Файл: Личность в деятельности и общении Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5. Понятие об общении. Развитие личности в общении



Человек - существо общественное и по своей сути должен находиться в состоянии постоянного контакта и общения с себе подобными. Вне общества жить, в принципе, можно, но стать и быть человеком достаточно проблематично. Примеров деэволюции и деградации человеческой личности достаточно много. Человек - это не только и не столько единство природного и общественного, а преобладающе общественное.

Общение играет немаловажную роль в развитии личности. Общение - неотъемлемая часть формирования человека, как личности. Начнем с понятия о том, что такое общение.

Общение - это вид деятельности, которая в свою очередь направлена на обмен информации между людьми. Также это процесс взаимодействия между людьми. Общение преследует некую цель - это установка взаимопонимания между людьми. Через общение человек приобретает свои познавательные качества, способности. Тем самым, при активном общении, активно идет формирование личности.

Общение - это сложный процесс взаимодействия людей, который зависит от многих факторов. Результаты общения могут быть эффективными и неэффективными. Общение имеет свои виды, приемы и методы. По этим основаниям можно произвести классификацию общения.


6. Структура общения. Многоплановый характер общения



Прежде всего, выделяется бытовое и деловое общение, связанное с жизнью, обиходом с ее деловой частью. Каждый из этих видов взаимосвязан с другим, они дополняют друг друга и их трудно отделить. Как бытовое, так и деловое общение имеют следующие свои виды:

· контактно-дистанционное (различаются по положению коммуникаторов в пространстве и времени);

· непосредственное-опосредованное (различаются по взаимоотношению между коммуникаторами);

· динамическое-статическое (различаются по скорости освоения коммуникаторами передаваемой информации);

· продолжительное-темпоральное (различаются по длительности контакта между коммуникаторами);

· устное-письменное (различаются формой используемого языка);

· диалогическое-монологическое (различаются по ролевым установкам Я-говорящий ТЫ-слушающий);

· межличностное-массовое (различаются количеством участников общения);

· полезное-бесполезное (различаются конечным результатом).


Самым распространенным является бытовое общение, оно осуществляется дома, на работе, в транспорте и т.д. Одним из необходимых условий возможности бытового общения - желание вести диалог.

Существует несколько правил культуры общения:

· правило первое: успех или неуспех общения зависят от того, насколько удачно или неудачно выбрана тема разговора (актуальна или неактуальна, интересна или неинтересна). Найти тему!

· правило второе: чтобы общение состоялось, необходимо говорить на одном языке (знать нравы, обычаи, особенности людей, с которыми общаешься).

Деловое общение в жизни многих людей занимает значительное место, оно связано с решением профессиональных вопросов, с выполнением должностных и служебных обязанностей, с предпринимательской деятельностью, заключением деловых договоров, контрактов, оформлением документов и т.д.

В основе делового общения лежат различные основания:

· равенство и неравенство партнеров (равенство предполагает сотрудничество и взаимопонимание; неравенство - угодничество, раболепие, чинопочитание, высокомерие одного и унижение другого);

· регламентированность (подчинение деловых отношений определенным правилам и ограничениям). Регламентированность подчиняется законам делового этикета. Этикет (от лат. ethica; от гр. еthos) привычка, обыкновение, обычай; книжное употребление: установленный порядок поведения.

Деловой этикет - совокупность правил, приемов поведения, установленных в деловых отношениях.

Знание делового этикета вырабатывает в человеке уверенность и непринужденность, помогает избегать неправильных действий и промашек. Нормы делового этикета вырабатываются всем ходом развития культуры, они являются социокультурными явлениями. Это предписания приветствий и представлений, поведения при презентациях, на приемах, за столом, рекомендации при дарении и принятии сувениров, правила пользования визитной карточкой, ведения деловой переписки, умения одеваться и управления эмоциями.

Деловое общение требует речевого этикета, то есть правил речевого поведения, устойчивых речевых формул общения.

В деловом общении нельзя пользоваться нецензурными словами, жаргоном, нельзя злоупотреблять иностранными словами.

Плохое впечатление оставляет незнание современного литературного языка, неверные ударения «режут» слух.


Речевой этикет является носителем национальных особенностей народа (например, в японском этикете предписывается не говорить «нет», «не могу», «не знаю»).

Регламентированность делового общения предполагает его временные рамки («время - деньги»).

Одним из важных компонентов делового общения являются умелое слушание, культура слушания.

Слушание включает в себя:

· восприятие;

· осмысление;

· понимание речи говорящего.

Как говорит статистика, умеют слушать примерно 10% людей. Манера слушания или стиль слушания зависят от личностных особенностей собеседников, от их служебного положения, пола и возраста, интересов, психологии и темперамента.

Различают два вида слушания:

· нерефлексивное, то есть умение внимательно слушать и молчать, не вмешиваться в речь собеседника;

· рефлексивное, то есть активное вмешательство в речь собеседника.

Среди многообразия средств общения особо выделяются вербальные и невербальные. К вербальным средствам общения относятся такие, которые основываются на словесных, устных формах. Невербальные - представляют собой совокупность мимических, жестовых движений, поз, направленности взгляда и т.д.

