Файл: Понятие социального обеспечения (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Социальное обеспечение всегда явля­лось и занимало одно из ключевых мест в жизни общества и государства. Оно непо­средственно зависит от развития экономи­ки и очень тесно связано с политической деятельностью и социальным благополу­чием человека и неработающего слоя на­селения. Социальное обеспечение направ­лено на материальное обеспечение опре­деленной категории граждан из финансов государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае если про­изойдут события, которые государство признает социально значимыми с целью выровнять социальное положение граждан по сравнению с остальной частью общест­ва[1].

Изучением социального обеспечения занимались Н.А. Вигдорчик, Л.В. Забелин, В. Дурденевский, В.С. Андреев, Р.И. Иванова, Е.И. Астрахан, В.А. Ачаркан, К.С. Батыгин и другие.

Целью данной работы является исследование понятия социального обеспечения, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты системы социального обеспечения;

- изучить современное состояние, правовые проблемы дальнейшего развития системы социального обеспечения;

- сравнение систем государственного социального обеспечения в России и Швеции.

Объект исследования – социальное обеспечение.

Предмет исследования – понятие социального обеспечения.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области права социального обеспечения, материалы периодических изданий и сети Интернет.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.1 Система и понятие социального обеспечения

Дурденевский В. рассматривал соци­альное обеспечение как деятельность го­сударства, которая направлена на устране­ние социальных опасностей, которые уг­рожают уровню и развитию различных слоев общества, путем предоставления им социальной или денежной помощи.


Андреев В.С. называл проводимую го­сударством или поддерживаемую им сово­купность определенных социально­экономических по обеспечению граждан в старости и при нетрудоспособности, по предоставлению социального обслужива­ния детям, медицинскому обслуживанию.

По мнению Р.И. Ивановой, социальное обеспечение - «это форма распределения материальных благ не в обмен на затра­ченный труд с целью удовлетворения жиз­ненно необходимых потребностей боль­ных, стариков, иждивенцев, детей, безра­ботных, всех членов общества с целью ох­раны здоровья и воспроизводства труда за счет специальных фондов, которые созда­ются в обществе».

Данное определение является универ­сальным и отражает сущность социально­го обеспечения независимо от конкретно­исторических условий, в которых оно ор­ганизуется. В его основе лежат следующие устойчивые признаки: объективные осоз­нания, которые вызывают потребность в особом механизме социального обеспече­ния, которое направлено на поддержание или предоставление необходимых условий жизнедеятельности; особые фонды - ис­точники социального обеспечения; особые способы предоставления средств к суще­ствованию; закрепленные правила предос­тавления социального обеспечения.

Выделяют некоторое количество крите­риев, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным.

Первый критерий - источник финанси­рований. На сегодняшний день финанси­рование социального обеспечения проис­ходит благодаря внебюд-жетным фондам:

Фонда социального страхования, Пенси­онного Фонда, Фонда обязательного меди­цинского страхования, а также бюджетов различных уровней.

Второй критерий - круг лиц, которые подлежат обеспечению. Социальное обес­печение за счет общества предназначено не для всех граждан, так установлено го­сударством. Это обеспечение осуществля­ется для определенной категории граждан, прописанной в законе. В настоящее время таковыми являются: дети; семьи, которые имеют детей; ветераны войны и труда; не­трудоспособные (инвалидность, старость, ); беременные женщины; лица, которые потеряли кормильца; безработные гражда­не; люди, пострадавшие от радиации; лица награжденные медалями, орденами и про­чими государственными наградами; бе­женцы и переселенцы.

Третий критерий - условия, по которым предоставляется обеспечение. Право на предоставление государством определен­ного вида обеспечения для определенной группы вышеперечисленных лиц возника­ет только при наступлении определенных обстоятельств, которые определены в за­коне (смерть, рождение ребенка, инвалид­ность, достижение определенного возраста и другое)[2].


Четвертый критерий - цель предостав­ления обеспечения. Основной целью опре­деленного вида обеспечения является вы­равнивание социального положения чело­века с остальным обществом.

Таким образом, под социальным обес­печением на сегодняшний день понимает­ся форма выражения социальной политики государства, которая направлена на мате­риальное обеспечение определенной кате­гории лиц из средств бюджетов и специ­альных государственных фондов.

Сущность социального обеспечения бо­лее отчетливо выражается в его функциях: политической, экономической, демогра­фической, реабилитационной и профилак­тической.

Экономическая функция социального обеспечения основывается на замещение заработка (содержание, доход), который утрачен из-за нетрудоспособности, возрас­та или потери кормильца, частичном возмещении расходов при возникновении оп­ределенного жизненного обстоятельства, а также оказание денежной помощи мало­имущим лицам. Источником финансиро­вания в этом случае служат государствен­ные внебюджетные фонды социального страхования, образованные по территори­альным принципам. В роли таких фондов выступают: пенсионные, социального страхования, обязательного медицинского страхования, благотворительного народ­ного фонда социальной поддержки[3].

