Файл: Успешность деятельности руководителя и личностные особенности руководителя (Деятельность руководителя по преодолению психологических барьеров).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

____________________

Демидова Г.В. Управленческая психология. / Г.В. Демидова. – 2-е изд. – «Академия», 2010. – с.111-112

Шейнов В.П. Психология лидерства и власти / В.П. Шейнов. – М.: Ось – 89, 2008. – с.179

  1. Отчитываться за такие результаты работы, достижение которых не предусматривалось;
  2. Уклоняющийся от непосредственного руководства, стремящийся переложить полномочия и ответственность на подчиненных;
  3. «Сверхорганизованный» руководитель, единственной и абсолютной ценностью для которого является выполнение подчиненными работы в соответствии с установленными им требованиями. Такие руководители все силы отдают тщательному регламентированию работы, ее планированию, поэтому у них не остается времени на реализацию задуманного. Этот стиль формирует у подчиненных индифферентное отношение к работе, хотя сами руководители относятся к ним дружественно и оказывают поддержку;
  4. Руководитель, стремящийся охватить все вопросы. Он создает вокруг себя атмосферу беспокойства, порождает у подчиненных чувство неуверенности и напряженности, вызванное постоянной готовностью к неожиданным требованиям;
  5. Руководитель, конфликтующий с другими руководителями, создает множество затруднений для подчиненных, так как последние опасаются установления хороших отношений с любым из руководителей, боясь вызвать недовольство одного из них. (Надо отметить, что это вряд ли можно рассматривать как стиль руководства.)

Эффективность различных стилей руководства. Выяснение этого вопроса затруднено тем, что у разных авторов имеются различные подходы к классификации стилей руководства.

Как показали еще исследования К. Левина, у руководителя с демократическим стилем руководства стремление к творчеству, уровень общей удовлетворенности работой и благоприятными отношениями выше.

_______________________

Шейнов В.П. Психология лидерства и власти / В.П. Шейнов. – М.: Ось – 89, 2008. – с.179

Одинцов А.А.. Управленческая психология. / А.А. Одинцов, О.В. Одинцова. – 2-е изд. – М.: «Академия», 2010. – с.147.


Однако у руководителя, характеризующегося автократическим стилем, были самыми высокими показатели эффективности деятельности группы. Попустительский стиль руководства приводил к беспорядкам, увеличению фрустрированности и конфликтности, а это способствовало снижению качества работы группы.

Начнем с распространенной в нашей стране классификации, в соответствии с которой выделяются авторитарный, демократический и либеральный стили. В итоге анализа многих исследований, осуществленного одним из зарубежных авторов, выяснилось следующее: в 11 из них исследователи обнаружили лучшее усвоение учащимися знаний при демократическом стиле руководства учителя, а в 8 работах доказывается, что лучше всего авторитарный стиль. В ряде работ также показано, что при демократическом стиле руководства достигаются лучшая групповая сплоченность и удовлетворенность учащихся, а вот относительно групповой продуктивности заметных преимуществ того или иного стиля руководства выявлено не было (Р. Л. Кричевский, 1977; А. Ю. Максаков, 1990; P. X. Шакуров, 1982; Р. Стогдилл (R. М. Stogdill, 1974)).

О. В. Волкова (2002) соотнесла социально-психологический климат со стилем руководства, которого придерживается руководитель. По всем показателям уровня зрелости коллектива преимущество было за демократическим стилем (рис. 7.2). Трудовая ситуация почти по всем показателям тоже была лучше при руководителе-демократе (рис. 7.3).

А. Л. Журавлев и В. Ф. Рубахин (1976) относят к числу наиболее эффективных с точки зрения продуктивности коллектива и его психологического климата коллегиальное (демократическое) и смешанное руководство.

