Файл: Облачные сервисы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. По единодушным прогнозам ведущих консалтинговых компаний мира, быстрое усовершенствование и распространение облачных технологий (cloud computing) сейчас является одним из тех ключевых трендов, которые в ближайшие 5-8 лет заметно повлияют на глобальное развитие не только ИТ-индустрии, но и бизнеса, финансов, государственного управления, медицины, образования и многих других сфер человеческой жизни[1].

В условиях опережающего развития ИКТ и очередного спада мировой экономики, технология, которая, например, позволяет организациям и другим субъектам отказаться от значительных затрат на собственную ИТ-инфраструктуру в пользу получения всех необходимых ИТ-ресурсов онлайн, рассматривается как перспективный и рентабельный модернизационный выбор, оптимальная инвестиция в будущее.

Каждый день мы совершаем сотни действий в онлайне: ищем информацию в интернете, заказываем такси через приложения, подключаемся к публичным сетям Wi-Fi, слушаем музыку — все это обеспечивают облачные технологии. В 2017 году доходы этой сферы во всем мире выросли на 36,8%, до $246,8 млрд.

По расчетам аналитического сервиса Statista, рынок облачных решений удвоится в течение следующих 4 лет, а через 10 лет — вырастет в 3 раза.

В глобальном измерении рынок облачных исчислений становится полем все более жесткой конкуренции между ведущими мировыми ИТ-корпорациями (Google, Yahoo, Amazon, Microsoft, Zoho, Cisco, Symantec, Fujitsu и ряда других). Крупные бизнес-игроки, которые еще не имеют своей доли на этом рынке, готовятся завоевать ее в ближайшем будущем. Такая ситуация дополнительно интенсифицирует технические гонки, поэтому новые аппаратные решения, стартапы, программное обеспечение разрабатываются и продвигаются в облачном секторе действительно опережающими темпами. Базы данных российских государственных и муниципальных органов планируют перенести в единое облачное хранилище к 2020 году.

Ведутся активные работы по международной стандартизации облачных вычислений.

Итак, облачные технологии уже сейчас являются одним из существенных факторов международного развития, влияние которого в ближайшие годы многократно вырастет. Как государство, которое достаточно глубоко интегрировано в мировые информационно-коммуникационные процессы, Россия не может остаться вне этого влияния.

Согласно собранной статистике потребления, облачный рынок России, подобно соседским (Украина, Китай, большинство стран СНГ), находится на этапе формирования спроса и аккумулирования первичного опыта использования облачных решений. Об этом свидетельствует минимальный уровень знания конечных пользователей про облачные вычисления и невысокий уровень проникновения технологии. Так, 47 % опрошенных ИТ-служб считают свою осведомленность про облачные решения поверхностными, а 88 % опрошенных руководителей вовсе не знакомы с облачными сервисами[2].


Следует отметить, что хотя облачные технологии и становятся все популярнее, они, строго говоря, все еще находятся на стадии разработки; при этом развиваются они чрезвычайно быстро и нередко апробируются непосредственно на рынках[3]. Соответственно, на данный момент не существует ни окончательно отработанных технологий защиты данных в облачных сервисах, ни – тем более – готовых правовых «рецептов» в этой области.

Такая динамика и изменчивость положения определяет и особенности литературы по проблеме. Она имеет в основном не фундаментально-научный, а оперативно-аналитический характер, фиксирует определенные технологические новеллы, тенденции внедрения облачных решений, конъюнктуру рынков и т. п. на тот или иной момент.

Целью данной курсовой работы является попытка проанализировать накопленный на сегодня опыт об использовании облачных сервисов.

Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить историю облачных технологий;
  • дать определение понятию: облачный сервис и охарактеризовать назначение облачных технологий;
  • провести анализ моделей облачного размещения
  • ознакомиться со спецификой облачных сервисов ;
  • изучить особенности защиты персональных данных в облачном сегменте ;
  • сформулировать основные имеющиеся проблемы и тренды их решения в будущем.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, состоящих из пунктов, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Облачные технологии: основные понятия и значение

1.1. История облачных технологий

История облачных технологий началась довольно давно. К 70 – м-80-м годам относят первые идеи, косвенно касавшиеся того, что впоследствии и стало облачными вычислениями. Но все таки датой отсчета современной истории cloud computing стал 2006 год, когда компания Amazon, которая уже на тот момент была одной из крупнейших, представила свою инфраструктуру веб-сервисов, которая была способна обеспечить пользователю не только хостинг, но и предоставить удаленные вычислительные мощности клиенту. Новинку восприняли и одобрили такие гиганты, как Google, Sun и IBM, а в 2008 году о своем интересе в этой области заявила корпорация Microsoft[4].


Облачные технологии предлагают масштабируемую инфраструктуру и программные средства без прямой привязки к физическим машинам, при этом экономя расходы, серверные мощности и энергопотребление во время простоя. Облачные технологии - это возможность множества физических серверов быть единой вычислительной средой. В целом, сервисы облачных вычислений являются приложениями, доступ к которым обеспечивается через Интернет посредством браузера или других сетевых приложений, например, FTP-клиента. Главное отличие от привычного метода работы с ПО заключается в том, что пользователь использует не ресурсы своего компьютера, или сервера локальной сети, а мощности, которые предоставляются ему как Интернет-услуга. При этом пользователь имеет полный доступ к собственным данным и возможность работы с ними из любой точки мира и с любого устройства, но не обременен управлением операционной системой, программной базой, вычислительными мощностями, с помощью которых эта работа происходит. Хранение в облаке не только данных, но и приложений меняет вычислительную парадигму в сторону традиционной клиент-серверной модели, при которой на стороне пользователя сохраняется минимально необходимая функциональность.

