Файл: Законотворчество в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учебная дисциплина – Теория государства и права

Проектная работа: «Законотворчество в Российской Федерации».

Выполнил: Березина Светлана Викторовна

2017

Содержание

Введение

Глава 1. Законотворчество: понятие, особенности и виды.

1.1 Понятие законотворчества

1.2 Принципы законотворчества в РФ

1.3 Виды законотворчества  в РФ

Глава 2. Законотворческий процесс в РФ

2.1 Право законодательной  инициативы в РФ 

2.2 Деятельность Совета  Федерации и Государственной  Думы в процессе законотворчества

2.3 Роль Президента РФ  в процессе принятия законов

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Опыт мировой цивилизации с очевидностью доказывает, что без совершенного,  отражающего актуальные  потребности развития общества  законодательства невозможно эффективно  воздействовать на экономику, обеспечить и охранять права и свободы личности, институты народовластия, защищать природу, устанавливать общественную дисциплину и порядок.

Законодательство призвано  быть важным и эффективным  инструментом государственного  руководства российским обществом,  затрагивающим, по существу все основные пласты и сферы жизни. Сегодня своевременность, полнота  и точность законодательных решений, качество законов становятся во многом определяющим фактором развития рыночных отношений, политического, социального и духовного реформирования России.

«Подготовка законов –  это сложная и кропотливая  работа. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом. Закон должен быть не только актом высшего юридического качества, но и актом прямого регулирующего действия».1Все основные отношения общественной и государственной жизни должны быть урегулированы именно в законе, чтобы в правовой системе не оставалось пробелов, пустот, не охватываемых законом и позволяющих заполнять их правительственными  решениями.


Законов должно быть  такое количество, чтобы они охватывали  своим регулированием все наиболее значимые отношения общественной  и государственной жизни страны.

Актуальность исследования  в настоящее время вопросов  законотворчества, и, в частности,  его постоянного совершенствования  подтверждается нижеследующими  обстоятельствами.

«Процесс законотворчества за последние восемь – десять лет переживает пик своего развития. Ежемесячно в Российской Федерации принимается до 2000 разноуровневых нормативных актов»2.

Казалось бы, что правовые основы законотворческого процесса в нашей стране сформировались. Приняты  Конституция, Конституционные Федеральные  законы и Федеральные законы, направленные на регулирования законотворческого  процесса. Но можно ли говорить о  совершенстве законотворчества в Российской Федерации? Как обеспечить соответствие законодательного регулирования требованиям общественного развития? Как подготовить закон, чтобы сформулированные в нем предписания не оставались лишь на бумаге, а могли реально глубоко и четко воздействовать на общественные отношения? Эти и другие вопросы поднимаются в работе.

В связи с вышесказанным, актуальным является анализ современного процесса  законотворчества в РФ.

Исходя из всего этого,  можно сформулировать  цель курсовой работы - рассмотреть законодательный процесс в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели  ставятся следующие задачи:

- дать определение «законодательному  процессу»;

-  показать этапы принятия  закона в РФ;

- выявить принципы законотворческого  процесса в РФ;

Объектом в курсовой  работе является законотворческая  деятельность общества и государства  как важнейший компонент нормотворчества  и правотворческой деятельности.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной  литературы.

 

 

 

 

 

Глава 1. Законотворчество: понятие, особенности и виды

    1. Понятие законотворчества

Научное  освоение  всякого  явления действительности начинается с его понимания, то есть с его  осмысления, постижения его содержания, смысла, значения.

Обусловленное целым  рядом объективных и субъективных факторов, правильное (то есть научно доказанное, подтверждаемое практическим опытом) понимание того или иного явления логически упорядочивает знания, определяет и систематизирует их, что обеспечивает целостность научного видения изучаемого явления, оптимальность его осознания, научного объяснения, активное теоретико-прикладное использование добытых знаний.



    Итак, что же  такое законотворчество? «Законотворчество - это деятельность компетентных органов государственной власти, которая представляет собой особую правовую форму осуществления функций государства, состоящую в принятии, изменении или отмене правовых норм»3.

По мнению Спирина М.Ю., «законотворчество в общем виде определяется как  деятельность, направленная на создание правовых норм, обладающих высшей юридической силой, то законотворчество как специально-юридическая категория, означает соответствующую юридически значимую деятельность»4.

Законотворческая деятельность отличается от других форм деятельности органов государственной власти тем, что здесь устанавливаются общеобязательные правила поведения (правовые нормы), адресованные всем субъектам правоотношений. В результате законотворчества нормы права получают свое закрепление в официальных документах — нормативно-правовых актах.

Важной задачей государства в области законодательной деятельности является приведение всей системы законодательства в соответствие консти­туционным  и международно-правовым стандартам обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина, установление правопорядка и законно­сти. Содержательный аспект законотворческой деятельности государ­ства состоит в установлении и возведении в ранг законодательных  ак­тов принципов и норм права.