_____________________

Шейнов В.П. Психология лидерства и власти / В.П. Шейнов. – М.: Ось – 89, 2008. – с.179-180

Одинцов А.А.. Управленческая психология. / А.А. Одинцов, О.В. Одинцова. – 2-е изд. – М.: «Академия», 2010. – с.147-148

При этом указывается на динамический характер стиля руководства, который обусловливается социально-психологическим своеобразием коллектива и объективными условиями деятельности, а также типологическими и личностными свойствами руководителя. С этим утверждением авторов трудно согласиться: во-первых, стиль характеризуется устойчивостью, если же происходит постоянное изменение, то это уже тактика руководства; во-вторых, именно типологические особенности свойств нервной системы и темперамента обусловливают устойчивость стиля, так как они у взрослого человека практически не изменяются.

А. В. Петровский и В. В. Шпалинский (1978), Р. С. Немов (1981) считают, что для групп разного уровня развития требуются и различные стили руководства. Для коллектива, в котором каждый ее член «знает свой маневр», наиболее подходят демократический и попустительский стили. Для диффузной же группы, не готовой к самоуправлению, они окажутся наименее подходящими, так как предоставление ей самостоятельности может лишь дезорганизовать групповую деятельность. В этом случае требуется авторитарный стиль руководства. Кроме того, последний необходим и при лимите времени на принятие решения, когда рассуждать и спорить просто некогда.


Дж. Гольдберг (J. Goldberg, 1985), ссылаясь на некоторых авторов, отмечает, что наиболее эффективен стиль, ориентированный на конечный результат деятельности, а также стиль делегирования, предполагающий отбор лидера и передачу ответственности на низший уровень управления деятельностью. По мнению Р. Блейка и Дж. Муттона, наиболее эффективен стиль, опирающийся на групповое управление.

_____________________

Шейнов В.П. Психология лидерства и власти / В.П. Шейнов. – М.: Ось – 89, 2008. – с.181

Одинцов А.А.. Управленческая психология. / А.А. Одинцов, О.В. Одинцова. – 2-е изд. – М.: «Академия», 2010. – с.149

Вывод: Данная глава была посвящена изучению психологических особенностей успешных руководителей, а также стилям и способам руководства. На основе изучения учебных пособий и работ зарубежных и отечественных авторов я постаралась разобраться: кто же такой успешный руководитель? А также изучить эффективность используемых менеджерами стилей и способов руководства.

Кроме таких качеств как: уверенность в себе, уравновешенность, требовательность, стрессоустойчивость, спо­собность к творческому решению задач (креативность), предпри­имчивость, коммуникабельность, ответственность, а также желание и стремление быть руководителем, успешный руководитель должен иметь склонность к организационной деятельности, самосовершенствованию, а так же обладать лидерскими способностями, вовремя использовать нужные качества и быть хорошим психологом.

После изучения стилей руководства, стало ясно, что рекомендовать один определенный стиль, который будет удачен, для всех сфер управления не сможет ни один из исследователей. Этот вопрос решает руководитель исходя из множества факторов присущих определенной организации.

Социально-психологические основы деятельности руководителя

Основные гипотезы и методы исследования психологических особенностей деятельности руководителя


Исследование психологических особенностей руководителя имеет два основных аспекта: выявление ин­дивидуально-психологических и типологических особенностей руководителя.

В основе типологического подхода лежит исследование до­минирования (или более интенсивного проявления) определен­ной совокупности качеств в общей структуре личности руково­дителя.

Типологический подход дает возможность точнее ориентиро­ваться в наиболее существенных особенностях руководителей, компенсирует недостатки, которые обнаруживаются при индиви­дуально-психологическом подходе к анализу личности конкретно­го руководителя, осуществлять выбор необходимых мер для воз­действия на руководителей, определения рекомендаций при про­ведении консультационной работы, обучения, психологической коррекции и др.

