Файл: Метод наблюдения и особенности его использования в психологическим исследовании (Основные характеристики метода наблюдения в психологическом исследовании).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 1408

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все это, вместе взятое, обусловливает тот факт, что внутреннее наблюдение как разновидность метода психологического исследования в настоящее время практически не используется.

Внешнее наблюдение - это наблюдение, в котором наблюдатель и объект наблюдения являются внешними по отношению друг к другу.

В зависимости от того, является ли наблюдатель одновременно исследователем или он решает одну из задач наблюдения, поставленную перед ним исследователем, выделяют два вида внешнего наблюдения:

- внешнее субъективное наблюдение,

- внешнее объективное наблюдение.

В первом случае мы имеем наблюдение типа:

во втором случае:

При внешнем субъективном наблюдении, когда исследователь одновременно выполняет функции наблюдателя, цели и задачи наблюдения в максимальной степени соответствуют целям и задачам исследования – кто, как не исследователь, лучше знает, что, зачем и как необходимо наблюдать, и какие результаты исследования предположительно можно получить. Однако именно в силу этого знания отношение к ситуации, к объекту наблюдения и к наблюдаемым фактам у исследователя в максимальной степени пристрастно и, следовательно, очень и очень субъективно, что может привести к невольным искажениям в отборе и интерпретации наблюдаемых параметров.

При внешнем объективном наблюдении пристрастность и субъективность исследователя, как факторы, отрицательно влияющие на процесс и результаты наблюдения, в какой-то степени исключаются. Повышение объективности наблюдения может достигаться также за счет использования не одного, а нескольких наблюдателей. Однако при этом возникает другая проблема – проблема подготовки компетентных, психологически и методически грамотных наблюдателей, которые способны адекватно воспринять и грамотно реализовать цели и задачи наблюдения.

При использовании внешнего наблюдения как метода исследования одна из проблем, которая встает перед исследователем, это проблема соблюдения принципа невмешательства. В зависимости от способа решения этой проблемы различают:

- включенное наблюдение,

- невключенное или отстраненное наблюдение.

Включенное наблюдение - наблюдение, в котором наблюдатель на определенное время включается в деятельность объекта наблюдения, становясь ее непосредственным участником и выступая для объекта наблюдения в качестве партнера, а не наблюдателя. В такой ситуации, например, находится учитель на уроке, когда он ведет занятия с учениками. В это время он оказывается включенным в их учебную деятельность и не рассматривается ими как какой-то наблюдатель.


Невключенное наблюдение - наблюдение "со стороны", когда наблюдатель не участвует в деятельности объекта наблюдения и не оказывает на нее непосредственного влияния. При этом в зависимости от позиции, занимаемой наблюдателем по отношению к объектам наблюдения, выделяют:

- открытое наблюдение,

- скрытное наблюдение.

В открытом наблюдении наблюдатель, хотя и не участвует в деятельности объекта наблюдения, тем не менее, находится у него на виду, и, в принципе, объект наблюдения может осознавать присутствие наблюдателя. Это, очевидно, не может не сказаться на поведении объекта наблюдения. Поэтому при интерпретации результатов наблюдения исследователю необходимо учитывать данное обстоятельство как особый фактор условий деятельности и условий наблюдения.

При скрытном наблюдении наблюдатель находится вне поля зрения объекта наблюдения. Чтобы достичь такого эффекта, как правило, используются различного рода технические средства наблюдения: фото-, аудио-, видео- и пр. аппаратура. В качестве своеобразной "шапки-невидимки" иногда используется, так называемое, "зеркало Гезелла". Это зеркало без закрашенной амальгамы, идея использования которого в наблюдении была предложена американским психологом А. Гезеллом. Зеркало ставят так, чтобы оно своей зеркальной поверхностью было обращено в сторону хорошо освещенной комнаты, в которой находятся объекты наблюдения. С другой стороны в затемненном помещении располагается наблюдатель. Для тех, кто находится в освещенной комнате - это обыкновенное зеркало, а для наблюдателя - окно, через которое он видит все, что происходит в комнате.

Скрытное наблюдение как метод исследования не следует отождествлять с обычным подсматриванием или подслушиванием. Главное при проведении наблюдения - это его научный, исследовательский характер и строгое соблюдение этических норм и принципов, основным из которых является принцип "Не навреди". При подсматривании и подслушивании преследуются, как правило, определенные корыстные цели.

Выделение трех компонент в структуре наблюдения позволяет указать еще на одну группу методов исследования, связанных с наблюдением – это методы опроса, беседы, анкетирования. Схематично структуру этих методов можно представить следующим образом:

При использовании методов исследования данного типа исследователь получает информацию об особенностях психики и личности объекта наблюдения непосредственно от него самого в результате беседы с ним, опроса или анкетирования. Вопросы для беседы, опроса или анкетирования подбираются и формулируются исследователем, исходя из целей исследования и необходимости обеспечения достаточного уровня достоверности получаемой информации. Объект наблюдения (в данном случае респондент – человек, отвечающий на вопросы) выступает в качестве наблюдателя, реализуя на своем уровне метод самонаблюдения в ретроспективной форме в той мере, в какой он ему доступен.


Методы исследования данного типа широко распространены в психологии, однако следует иметь в виду, что их применении сопряжено с появлением одной очень существенной для исследователя проблемы. Проблема эта связана с оценкой того, насколько следует доверять высказываниям и ответам респондента на поставленные вопросы. В принципе, не исключена возможность не только невольного (в силу, например, низкого интеллектуального или культурного уровней, недостаточного опыта интроспекции, наличия личных пристрастий, фиксированных установок и пр.), но и сознательного искажения, фальсификации выдаваемой информации[4].