Культура и уровень законотворческого  процесса, а соответственно и качество принимаемых нормативно-правовых актов – это показатель циви­лизованности общества и демократичности государства.

В юридической литературе законотворческую деятельность государ­ства  обычно называют правотворчеством, что, конечно, не соответствует природе права. Государство не творит право. Право рождается в рамках гражданского общества. Оно изначально формируется естественно, исторически независимо от деятельности законодателя. Задача государства - признать реально существующие правовые отношения и закрепить их в правовых нормах.

Итак, законотворчество - один из важнейших признаков практически  любого государства независимо от его  типа и формы.  Коркунов Н.М. отмечал, что «законодательная власть государства есть не что иное, как воля государства, в силу которой издаются законы»
6.

О законодательной деятельности можно говорить в широком и узком смысле. Как отмечает Рахманина Т.Н., в юридической литературе сложилось два взгляда на понятие законотворческого процесса. «Законотворческий процесс ограничивается рамками официального прохождения законопроекта в высшем представительном органе. Более широкое понимание этого явления включает в законодательный процесс и всю предварительную деятельность по подготовке проекта закона»7.

Подходы к определению  законотворчества позволяют сделать  вы­вод о том, что в науке  сложилось представление о законотворчестве лишь как о процедуре принятия компетентным органом закона. Многими  авто­рами предпринимались попытки  более широкого исследования данного  яв­ления, однако все научные выводы сводятся к пониманию данного  явле­ния как процессуальной деятельности.

В данной связи предлагается рассмотреть альтернативную концеп­цию  законотворчества, которая позволит обогатить традиционную точку зрения о законотворчестве и сделать  возможным более широкое восприятие данного явления, направленного  на упорядочение наиболее существенных социальных отношений на различных  уровнях и в разных сферах общественной жизни.

Любой творческий процесс  начинается с замысла. Последний  есть результат восприятия жизненных  явлений и их понимания различными субъектами на основе их глубинных  индивидуальных особенностей (сте­пень  одаренности, опыт и др.).

Под влиянием окружающей действительности у законодателя возни­кает некоторая  идея, которая воплощается в соответствующий  текст закона. Образ идеи трансформируется в форму, которая должна отвечать замыслу. Творческий процесс - это  достижение единства формы и содержания.

Согласно общепринятому  определению, творчество - деятельность, порождающая нечто качественно  новое, никогда ранее не бывшее.

Немало определений творчества дается в философской литературе. Так, в философском словаре под  редакцией Фролова И.Т. определение  творчества характеризуется как  «процесс человеческой деятельности, соз­дающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляе­мого действительностью материала созидать (на основе познания закономер­ностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многооб­разным общественным потребностям. Виды творчества определяются харак­тером созидательной деятельности (творчество изобретателя, организатора, научное и художественное творчество и т.п.)»
8.

Применительно к законотворчеству, как указывает М.Ю. Спирин, именно «написание юридических норм как научно-творческая деятельность способствует пониманию права в качестве «arsbonietaequi»  и пониманию юридических текстов как вершин культуры, человеческой цивилизации, яв­ляясь законотворческой деятельностью в материальном смысле слова (зако­нотворчеством как таковым)»9.

Так, можно  сделать вывод о том, что  общее понятие законотворчества определяется как деятельность высшего законодательного органа  государственной власти по установлению, изменению или отмене правовых  норм, внешне закрепляемых в форме  закона, осуществляемых в особом  процедурном порядке.


    1. Принципы законотворчества в РФ

У каждой деятельности есть свои принципы. В этом плане законотворчество не является исключением. Оно основывается на определенных принципах – основополагающих идеях, реализация которых обеспечивает качество и эффективность.

Итак, законотворческие принципы:

- «научности, обосновывающей глубокое и всестороннее познание и знание назревших и назревающих потребностей прогрессивного обществен­ного развития;

- системности, обеспечивающей  единство правового регулирования  общественных отношений, иерархию  правовых актов, высшей юридической  силой которой обладает закон;

- демократизма, обеспечивающего единство общей воли народа, сочетание интересов общегосударственных и региональных, общесоциальных и социальных, большинства и меньшинства населения страны, обыденного, практического и теоретического сознания различных слоев общества;

- справедливости, обеспечивающей потребности, интересы, цели и волю людей, удовлетворение их гуманистических идеалов;

- законности, обеспечивающей охрану правовых установлений, привле­чение к ответственности лиц, нарушающих правовые  установления, всех требований процедуры и техники принятия закона»10.

   Кроме вышеназванных,  выделяют также:

  «Принцип использования правового опыта. Всякий вновь разрабаты­ваемый нормативный акт должен опираться на уже известный положитель­ный правовой опыт этого или других государств. Здесь большое значение обмен информацией. На пороге XXI века, когда практически весь мир пере­шел на компьютеры, когда есть замечательные информационные программы, сети и т.д., века всемирной информатизации этот принцип играет, на мой взгляд, не маловажное значение.