Изучение индивидуальных особенностей руководителя по­зволяет оценить систему качеств его личности, способствующих выполнению им управленческих функций. К ним обычно отно­сят интеллектуальные качества (творческое мышление); особен­ности черт характера; исполнение социальных ролей; стиль ру­ководства; особенности мотивационной сферы личности; уро­вень нервно-психологических затрат и др.

А.Л.Журавлев при изучении индивидуальных и профессио­нально важных качеств личности руководителя опирается на ме­тодологические положения Б. Г.Ананьева, Б. Ф.Ломова, В. С. Мер­лина, К.К.Платонова, С.Л.Рубинштейна. Теоретические осно­вы исследования сводятся к следующему:

______________________

Одинцов А.А.. Управленческая психология. / А.А. Одинцов, О.В. Одинцова. – 2-е изд. – М.: «Академия», 2010. – с.96

- личность руководителя изучается (и оценивается) во взаимо­обусловленности со структурно-функциональной организацией управленческой деятельности. При этом оцениваемые свойства и качества личности руководителя должны быть профессиональ­но значимыми и тесно связанными с деятельностью руководи­теля;

- управленческая деятельность по своей сути является не только и не столько индивидуальной, сколько совместной. Сов­местный ее характер выражается: в управленческом взаимодей­ствии с другими людьми (исполнителями); интеграции внешне­го управления и самоуправления трудовых коллективов; совмест­ной деятельности управленческого коллектива, являющегося одним из субъектов управления. Оцениваться должны свойства и качества руководителя, характеризующие его взаимодействие с другими людьми (как субъекта взаимодействия);


- многочисленные свойства и качества личности руководите­ля не разрознены между собой, а закономерным образом связа­ны друг с другом, составляют некоторые интегральные образова­ния;

- свойства и качества личности (а также их интегральные об­разования) не рядоположны, а иерархически организованы. Уровневая организация включает прежде всего общие и специ­альные свойства личности руководителя;

- каждый руководитель, как и всякий другой человек, одно­временно характеризуется совокупностью психофизиологиче­ских, психологических, социально-психологических и социаль­ных свойств. Это объясняется множественностью (многообрази­ем) реальных связей руководителя с другими людьми, коллективом в целом, социальной средой и т.д.

Таким образом, любая методика оценки личности руководи­теля должна быть включена в комплексную программу психоло­гического изучения личности и деятельности руководителя.

_____________________

Одинцов А.А.. Управленческая психология. / А.А. Одинцов, О.В. Одинцова. – 2-е изд. – М.: «Академия», 2010. – с.96-97

На основе экспертной оценки личности руководителя А. Л. Жу­равлев предложил апробированную на практике оригинальную методику выявления основных групп профессионально значи­мых качеств и сравнения руководителей по степени их развития, что позволило автору выделить следующие типы личности руко­водителей: «организатор», «специалист», «наставник», «специа­лист-организатор», «организатор-наставник», «специалист-настав­ник», «гармоничный», «неэффективный».

Несколько иной подход к изучению руководящих кадров пред­лагает А. С. Горбатенко. Исследователь считает, что для аттеста­ции руководящих работников и последующего формирования резерва руководителей высшего звена управления предприятием необходимо использование специальной методики, предусма­тривающей оценивание и выбор кандидата в резерв на руководя­щую должность.

В качестве такой комплексной методики предлагается опрос­ник, составленный на основе сокращенного варианта методики интерперсональной диагностики Тимоти Лири.

Сильные и слабые стороны руководителя исследовали англий­ские специалисты по управлению Майкл Вудкок и Девид Фрэн­сис. Они рассматривали способного руководителя с позиции на­личия у него следующей системы качеств и личных возможно­стей: способности управлять собой; разумных личных ценностей; четких личных целей; упора на постоянный личный рост; навы­ка решать проблемы; изобретательности и способности к инно­вациям; высокой способности влиять на окружающих; знания современных управленческих подходов; способности руково­дить; умения обучать и развивать подчиненных; способности формировать и развивать эффективные рабочие группы.