Файл: Учет наличных денежных средств в кассе предприятия (Теоретические аспекты учета денежных средств в кассе организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 425

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для того, чтобы осуществить выдачу подотчетных сумм должно быть заявление в письменном виде подотчетного лица. Это заявление имеет произвольную форму, в которой отражается информация относительно суммы наличных денежных средств, а также срок, до которого они предоставляются, виза руководителя, дата. [19, с. 268]

Если выплата зарплаты производится по ведомостям, на фактически выданные суммы составляется РКО, а невыплаченные суммы депонируются.

В том случае, если выдача денег осуществляется с использованием доверенности, в этом случае кассиру следует обратить внимание на:

- насколько ФИО отмеченное в РКО, соответствует ФИО доверителя, который отмечен в данной доверенности;

- насколько данные относительно ФИО, документа, который удостоверяет личность отмеченные в доверенности, совпадают с такими данными с доверенным лицом, который удостоверяет свою личность.

Кассир в расчетно-платежной (платежной) ведомости, до подписи доверенного лица на получение денег отмечает «по доверенности», и доверенность прикладывается к РКО, либо ведомостям.

Если доверенность оформлена на несколько выплат либо получение денег у разных организаций или ИП, с нее делаются заверенные копии. Оригинал документа сохраняется у кассира, тогда когда произведена последняя выдача денежных средств прикладывается к РКО (ведомости).

Движения, которые происходят по кассе отмечаются в кассовой книге (ОКУД 0310004).

Записи в ней проводятся лично кассиром по каждому ПКО (РКО).

По завершению дня, кассир осуществляет сверку данных ,которые отмечены в кассовой книге, с данными, которые имеются в кассовых документах, подсчитывает остаток наличных, расписывается. После этого записи сделанные в кассовой книге сравниваются с данными кассовых документов главного бухгалтера, подписываются бухгалтером или руководителем.

1.3 Аналитический и синтетический учет кассовых операций

Для формирования информации о наличии и движении денежных средств в российской и иностранной валютах, находящихся в кассе, на расчетных, валютных и специальных счетах, открытых в банках, предназначены счета раздела V «Денежные средства» Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкция по его применению (утверждены Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н).[6]


На любом предприятии одновременно существует несколько видов учета денежных средств (рисунок 1). [26, с. 136]

Касса предприятия

Специальные счета

Расчетные счета

Финансовые вложения

Денежные средства

Расчетные счета

Средства в пути

Рисунок 1 - Виды учета денежных средств.

Синтетический учет кассовых операций ведется с использованием счета 50 «Касса». При этом поступление наличности (денежных документов) оформляется по его дебету, а выбытие — по кредиту.

К счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета:

  • 50-1 «Касса организации;
  • 50-2 «Операционная касса»;
  • 50-3 «Денежные документы» и другие.

На субсчете 50-1 «Касса организации» учитывают денежные средства в кассе. Если конкретное предприятие в своей деятельности осуществляет кассовые операции с какой-либо иностранной валютой, то к счету 50 открывается субсчет для учета движения иностранной валюты.

На субсчете 50-2 «Операционная касса» учитываются наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор, речных переправ, в билетных /багажных кассах портов, вокзалов и других. Данный субсчет предприятие открывает по мере необходимости.

На субсчете 50-3 «Денежные документы» учитываются находящиеся в кассе организации вексельные/почтовые марки, оплаченные авиабилеты, марки государственной пошлины и различные другие документы.

В то же время заводится отдельная книга с выделением на каждый вид документа отдельной строки. Следовательно, помимо наличных денежных средств в кассе и тоже время хранятся денежные документы.

Типовые операции по счету 50 «Касса» приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Типовые операции по счету 50 «Касса»

Содержание операции

Корреспонденция

Дебет

Кредит

Получены деньги с расчетного счета

50

51

Получено от покупателей за продукцию

50

62

Получен остаток подотчетных сумм

50

71

Поступила выручка от реализации продукции, проданной за наличный расчет

50

90

Сданы денежные средства на расчетный счет

51

50

Сдана выручка инкассаторам

57

50

Оплачено поставщикам за материалы

60

50

Выданы заработная плата, отпускные, премии.

70

50

Выданы деньги подотчетным лицам

71

50


Подводя итоги, можем сказать о том, что в бухгалтерском законодательстве существуют определенные требования по ведению учета и отражению хозяйственных операций, связанных с формированием и движением денежных потоков, которые нельзя не учитывать в управлении, особенно при принятии важных управленческих решений.

Следовательно, своевременное выполнение бухгалтерских операций, влекущее за собой корректное ведение бухгалтерского учета является важным стержнем жизнедеятельности предприятия в целом.

Таким образом, можно сказать, что в  практике отечественного предпринимательства широкое распространение получили расчеты с использованием наличности. Обширное применение такого инструмента обуславливается его удобством и универсальностью. Но нужно учитывать, что использование наличных денег не должно нарушать нормы российского права, в том числе и об обязанности по учету кассовых операций.

В качестве главной документаций по бухучету кассовых операций, которая нужна для того, чтобы верно осуществить оформление операций с наличными деньгами выступает: РКО, ПКО, кассовая книга, расчетно-платежная ведомость.

Отражение операций по кассе в бухучете производится при помощи активного бухгалтерского счета 50. При этом поступление наличности (денежных документов) оформляется по его дебету, а выбытие — по кредиту.

