Файл: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» (ТУСУР)
Кафедра автоматизированных систем управления (АСУ)
Автоматизация обработки заявок от заказчика на продукт нефтепереработки
Итоговый отчет по дисциплине
«Научно-исследовательская работа»
Студент гр. з-98Э
__________Беляева А.В
«___» _________2023 г.
Руководитель
доцент кафедры АСУ, к.т.н.
__________М.В. Григорьева
«___» _________2023 г.
Томск 2023
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» (ТУСУР)
Кафедра автоматизированных систем управления (АСУ)
Индивидуальное задание
на выполнение итогового отчета по дисциплине «Научно-исследовательская работа в семестре» студенту ЗиВФ гр. з-98Э Беляевой Алины Витальевне.
-
Тема работы: автоматизация обработки заявок от заказчика на продукт нефтепереработки -
Цель работы: исследование деятельности предприятия на необходимость автоматизации. -
Задачи:
-
провести формализованную постановку задачи; -
провести проектирование функциональной диаграммы в нотации IDEF0 (2-3 уровня); -
сформулировать критерии (требования) к информационной системе; -
провести сравнительный обзор программ-аналогов; -
осуществить выбор среды реализации базы данных;
-
Технические требования к отчету по практике: обязательно соблюдение образовательного стандарта ТУСУР [1].
Дата выдачи задания 20 февраля 2023г.
Руководитель
доцент каф. АСУ, к.т.н. ___________ М.В. Григорьева
Задание принял к исполнению 20 февраля 2023г.
Студент гр. з-98э _____________ А.В.Беляева
Оглавление
Введение 4
1 ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ 5
1.1Формализованная постановка задачи 7
1.2Требования к информационной системе 10
2 ОПИСАНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ АНАЛОГОВ 11
2.1«Pyrus Service Desk» 11
2.2«HubEx» 13
2.3«Okdesk» 15
3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ-АНАЛОГОВ 16
3.1Удобство использования и понятный интерфейс, легкость обучения персонала 16
3.2Формирование отчетности 17
3.3Оценка стоимости среды 17
3.4Сводная таблица оценки аналогов 19
4 ВЫБОР СРЕДСТВ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 20
Заключение 21
Список использованных источников 23
Введение
Основным заданием во время выполнения итогового задания дисциплины «Научно-исследовательская работа» является выявление возможных аналогов базы данных для автоматизации конкретного объекта управления. Аналог должен удовлетворять требованиям к базе данных.
Объектом автоматизации в данной работе является организация ПАО «Транснефть» - российская нефтепроводная компания.
Предметом, который требует автоматизации, является процесс обработки заявок на продукт от заказчиков.
Цель работы: поиск и анализ аналогов базы данных, сравнение и оценка стоимости разработки.
Задачи работы:
-
провести формализованную постановку задачи; -
провести проектирование функциональной диаграммы в нотации IDEF0 (2-3 уровня) [2]; -
сформулировать критерии (требования) к базе данных; -
провести сравнительный обзор программ-аналогов; -
осуществить выбор среды реализации базы данных; -
спроектировать концептуальную модель данных в нотации IDEF1x.
Основные направления деятельности «Транснефти»:
-транспортировка нефти и нефтепродуктов по трубопроводной системе на территории России и за её пределами;
-диагностические, профилактические и аварийно-восстановительные работы;
-обеспечение охраны окружающей среды в районах, где проходит трубопроводная система.
-
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ
В современном мире каждый человек так или иначе взаимодействует с нефтеперерабатывающей промышленностью. Большинство пластиковых предметов, нейлоновая ткань – это всё продукты которые появились только благодаря добыче и переработке нефти. Мы используем для того чтобы поехать куда-нибудь: бензин, мазут, топливо – основные продукты нефтепереработки. Таким образом, нефтеперерабатывающие предприятия – одни из тех предприятий, которые не просто вошли в жизнь человека, но и стали одним целым с нашим образом жизни, который далеко не факт, что сменится на что-то другое. Актуальность темы нефтеперерабатывающей промышленности среди других отраслей промышленности – максимальная, потому что благодаря этой промышленности мы достигли огромного прогресса в последние годы.
Конкретно для сети ПАО «Транснефть» стоит проблема автоматизации обработки заявок на продукт от заказчиков. Весь процесс контроля заявок осуществляется работниками вручную. Это неудобно, занимает много времени, а также не позволяет наглядно отражать весь процесс оформления заявки. К тому же не исключаются ошибки, вследствие человеческого фактора. Поэтому организация ПАО «Транснефть» нуждается в создании такого программного продукта, который решил бы данную проблему.
Для корректного составления требований к базе данных, разрабатываемой для ПАО «Транснефть» необходимо понимать, какие процессы происходят на предприятие по приемки заявок, для этого нужно описать рассматриваемую предметную область, а также учесть все требования.
База данных разрабатывается для операторов, они занимаются оформление заявок, регистрацией заявок, отслеживание статуса заявки, формирование ответов на заявку, закрытием отработанных заявок.
Модель организационной структуры ПАО «Транснефть» представлена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Организационная структура ПАО «Транснефть»
Оператор лаборатории принимает все документы по заявкам на продукт и передает их на обработку начальнику лаборатории, а также в обязанности оператора входит ведение технологического процесса на установках III категории, обслуживание и настройка средств контроля и автоматического регулирования, проведение ремонта технологических установок.
Начальник лаборатории утверждает и подписывает документы по заявкам, а также организует проведение химических анализов, физико-химических, механических испытаний и других исследований с целью обеспечения лабораторного контроля соответствия качества сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции действующим стандартам, техническим условиям и требованиям экологической безопасности.