Политическая функция социального обеспечения позволяет поддерживать со­циальную стабильность в обществе, в ко­тором ярко выражены различия в матери­альном обеспечении разных слоев населе­ния.

Демографическая функция, как прави­ло, стимулирует воспроизводство народо­населения, которое необходимо для ус­пешного развития государства.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление статуса в обществе нетрудоспособных граждан и прочей социально слабой группы населе­ния, который позволяет чувствовать себя полноценным членом общества[4].

Профилактическая функция заключает­ся в предотвращении и возникновении оп­ределенных социально-рисковых ситуаций (несчастные случаи).

В нашей стране из-за появления эконо­мической нестабильности, инфляции, рос­та числа безработных, обнищания, рас­слоения общества, роста переселенцев и беженцев, лиц без определенного места жительства очень остро стоит проблема социального обеспечения. Для решения этой проблемы необходимо рассмотреть систему права социального обеспечения.

Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. В обязанность государства входит их соблю­дение и защита. Право на социальное обеспечение раскрывается в определенных статьях Конституции РФ.


В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой от­расли принято понимать объективно суще­ствующее внутреннее ее деление на под­отрасли, институты и субинституты.

Система права социального обеспече­ния делится на 2 части: общую и особен­ную[5].

Общая часть включает в себя: нормы, которые закрепляют права человека в об­ласти социального обеспечения; нормы, которые разграничивают компетенцию РФ, субъектов РФ и органов местного са­моуправления в области социального обеспечения; нормы - принципы; нормы, которые устанавливают виды социальных рисков.

Особенная часть состоит из: норм, ко­торые регулируют предоставление пенсий; норм, которые регулируют предоставление пособий и прочих социальных выплат; норм, которые регулируют предоставление бесплатных и частично платных социаль­ных услуг; норм, которые регулируют предоставление бесплатной медицинской помощи.

В общую часть входят институты, кото­рые содержат положения, об­служивающие особенную часть. Именно поэтому в общую часть входят нормы пра­ва, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения[6].

Общая часть состоит из таких институ­тов, как: субъекты права соци-ального обеспечения; основания обеспечения и его виды; принципы права социального обес­печения.

Особенная часть состоит из институтов, которые имеют самостоятельный объект регулирования. К ним относят: трудовой стаж; пенсии; компенсационные выплаты; пособия; медицинская помощь и лечение; социальное обслуживание; различные льготы.

Каждый из институтов делится на опре­деленные субинституты[7].

Подводя итог данной работы, можно отметить, что под социальным обеспече­нием на данный момент нужно понимать форму выражения соци-альной политики государства, которая необходима для под­держания определенной категории лиц, нуждающихся в материальной помощи. Финансирование таких граждан осуществ­ляется за счет денежных средств, находя­щихся в распоряжении государства и имеющих целевое назначение.

1.2 Правовые основы принципов социального
обеспечения

Совокупность принципов права имеет достаточно большое значение для отраслей и институтов, которые определяют саму сущность любой сферы общественных отношений.


На сегодняшний день в научной литературе достаточно большое количество определений принципов. Рассмотрим некоторые:

  1. Даль В.И. говорит о том, что «принципы это научное или нравственное начало, основание, правило или основа от которой не отступают»[8];
  2. словарь Ожегова трактует принципы как «основное исходное положение какой-нибудь теории, мировоззрения или теоретической программы»[9];
  3. Алексеев С. С. рассматривает принципы права как «выраженные в праве исходные начала, которые характеризуют его содержание, основы которые закреплены в общественной жизни[10].

На основании выделения некоторых дефиниций, которые были приведены выше, можно выделить основные черты. Принципы права раскрывают сущность права и определяют место в обществе. В связи с чем можно сказать, что принципы права-это руководящие начала, которые определяют место права в обществе и создают правовые направления любой сферы общественных отношений[11].

Основой регулирования социально-обеспечительных отношений являются принципы права социального обеспечения. Под принципами права социального обеспечения следует понимать законодательно закрепленные начала, которые выражают деятельность государства в вопросах касающихся социального обеспечения.

По нашему мнению, данные принципы должны отражать всю сущность социального обеспечения. К сожалению в действующем законодательстве РФ само определение «социальное обеспечение» отсутствует. В научной литературе существуют разные мнения по поводу данной категории.

Так Андреев В.С. считал, что социальное обеспечение это совокупность социально определенных мероприятий, которые связаны с обеспечением граждан при нетрудоспособности, достижения старости, обеспечением медицинского обслуживания, заботой о матери и ребенке и других. Буянова М.О. под социальным обеспечением понимает форму выражения социальной политики государства, которая направлена на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета. Ржаницына Л. определяет социальное обеспечение как распределение пенсий, пособий и представления социальных услуг нетрудоспособным и приравненным к ним категориям граждан.

Таким образом можно сказать, что социальное обеспечение-это политика государства, которая направлена на обеспечение определенных слоев населения, в организационно­правовых формах, которые закреплены в правовых актах с целью компенсации последствий наступления трудной жизненной ситуации за счет бюджетных и внебюджетных организаций государственных фондов.