Сфера применения наличных расчетов строго регламентирована Центробанком России в Указаниях от 07.10.2013 № 3073-У. Так, наиболее часто организации могут использовать деньги из кассы на заработную плату, выдачу под отчет, расчеты с партнерами, получение и внесение денег на соответствующий счет и так далее. На цели, не указанные Банком России, наличные денежные средства компании направлять не могут.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В КАССЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ВЕСТ – ИНЖЕНИРИНГ»

2.1 Организационная характеристика предприятия ООО «Вест – Инжениринг»


Предприятие ООО «Вест-Инжиниринг» создано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в 2004 году.

ООО «Вест-Инжиниринг» является общепризнанным лидером в России по производству:

  • центральных кондиционеров и систем управления;
  • вентиляторов общего и противопожарного назначения;
  • сетевых элементов и противопожарных клапанов;
  • отопительного оборудования и теплообменников.

Схема организационной структуры управления ООО «Вест-Инжиниринг» представлена на рисунке 2.

Генеральный директор

Главный инженер

Коммерческий директор

Главный бухгалтер

Главный экономист

Зам. директора по общим вопросам

Бухгалтерия

Основное производство

Технический отдел

Отдел сбыта

Планово-экономический отдел

Отдел кадров

Служба сервиса

Отдел снабжения

Рекламная служба

Служба ремонта

Хозяйственный отдел

Рисунок 2 - Схема организационной структуры управления

ООО «Вест-Инжиниринг»

Степень централизации управления ООО «Вест-Инжиниринг» высокая, так как руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений. Для повышения ответственности каждого работающего и четкого распределения функций для каждой должности разработаны должностные инструкции.

В качестве главного звена в управлении исследуемого предприятия выступает генеральный директор, который ведет се руководство предприятия, осуществляет контроль за тем, как функционируют подразделения на предприятии.

Что касается осуществления бухгалтерского учета в исследуемой организации, то он реализуется отделом бухгалтерского учета и отчетности, который является отдельным структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером. На всех сотрудников бухгалтерии ООО «Вест-Инжиниринг» имеются должностные инструкции, где прописаны их функции и должностные обязанности.

На рисунке 3 представлена организационная структура бухгалтерии ООО «Вест-Инжиниринг».

Главный бухгалтер

Бухгалтер-кассир

Бухгалтер по учету расчетов

Отдел кадров

Бухгалтер по заработной плате

Рисунок 3 - Организационная структура бухгалтерии ООО «Вест-Инжиниринг»

Бухгалтерский учет осуществляется с использованием Рабочего (сокращенного) плана счетов, разработанного на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н.


Все записи, которые осуществляются в регистрах бухучета имеют хронологическую последовательность, которая базируется на первичных документах, которые отражают факт того, что проводились хозяйственные операции, и на базе расчетов бухгалтерии. Что касается учета имущества, обязательств, хозяйственных операций, то они осуществляются способом двойной записи по утверждённому Рабочему Плану счетов бухучета.

Инвентаризация проводится в следующие сроки:

- основных средств – 1 раз в 2 года;

- материалов – 1 раз в год;

- товаров – 1раз в квартал;

- наличных денежных средств в кассе – ежемесячно;

- кредиторской и дебиторской задолженности – 1 раз в год по окончании отчетного года.

Для того, чтобы обеспечить верность данных бухучета и бухгалтерской отчетности на предприятии осуществляется инвентаризация имущества, обязательств, в процессе которой происходит проверка, а также документальное подтверждение того, что они в наличии, какое у них состояние, их оценка.

В ООО «Вест-Инжиниринг» для ведения бухгалтерского учета применяются следующие программы: «1С: Бухгалтерия 8.2», учет заработной платы ведется с применением программы «1С: Зарплата и кадры 8.2», «Консультант плюс», «Банк Клиент».

В ООО «Вест-Инжиниринг» рабочее место каждого сотрудника оснащено персональным компьютером со всеми необходимыми программами.

Таким образом можно сказать, что ведение бухгалтерского учета с применением персональных компьютеров позволяет своевременно и в полном объеме формировать бухгалтерскую отчетность.

Рассмотрим основные показатели предприятия, отраженные в отчете о финансовых результатах (Приложение 1,2).

В таблице 2 представим состав и структуру активов организации ООО «Вест-Инжиниринг».

Таблица 2 - Состав и структура активов ООО «Вест-Инжиниринг»

Группировки

статей актива баланса

Наличие средств, руб.

Структура имущества, %

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Из-е

(+,-)

2017/2015

Из-е

(+,-)

2017/

2016

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Из-е

(+,-)

2017/2016

Валюта баланса, тыс. руб.

2089

2948

3278

1189

330

100

100

100

0

Внеоборотные активы, тыс.

584

1285

1526

942

241

27,96

43,59

46,55

2,96

Из них: основные средства,

281

996

1306

1025

310

13,45

33,79

39,84

6,06

финансовые вложения

303

289

220

-83

-69

14,50

9,80

6,71

-3,09

Оборотные активы, тыс.

1505

1663

1752

247

89

72,04

56,41

53,45

-2,96

запасы

34

28

52

18

24

1,63

0,95

1,59

0,64

дебиторская задолженность

803

991

750

-53

-241

38,44

33,62

22,88

-10,74

денежные средства и денежные эквиваленты

608

617

935

327

318

29,10

20,93

28,52

7,59

финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)

60

27

15

-45

-12

2,87

0,92

0,46

-0,46