Таким образом, необходимость устанавливать необходимые обновления программного обеспечения, проводить проверку на вирусы и иное обслуживание возлагается на провайдера облачного сервиса. Это также означает, что общий доступ, управление версиями, совместное редактирование становятся намного проще, чем когда приложения и данные размещены на пользовательских компьютерах.

1.2. Основные понятия. Назначение облачных сервисов

Любой пользователь ПК, хранит тонны информации на вашем жестком диске, так или иначе, сталкивается с таким понятием, как облачные сервисы. Это довольно интересная разработка последнего десятилетия, которая перевернула некоторые базовые понятия о хранении, использовании или обработке данных с ног на голову. Правда, далеко не все четко себе представляют, как это все работает.

Если привести простую классификацию, можно сказать, что облачные сервисы – это[5]:

хранилища пользователя и других файлов;

удаленные игровые сервисы;

антивирусные службы;

средства обработки информации на основе веб-интерфейса.


Несмотря на то что все они между собой чем-то похожи, все же можно выделить некоторые основные отличия, о которых дальше и пойдет речь.

В самом простом понимании облачный сервис представляет собой не что иное, как выделяется дисковое пространство на удаленном сервере, где пользователь может сохранить свои файлы и папки, скачать их заново на свой компьютер, выполнять простейшие действия по управлению ими или открыть общий доступ для того, чтобы ими мог воспользоваться кто-то другой.

Грубо говоря, на самом деле это такой себе удаленный жесткий диск. Выделяется пространство, которым можно пользоваться бесплатно, в зависимости от владельца сервиса, может варьироваться в достаточно широких пределах. В среднем этот показатель колеблется в районе 25-30 Гб. За больший объем придется платить. Это оправдано для бизнеса или для тех, кто хранит музыкальные или видеофайлы, занимающие много места.

Среди наиболее известных и популярных сервисов можно выделить следующие[6]:

встроенный в Windows-системы последних поколений OneDrive (бывший SkyDrive);

Dropbox;

Диск Google;

облако Mail.Ru;

Yandex Диск и т. д.

Сегодня очень много компаний предоставляют такие услуги, однако, говоря об облачных технологиях, нельзя обойти стороной и другие аспекты их применения и использования.

На современном этапе развития средств защиты, которые представлены в виде антивирусного ПО, облачные технологии стали активно применяться и в этой области.

Простейшим примером внедрения облачных сервисов можно назвать популярный антивирусный сканер Panda Cloud Antivirus. При подозрении на угрозы проникновения в систему, например, при загрузке файла из интернета, сканер не сохраняет его на жесткий диск, а еще до этого отправляет в «песочнице» (Sandbox), которая, по сути, представляет собой то же самое облако, в котором проводится анализ подозрительного объекта. И только после этого дается разрешение или устанавливается запрет на его сохранение.

Работа с облачными сервисами может быть представлена еще и в виде взаимодействия пользователя с программным обеспечением определенного типа посредством веб-интерфейса при подключении к серверу через интернет. Суть такова: приложение устанавливается не на компьютере пользователя, а на удаленном сервере. Если нужно редактирование тех же офисных документов, размещенных в облаке, запускается именно серверная программа, но только в виде веб-приложения. Пользователь в браузере может производить редактирование файла точно так же, как если бы это был тот же MS Office, инсталлированний непосредственно на локальном компьютере.


Сохраняется файл тоже на удаленном сервере, где он был размещен изначально. В некоторых сервисах есть возможность одновременного доступа и редактирования, когда в самом процессе участвует несколько пользователей. При этом изменения в документе отображаются во всех подключенных к редактору пользователей в режиме реального времени. Преимущества такого подхода очевидны, ведь в стационарных версиях офисных приложений этого добиться невозможно.

Облачный игровой сервис (Cloud Gaming) тоже является одной из разновидностей таких технологий. Суть его использования сводится к тому, что программное обеспечение онлайн-игры сначала устанавливается на удаленном сервере, а при обращении геймера к игре частично может загружаться на компьютер пользователя.

В этих технологиях различают два направления[7]:

потоковая передача части игры в виде необходимых для ее быстрого запуска файлов (File Streaming), что составляет примерно 5% от общего размера;

потоковая обработка видео (Video Streaming) – хостинг и обработка всего игрового контента непосредственно на сервере владельца сервиса.

Первый тип ранее был представлен такими службами, как Utomik и Kalydo, которые уже канули в небытие, а второй тип развивается более динамично и представлен такими гигантами, как Playkey, LiquidSky, OnLive и многими другими. Правда, в большинстве случаев - облачный сервис для игр предусматривает плату за использование специального ключа доступа (PlayKey) или покупку игровых ресурсов (LiquidSky). Зато при таком подходе запускать игру можно с любого устройства (компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны, игровые приставки).

1.3. Модели облачного размещения

В современном мире существует несколько типов облаков. Задача состоит в том, чтобы понять, какая модель лучше всего подходит конкретной организации в конкретных условиях, а потом выбрать оптимальный способ подключения к другим локальным ресурсам, чтобы реализовать весь потенциал этой технологии.

Классифицировать облачные вычисления можно таким образом[8]:

общее “облако”,

публичное “облако” (public cloud),

частное “облако” (private cloud),

гибридное “облако”.

Рассмотрим основные отличия типов облаков.

Частное облако (англ . private cloud) - инфраструктура, предназначенная для использования одной организацией, включающая несколько потребителей (например, подразделений одной организации), возможно также клиентами и подрядчиками этой организации. Частное облако может находиться в собственности, управлении и эксплуатации как самой организации, так и третьей стороны (или каких-либо их комбинаций), и она может физически существовать как внутри, так и вне юрисдикции владельца.