Бухгалтерия предприятия формирует отчеты по заявкам, устанавливает конкретную цену за продукт, а также в обязанности входит ведение бухгалтерских регистров, программ учета, отражение операций на счетах организации.
Идейная часть заявленной задачи автоматизации состоит в создании базы данных, которая бы вела контроль заявок на предприятие ПАО «Транснефть». Благодаря внедрению такой базы данных, снизиться нагрузка с операторов, уменьшиться риск возникновения человеческого фактора.
У организации нет базы данных для учета и контроля заявок на нефтеперерабатывающем предприятие ПАО «Транснефть», которая бы контролировала прием и обработку заявки. Все подсчёты ведутся на бумажных носителях, при этом интерфейс системы не должен быть перегружен, должен быть интуитивно понятен и удобен в использовании.
-
Формализованная постановка задачи
Основной целью базы данных является организация процесса обработки заявок на нефтеперерабатывающем заводе.
Задачами разрабатываемой информационной системы являются:
-
автоматизировать учет всех заявок на продукт нефтепереработки на предприятие; -
автоматизировать формирование отчетности по заявкам сопутствующего товара.
Для выполнения данных процессов необходимо, что бы разработанная система осуществляла следующие функции:
-
ведение справочников поставщиках, заказах, товарах; -
отображать заявки, назначенные текущему исполнителю; -
фильтровать заявки по приоритетности; -
формировать ответ на заявку; -
формировать отчеты; -
закрывать исполненные заявки.
Пользователями платформы являются:
-
операторы предприятия; -
бухгалтерия предприятия; -
начальник лаборатории.
Входные данные системы:
-
данные заявки; -
договор с заказчиком; -
счет на оплату.
Выходные данные системы:
-
список совершенных операций по заявке; -
информация о заказе на исполнение; -
отчет о выполненных заявок; -
итоговый отчет.
Схемы планируемой к разработке информационной системы представлены на рисунках 1.2-1.4.
Рисунок 1.2 – Диаграмма IDEF0 A-0 «Автоматизировать обработку заявки на товар нефтепереработки»
Рисунок 1.3 – Диаграмма IDEF0 A0 «Автоматизировать обработку заявки на товар нефтепереработки»
Рисунок 1.4 –Диаграмма IDEF0 A0 «Автоматизировать обработку заявки на товар нефтепереработки»
-
Требования к информационной системе
Совместно с руководством предприятия были составлены требования к функциональной части информационной системы, автоматизирующей обработку заявки на продукт нефтепереработки:
-
удобство использования и понятный интерфейс, легкость обучения сотрудников; -
возможность ведения справочников поставщиков, заказов и товаров; -
возможность учета и контроля заявок на продукт; -
возможность формирования отчетности за определённый период Ограничениями создаваемой системы являются затраты на ее разработку и сроки разработки, возможность быстрой и не дорогой доработки.
-
ОПИСАНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ АНАЛОГОВ
Поиск аналогов помогает разработчику выявить сильные и слабые стороны, представленные на рынке решений, для дальнейшей проработки своего собственного решения. Их анализ позволяет понять стоимость продукта, составляемую из цены на пакет ПО и стоимости внедрения.
-
«Pyrus Service Desk»
Разработчики: Pyrus
Дата последнего релиза: 13.09.2021
Особенности системы:
-работа с заявками с любым предприятием
-контроль качества в партнерской сети
-гибкая установка сроков согласно SLA
-все необходимые отчеты о работе бизнеса
-интеграция клиентов с CRM
-доступность Pyrus (возможность работы в мобильном приложении Pyrus Service Desk при отсутствии интернета)
Чтобы разбить поток заявок на блоки и ускорить их обработку, в последнем релизе Pyrus Service Desk добавлена возможность объединять входящие заявки в отдельные папки. Если руководителю нужно комплексно контролировать ход процесса, то удобнее сгруппировать заявки по одной форме. Специалисту, при участии в нескольких процессах на этапах с разной приоритетностью, подойдет группировка по этапу, на котором находятся заявки: важная заявка не растворится в потоке Входящих. Группировка по роли (группе взаимозаменяемых сотрудников) поможет отделить заявки с более высоким приоритетом при выполнении нескольких ролей в разных процессах. Гибкие настройки позволяют каждому пользователю организовать свои Входящие так, как ему удобно для работы: сделать это можно одним кликом в новой панели настроек в правой верхней части экрана Pyrus Service Desk.
К основным функциям системы относятся:
- отвечать на все обращения клиентов;
- независимо от канала, по которому они приходят, и вести единую историю общения с каждым клиентом;
- экономить рабочее время сотрудников за счет настройки автоматических ответов пользователям по типовым вопросам и распределения заявок по командам согласно установленным правилам;
- повысить скорость ответов клиентам за счет использования шаблонов готовых ответов;
- настроить KPI для сотрудников и привязать их мотивацию.
Интерфейс информационной системы представлен на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Интерфейс информационной системы «Pyrus Service Desk»
-
«HubEx»
Название базовой системы (платформы): Смарт-Сервис
Особенности программы:
-работа с заявками в одной собственной системе вместо нескольких систем заказчиков;
-увеличение прибыли от 2% до 7%*: все выполненные работы будут выставлены заказчику. Акты поступают в офис через приложение и не теряются;
-автоматическое распределение заявок по сотрудникам;
-автоматизированное создание плановых заявок;