У человека очень богата палитра мимических возможностей. При мимическом выражении своих чувств, эмоций, передаче информации мы используем губы, глаза, лоб. Лицо человека выражает многое. Необходимо работать над своей мимикой. Вспомним гоголевского героя Чичикова. Для достижения поставленной перед собой цели он достаточно тщательно подходил к использованию того или иного мимического выражения. Говорят, что лицо человека - зеркало души. Посмотрите на себя в зеркало критически, как бы со стороны, и Вы увидите свои слабые и сильные стороны.

Жестикуляция выражает характер и темперамент человека. В ее арсенал входят движения головы, рук и т.д. Можно опустить голову, вертеть ею в разные стороны, покачивать, положить руку на сердце, погрозить пальцем и т.д.

В свое время один из самых знаменитых ораторов Демосфен, на вопрос, что нужно для хорошего оратора, отвечал: «Жесты, жесты, жесты!». В зависимости от функционального назначения жесты классифицируются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Они подчеркивают логическое ударение, ускорение или замедление речи говорящего, указывают на место паузы.

Эмоциональные жесты передают разнообразие оттенка чувств говорящего и слушающего (радость и огорчение, недоумение, симпатию и ненависть, уверенность и растерянность, замешательство и т.д.). Эти жесты могут иметь следующую выразительную форму: битье в грудь, хлопанье по лбу или по бокам, пожатие плечами и т.д.


Указательные жесты выделяют какой-то предмет, его место или порядок следования (постукивание по часам - регламент; указание на сердце - ради бога, увольте и т.д.).

Изобразительные жесты используются в тех случаях, когда не хватает слов или их недостаточно, или когда необходимо усилить впечатление (изображение морской волны или спирали и т.д.).

Вывод. Мы рассмотрели в общих чертах специфические особенности общения, его основные виды. Общение для человека играет существенную роль в его становлении и развитии как личности, дает возможность устанавливать контакты для принятия и передачи информации, как в быту, так и в деловой сфере.


Вывод



Социальная среда - это то, что окружает человека в социальной жизни. Это проявление общественных отношений на определенных этапах развития.

Для социально-психического анализа личности есть определенные понятия:

 человек

 индивид

 личность

 индивидуальность

Из представленных понятий наиболее общее является - человек. Индивид представлен как биологический организм, носитель наследственных свойств. Не зря говорят: «Индивидом мы рождаемся. Личностью становимся». Мы не можем новорожденного ребенка называть личностью. Личностью надо стать. Понятие индивидуальности мы употребляем, когда хотим сказать об особенной, ни на кого не похожей личности.

В своем реферате я подробно рассмотрела понятие личности, условия ее развития и формирования. Личность человека формируется в результате воздействия различных факторов: природных, общественных, внутренних и внешних, зависимых и независимых от воли и сознания людей. Мне предстояло ответить на вопрос, как же развивается личность на протяжении всей жизни и какие основные факторы оказывают на ее влияние. Этими основными факторами являются деятельность и общение.

Формирование личности в определенных условиях называется процессом социализации. Существуют следующие стадии социализации:

 Первичная, это когда ребенок только родился и он начинает познавать мир, приспосабливаться, адаптироваться;

 Стадия индивидуализации, когда возникает желание выделиться из толпы. В 18-25 лет вырабатываются устойчивые качества личности.

 Стадия интеграции, когда возникает желание обрести свое место в обществе. Если коллектив принимает человека, все проходит благополучно, в ином случае у человека может возникнуть агрессия, он может стать «как все».


 Трудовая стадия охватывает весь период зрелости человека, это весь период трудовой деятельности.

 Послетрудовая стадия, здесь представлены уже пожилые люди, которые передают свой опыт новым поколениям.

На процесс социализации, развитие личности влияет не один фактор. Наиболее основные из них, как уже говорилось ранее, это деятельность и общение. В своем реферате я поэтапно подробно рассмотрела эти два фактора. Думаю, мы смогли убедиться в том, что без общения и без деятельности человек не сможет сформироваться, как личность.

С самого рождения, человек начинает развиваться. Пока ребенок маленький, он наблюдает, как общаются его родители. Общение - это важная часть развития личности. Мы получаем интересующие нас сведения путем общения. Деятельность играет также важную роль в развитии личности, так как человек - существо деятельное. Люди учатся, работают, именно там появляются задатки их личностных характеристик. Включившись в систему общественных отношений и изменяясь в процессе своей деятельности, человек приобретает личностные качества. Развитие личности продолжается на протяжении всей жизни, нельзя дать точного ответа, когда же этот процесс завершится.

Личность - это нечто уникальное. Именно общаясь, работая, можно сформироваться как личность. Если человек живет на необитаем острове совсем один, то, наверное, такого человека можно назвать только подобием личности.

Развитие личности - это, прежде всего, ее социальное развитие. Личностью человек может стать тогда, когда начнет совершенствовать социальный фактор деятельности. Фундаментом личности выступают общественные отношения, но в первую очередь, именно те, которые основаны и реализуются в его деятельности. Процесс развития личности всегда останется неповторимым. У каждого человека он протекает по-разному, это зависит от условий, от социальной среды, которая окружает человека.

Когда человек, осознав себя как личность, определив свое место в обществе, человека можно назвать индивидуальностью. Он обретает свое достоинство, свою свободу, благодаря которым, появляется возможность отличить его от любой другой личности и выделить среди толпы.

Список использованной литературы:



1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.1996.

. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб. 2000. - 497 с.

3. Гамезо М.Д. и др. Атлас по психологии. - М. 1986. - 240 с.

. Лютова С.Н. Социальная психология личности. - М. 2002. - 179 с.