Файл: Управление процессом реализации изменений и нововведений(Понятие и сущность изменений и нововведений в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современных условиях очень большое значение приобретает разработка теории и методов управления изменениями и нововведениями на предприятии в целях их адаптации к изменяющимся условиям внешнего окружения, а также максимально эффективного использования собственного потенциала.

Инновация как экономическая категория является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Последний воздействует как на процессы создания, реализации, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, воз­никающие между продуцентами, продавцами и покупателями ин­новаций. Местом возникновения этих отношений является ры­нок.

Воздействие хозяйственного механизма на инновации осуще­ствляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. Изучение этих стратегий сегодня является очень актуальным, так как применение предприятиями в своей деятельности инноваций, изменений, нововведений необходимо для эффективной работы предприятия в конкурентных условиях. Создание на предприятии эффективной системы управления изменениями и нововведениями так же необходимо, для успешного внедрения инноваций, без встречного сопротивления со стороны персонала предприятия. Именно этим и объясняется актуальность выбранной темы курсовой работы.

Вопросы формирования эффективной организационной структуры управления функционированием экономических субъектов микроуровня, соответствующей их задачам и целям в условиях рыночной экономики, освещены в трудах целой плеяды ученых: Акоффа Р., Ансоффа И., Виссемы X., Виханского О., Евсеева С., Кнорринга В., Кузина Б. , Леонтьева С., Лябаха Н., Матвеевой Л., Мескона М. , Наумова А., Новицкого Н., Радченко А., Рюэгг-Штюрма Й. , Старра М., Фалмера М., Фатхутдинова Р., Чудновской С., Шахдинаров Г., Янга С. и др.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопросов управления изменениями и нововведениями на предприятии, и разработка предложений по совершенствованию систему управления изменениями и нововведениями на предприятии.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы изменений и нововведений в организации;
  2. Рассмотреть систему планирования инноваций на предприятии ОАО «Московское речное пароходство»;
  3. Изучить систему управления процессом изменений и нововведений в ОАО «Московское речное пароходство»;
  4. Предложить направления совершенствования системы управления процессом изменений и нововведений в ОАО «Московское речное пароходство».

Объектом курсовой работы является предприятие ОАО «Московское речное пароходство».

Предметом курсовой работы являются экономические и институциональные условия, факторы, методы и технологии формирования адаптивных структур управления организационными изменениями в региональных компаниях.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения изменений и нововведений в организации

1.1 Понятие и сущность изменений и нововведений в организации

Сегодня в литературе насчитывается множество определений. Напри­мер, по признаку содержания или внутренней структуры выде­ляют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.

Анализ различных определений инновации приводит к вы­воду, что специфическое содержание инновации составляют изме­нения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения [14].

Иннова́ция, нововведение (англ. innovation) — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации [8].

Понятие «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение») и приставке «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений» [10].

Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.

В более общем виде это понятие может применяться также и к творческой идее, которая была осуществлена.

С этой точки зрения инновация — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс) [13].


Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни, удовлетворенности клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости — бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной, морально-этической).

Инновация — это такой процесс или результат процесса, в котором:

  1. используется частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности;
  2. и/или обеспечивается выпуск патентоспособной продукции;
  3. и/или обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству соответствующих мировому уровню или превышающих его;
  4. достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта [20].

Й. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

  1. использование новой техники, новых технологических про­цессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);
  2. внедрение продукции с новыми свойствами;
  3. использование нового сырья;
  4. изменения в организации производства и его материаль­но-технического обеспечения;
  5. появление новых рынков сбыта [20].

Существует так же теория рассмотрения инновации как процесса. В этой кон­цепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии. Инновационный процесс связан с созданием, ос­воением и распространением инноваций.

Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзой­ти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уни­кальным в определенной области.

Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации — конечный результат. Научно-техни­ческие разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации (НТИ) — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потре­бителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Ком­мерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необхо­димы определенные усилия.


