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности;
- ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности;
- ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств;
- ПБУ 24/2011 Учет затрат на освоение природных ресурсов.
Третий уровень нормативно-правового регулирования финансовой (бухгалтерской) отчетности:
Акты методического (нормативно-технического) характера:
Согласно статье 4 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из:
- принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
К документам в области регулирования бухгалтерского учета в соответствии с частью первой статьи 21 Закона N 402-ФЗ относятся:
- федеральные стандарты бухгалтерского учета, федеральные стандарты бухгалтерского учета государственных финансов (далее при совместном упоминании - федеральные стандарты);
- отраслевые стандарты бухгалтерского учета, отраслевые стандарты бухгалтерского учета государственных финансов (далее при совместном упоминании - отраслевые стандарты);
- нормативные акты Центрального банка Российской Федерации, предусмотренные частью 6 статьи 21 Закона N 402-ФЗ;
- рекомендации в области бухгалтерского учета;
- стандарты экономического субъекта.
До утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу указанного Закона N 402-ФЗ.
Четвертый уровень нормативно-правового регулирования финансовой (бухгалтерской) отчетности:
Внутренние (рабочие) документы организации, предприятия
В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета указанные документы относят к документам четвертого уровня. Основными рабочими документами конкретной организации являются: документ по учетной политике предприятия; утвержденные руководителем формы первичных учетных документов; графики документооборота; утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета; утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.