Файл: Страховые пенсии по старости (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.2.Основания для досрочного назначения страховых пенсий по старости.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ
2.1. Порядок назначения страховых пенсий по старости
2.2. Размеры страховой пенсии по старости
2.3. Пути совершенствования законодательства по назначению страховой пенсии по старости
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнений.
Реформа пенсионной системы в России вызывает интерес как у специалистов, так и у всех граждан нашей страны, так как власть, впервые за весь период действия пенсионной системы в СССР и России, предложила гражданам увеличить пенсионный возраст для назначения пенсии по старости, изменила порядок ее исчисления и назначения, основанием для назначения пенсии установила страховой стаж, а пенсия назвала «страховой пенсией».
Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, возникающие в сфере пенсионного обеспечения страховыми пенсиями по старости в современной России.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок назначения и выплаты страховой пенсии по старости.
Целью исследования является анализ нормативно-правовых актов, регулирующих порядок установления, назначения и выплаты страховой пенсии по старости в контексте проведенной пенсионной реформы в России.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- дать понятие страховой пенсии и нормативно-правовых баз, регулирующих назначение и исчисление страховой пенсии по старости;
- изучить основания для досрочного назначения страховых пенсий по старости;
- ознакомиться с порядком назначения страховых пенсий по старости
- рассмотреть размеры страховых пенсий по старости
-попытаться дать рекомендации по совершенствованию законодательства по назначению страховой пенсии по старости.
В ходе написания было проанализировано пенсионное законодательство Российской Федерации, научные точки зрения различных ученых - цивилистов по проблемам регулирования отношений в сфере выплаты пенсий по старости.
Научная новизна исследования. Научная новизна состоит в изучении действующего законодательства по выплате пенсий по старости и анализе судебной практики на примере города Воронежа.
Практическая значимость бакалаврской работы заключается в том, что она направлена на дальнейшее совершенствование действующего законодательства.
Материалы работы могут быть использованы в учебном процессе.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие страховой пенсии и нормативно-правовые базы, регулирующие назначение и исчисление страховой пенсии по старости.
Современная демографическая ситуация в мире характеризуется старением населения: по прогнозам Отдела народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН, в период с 2015 по 2030 год число людей в мире в возрасте 60 лет и старше вырастет на 56% - с 901 млн человек до 1,4 млрд человек, а к 2050 году достигнет 2,1 млрд человек.
При этом темпы старения населения мира ускоряются, доля людей в возрасте 60 лет и старше во всем мире в течение последующих 15 лет увеличится более чем на 4% - с 12,3% в 2017 году до 16,5% в 2030 году. Снижение рождаемости и увеличение продолжительности жизни приводят к значительным сдвигам в возрастной структуре населения, увеличивая показатели демографической нагрузки.
В 2017 году на каждого пожилого человека в возрасте 65 лет и старше приходилось 7 человек трудоспособного возраста (20 - 64 года), к 2050 году соотношение изменится: на каждого пожилого человека в мире будет приходиться 3,5 человека трудоспособного возраста.
Складывающиеся тенденции старения населения оказывают непосредственное влияние на пенсионные системы государств, обусловливают необходимость проведения реформ пенсионных систем в целях обеспечения адаптации к меняющейся демографической ситуации.
Российская Федерация и ряд других стран заключили Договор о Евразийском экономическом союзе, согласно ст. 98 которого пенсионное обеспечение трудящихся государств - членов союза и членов их семей регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами[1].
Под страховой пенсией понимают ежемесячную денежную выплату для компенсации застрахованному лицу заработной платы и других выплат и вознаграждений, которые ими утрачены при наступлении нетрудоспособности вследствие старости либо инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и других выплат и вознаграждений кормильца, утраченных по причине смерти этих застрахованных лиц.
Право на данную пенсию определено условиями и нормами Федерального Закона о страховой пенсии.
Наступление нетрудоспособности, утрата заработной платы и других вознаграждений и выплат изначально предполагаются и доказательств не требуют[2].
Пенсия – это обязательная помесячная денежная выплата. Основная цель пенсий – это обеспечение граждан денежными средствами в старости в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы. По мнению некоторых специалистов, страховая пенсия – это ежемесячная денежная выплата, которая возмещает гражданину доход, который он получал в период своей трудовой деятельности, а также восполняет доход который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью.
Основным нормативно - правовым актам, регулирующие назначение и исчисление страховой пенсии по старости, относятся:
1. Конституция Российской Федерации, которая закрепляет право каждого гражданина на социальное обеспечение, т.е. предоставление ему средств к существованию[3];
2. Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях»: «определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии»[4] ;
3. Федеральный закон от 16 июля 1999 года № 165 – ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»: «определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность регулирования обязательного социального страхования»[5];
4. Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167 – ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»: «координирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования»;
5. Федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27 – ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»: «устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи»
6. Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 424 – ФЗ «О накопительной пенсии»: «устанавливает основания приобретения и порядок реализации права застрахованных лиц на накопительную пенсию»;
7. Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 422 – ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»: «устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц, 16 Федеральный закон от 16 июля 1999 года № 165 – ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». 16 регулирует отношения между участниками системы гарантирования прав застрахованных лиц, определяет порядок и условия осуществления гарантийного восполнения и выплаты гарантийного возмещения»;
8. Федеральный закон от 30 апреля 2008 года № 56 – ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»: «определяет порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, устанавливает порядок и условия дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений»
9. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79 – ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: «устанавливает правовые, организационные и финансово- экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации»;
10. Федеральный закон от 24 июля 2004 года № 111 – ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»: «определяет особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также устанавливает основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений».
Сравнительный анализ действующей (в ред. от 14.12.2015) и действовавшей до начала 2015 г. ст. 9 Федерального закона от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон от 15.12.2001 N 167) позволяет заключить, что законодатель пошел по пути преобразования структурных частей (элементов) трудовых пенсий в отдельные самостоятельные виды страхового обеспечения. К примеру, накопительная часть выделена из трудовой пенсии по старости как элемент, не имеющий солидарного характера, и преобразована в самостоятельный вид страхового обеспечения - накопительную пенсию, которая регулируется отдельным Федеральным законом от 28.12.2013 N 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (далее - Закон о накопительной пенсии).
Страховая часть трудовой пенсии преобразована в самостоятельный вид пенсии - страховую пенсию, которая тоже регулируется специальным Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Закон о страховых пенсиях) , большинство норм которого вступили в силу также 1 января 2015 г. Она, в свою очередь, тоже подразделяется на несколько видов: 1) страховую пенсию по старости; 2) страховую пенсию по инвалидности; 3) страховую пенсию по случаю потери кормильца.
Фиксированная выплата к страховой пенсии - также нововведение в системе обязательного страхового обеспечения. Фиксированная выплата (далее - ФВ) - это аналог прежнего фиксированного базового размера трудовых пенсий. Специального закона, которым бы регулировался данный вид обязательного страхового обеспечения, нет. Основные правовые нормы по ФВ находим в ст. ст. 2, 16, 17 Закона о страховых пенсиях. Так, ст. 3 упомянутого Закона содержит ее легальную дефиницию, которая позволяет понять правовую природу данного вида страхового обеспечения: фиксированная выплата к страховой пенсии - это обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.
На наш взгляд, все страховые выплаты, представленные в ст. 9 Закона от 15.12.2001 N 167, с определенной долей условности можно разделить на две группы. Так, к первой группе необходимо отнести так называемые обязательные страховые выплаты, имеющие солидарную правовую природу, в частности страховую пенсию по старости; страховую пенсию по инвалидности; страховую пенсию по случаю потери кормильца; фиксированную выплату к страховой пенсии; пособие на погребение. Во вторую группу следует отнести те виды страховых выплат, право на получение которых у застрахованного лица может возникнуть лишь при наличии у него так называемых средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, в частности: накопительную пенсию; единовременную выплату средств пенсионных накоплений; срочную пенсионную выплату; выплату средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица.
Как известно, появление термина «пенсионные накопления» в современном пенсионном законодательстве связано с введением обязательного накопительного элемента в виде накопительной части трудовой пенсии по старости как принципиально нового явления для отечественной системы обязательного пенсионного страхования в результате пенсионной реформы 2002 г. Иными словами, начиная с 2002 г. застрахованные лица были обязаны участвовать в формировании средств пенсионных накоплений путем перечисления определенной части единого социального налога (ЕСН) на накопительную часть трудовой пенсии по старости.