Из сказанного следует, что инновацию — результат — нужно рассматривать неразрывно с инновационным процессом. Инно­вации присущи в равной мере все три свойства:

  1. научно-техническая новизна;
  2. производственная применимость;
  3. коммерческая реализуемость [3].

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономи­ческую необходимость, осознанную через потребности рынка. Обратим внимание на два момента: «материализацию» иннова­ции, изобретений и разработок в новые технически совершен­ные виды промышленной продукции, средства и предметы тру­да, технологии и организации производства и «коммерциализа­цию», превращающую их в источник дохода.

На практике понятия «новшество», «новация», «нововведе­ние» нередко отождествляются, хотя между ними есть и некото­рые различия.

Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изо­бретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

Следовательно, научно-технические инновации должны:

  1. обладать новизной;
  2. удовлетворять рыночному спросу;
  3. приносить прибыль производителю. Распространение нововведений, как и их создание, является
  4. составной частью инновационного процесса (ИП) [9].

Распространение инновации — это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникаци­онных каналов, особенностей восприятия информации хозяйст­вующими субъектами, их способностей к практическому ис­пользованию этой информации и т.п. Дело в том, что хозяйст­вующие субъекты, действующие в реальной экономической сре­де, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.

Диффузия инновации — процесс, посредством которого ново­введение (НВ) передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени.

Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т.п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами, диффузия — это распространение уже однажды освоенной и ис­пользованной инновации в новых условиях или местах приме­нения. В результате диффузии возрастает число как производи­телей, так и потребителей и изменяются их качественные харак­теристики. Непрерывность нововведенческих процессов опреде­ляет скорость и границы диффузии НВ в рыночной экономике.

В реальных инновационных процессах скорость диффузии нововведений зависит от различных факторов:


  1. формы принятия решения;
  2. способа передачи информации;
  3. свойств социальной системы, а также свойств самого НВ [11].

Свойствами НВ являются:

  1. относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями;
  2. совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой;
  3. слож­ность;
  4. накопленный опыт внедрения и др.[19]

Согласно теории нововведений Й. Шумпетера, диффузия НВ — это процесс ку­мулятивного увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих НВ вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.

Й. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной дви­жущей силой принятия НВ. Однако на ранних стадиях диффу­зии НВ никто из хозяйствующих субъектов не имеет достаточ­ной информации об относительных преимуществах конкури­рующих НВ. Но хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одно из альтернативных нововведений под угрозой вытеснения с рынка.

Внедрение НВ — это всегда трудный и болезненный процесс для любой организации.

Во всех случаях для принятия решений каждым субъектом альтернативные технологии сравниваются с решениями, принятыми предыдущими реципиентами. Но получить такую инфор­мацию достаточно сложно, так как это связано с конкурентным положением фирм на рынке. Каждая фирма может быть знако­ма с опытом ограниченной выборки фирм, меньшей, чем все множество реципиентов. Это обусловливает неопределенность процессов принятия решений и диффузии НВ в рыночной эко­номике. Другая причина неопределенности связана с самими НВ. На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыль­ность неизвестна. С накоплением опыта внедрения и использо­вания НВ неопределенность может быть устранена. Однако со снижением неопределенности и риска применения нововведе­ния исчерпывается потенциал его рыночного проникновения и снижается его прибыльность. Возможность извлечения допол­нительной прибыли от использования любого нововведения временна и снижается по мере приближения предела его рас­пространения.

Следовательно, диффузия нововведения зависит как от стра­тегии имитаторов, так и от количества пионерских реципиентов. Предприниматели открывают новые технологические возможно­сти, но их реализация зависит от выбора имитатора. Вероят­ность доминирования на рынке будет большей для технологии, применяемой большим числом пионерских организаций. Разу­меется, результат конкуренции технологий определяется выбо­ром всех агентов на рынке, но влияние более ранних реципиен­тов будет сильнее, чем последующих.