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЦЕДУРЫ НАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Процедуры наблюдения имеет свою методологию, в которой отражаются основные процедурные моменты метода.

В наблюдении можно выделить следующие основные процедуры:

- выбор объекта наблюдения (за кем наблюдать?);

- определение предмета наблюдения (что наблюдать?)

- определение цели и задач наблюдения (для чего, зачем наблюдать?);

- определение условий наблюдения (когда и где наблюдать?);

- выбор способа наблюдения (как наблюдать?);

- выбор формы регистрации наблюдаемого (как, с помощью чего регистрировать?).

Последовательность, в которой приведены основные процедурные моменты наблюдения, не является последовательностью тех реальных действий, благодаря которым наблюдение планируется и реализуется. Это лишь перечень того, без чего наблюдение не может состояться и что так или иначе должно быть рассмотрено и учтено. При планировании и организации наблюдения указанные процедурные моменты, как правило, настолько тесно переплетаются и взаимно пересекаются, что порой бывает трудно определить, что чему предшествовало, и с чего все началось.

В результате конкретизации объекта, предмета, цели, условий и способа наблюдения, а также способа регистрации получаемых сведений наблюдение как метод исследования переходит в конкретную методику наблюдения, в которой указывается, что, как, в какой последовательности нужно делать, чтобы получить то, что нужно получить.


2.1. Выбор объекта наблюдения

Объект наблюдения – это человек или группа людей, за которыми ведется наблюдение. Понятие объекта наблюдения в психологии несколько расходится с общим понятием объекта психологического исследования.

По видимому, это связано с тем, что "наблюдение" является более житейским понятием по сравнению с "исследованием", которое носит в большей степени научный характер. Объектом исследования в науке, в принципе, может быть не только материальный объект, но и любой теоретический конструкт, характеризующий нечто, обладающее какими-либо свойствами. В обыденной жизни, т. е. в житейском понимании, в качестве объекта наблюдения может рассматриваться лишь реальный материальный объект, проявление свойств которого можно зафиксировать с помощью имеющихся у человека органов чувств. Психика, сознание, личность, межличностные отношения, например, могут быть объектом исследования в психологии как науке, но они не могут рассматриваться в качестве объекта наблюдения, потому что не являются материальными образованиями и их свойства не доступны непосредственному чувственному познанию. Мы можем говорить, например, об исследовании памяти учащихся методом наблюдения (здесь память выступает в качестве объекта исследования), но мы не может сказать, что наблюдаем за памятью. Объектом наблюдения в данном случае являются учащиеся, обладающие памятью.

Выбор объекта наблюдения, как и самого метода наблюдения, определяется целями и задачами исследования в целом.

2.2. Определение предмета наблюдения

Предмет наблюдения – это то, что непосредственно наблюдается, те особенности в поведении и деятельности объектов наблюдения, на которые должно быть направлено внимание наблюдателя.

Здесь, как и в случае с объектом наблюдения, есть определенное различие между предметом наблюдения и предметом исследования. Предметом исследования являются особенности и свойства того, что исследуется. Если, например, объектом исследования является память, то предметом исследования являются особенности и свойства памяти, в частности, такие, как структура или скорость образования ассоциативных связей. Очевидно, что скорость образования ассоциативных связей или их структура не могут быть определены непосредственно путем наблюдения. Это ненаблюдаемые явления. Следовательно, предмет наблюдения в общем случае не совпадает с предметом исследования.


Предметом наблюдения в психологии могут быть вербальные или невербальные акты поведения и деятельности объектов наблюдения.

К вербальным (речевым) актам относятся: высказывания, замечания, сообщения, вопросы, просьбы, реплики, ответы, требования и т. д.

К невербальным актам можно отнести:

- выразительные движения (жесты, мимика, пантомимика),

- различного рода перемещения (удаление, приближение, ускорение, замедление, повороты, развороты и т.д.),

- физические воздействия (касание, толчки, удары, поддержка, поглаживание),

- совместные усилия и пр.

Приступая к наблюдению, важно предусмотреть и представить в виде соответствующей схемы или программы наблюдения все наиболее значимые, существенные для целей исследования акты поведения, которые могут проявиться в предполагаемых условиях наблюдения.

Например, для изучения особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности учителя в качестве предмета наблюдения можно выделить следующую совокупность его поведенческих актов:

- Излагает учебный материал просто и доходчиво.

- Излагает материал эмоционально.

- Выводы логически обосновывает.

- Язык изложения образный.

- Приводит много примеров, фактов.

- Не уходит от трудных и спорных вопросов.

- Заставляет задуматься, выработать свое отношение к тому, что излагается.

- Живо реагирует на вопросы и реплики из аудитории.

- Проявляет доброжелательное отношение к учащимся.

- Держится уверенно и непринужденно.

При изучении методом наблюдения других психических явлений потребуется, очевидно, выделение в качестве предмета наблюдения других особенностей поведения, других поведенческих актов, как невербального, так и вербального характера.

В качестве примера можно привести исследование свойств личности ребенка в условиях взаимоотношений между маленькими детьми. Здесь в качестве предмета наблюдения могут быть выделены поведенческие акты, характеризующие следующие формы поведения:

- "просоциальные" – показывает, помогает, исправляет, информирует, советует, призывает к сотрудничеству;

- "асоциальные" – отворачивается, убегает, защищается, хнычет, плачет, кричит о помощи;

- "антисоциальные" – разрушает, отнимает, гонится, угрожает, требует, ругается.

При составлении схем или программ наблюдения следует придерживаться следующих правил: