Файл: Образцы вопросов Мировоззрение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 901

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

бессознательного содержания своей предсознательной сферы идеалов, правил и норм нравственного поведения- Автор определения «Человек есть животное политическое» Аристотель Маркс Ницше Вольтер Августин - Автор «Человек – всего лишь тростник, но он – тростник мыслящий» Паскаль Гельвеций Монтескье Руссо Гоббс Латинское выражение «homo sapiens» переводится как: человек … ___ разумный_________________ Человек как субъект отношений и сознательной деятельности называется … _____личность_______________ Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств называется … ____индивидуальность________________ По мнению Локка, свобода человека ограничена свободой других людей регулируется собственной совестью относительна, зависит от условий жизни человека ограничена силой государства асболютна и никем не контролируема - С точки зрения Гегеля, свобода человека имеет своей предпосылкой судьбу ответственность произвол случай необходимость -По Сартру, свобода для человека есть неизбежное тяжкое бремя завоевание цивилизации недостижимая мечта великое счастье обычное средство достижения целей - Понятие «пограничная ситуация» играет очень важную роль в структурализме экзистенциализме феноменологии неопозитивизме марксизме- Выдающиеся способности личности, высокая степень одаренности в какой-либо сфере деятельности – усидчивость работоспособность хороший вкус образованность талант13. Этика и аксиология - Золотое правило морали, по Конфуцию – живи сам и дай жить другим поступай, как хочешь, чтобы поступали с тобой разумный эгоизм думай глобально, действуй локально наибольшее счастье для наибольшего числа людей Поступок вопреки воле, порядку и устремлениям Бога в религии называется … _____грех_______________ Способность личности осуществлять моральный самоконтроль – совесть рефлексия правосознание саморегуляция - К нравственным категориям НЕ относится добро справедливость свобода зло необходимость - Основным отличием морали по отношению к праву является универсальный характер норм опора на нравственные ценности отсутствие аппарата принуждения ориентация на регулирование общественных отношений- Ответственность есть: осознанное отношение к своей свободе осознание вины и допущениенаказание за нее ответная реакция исполнение долга покорность судьбе - Принуждение поступать в соответствии с требованиями, исходящими из этических ценностей – моральная обязанность нравственный императив долг угрызения совести Утверждение, что человек в своей жизни должен руководствоваться только личными интересами – ... _______эгоизм_____________ Учение, утверждающее сострадание к другим людям и готовность к самоотречению во имя их блага и счастья, ... ____альтруизм________________ Благо – это ценность, на которую главным образом направлены человеческие достижения связанная с материальными интересами имеющая исключительно духовныйсмысл имеющая разрушительный смысл -Образец, воплощающий совершенство, называется …___идеал_________________ Философская наука о прекрасном и его проявлениях называется … ______эстетика______________ Практически-духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей называется … _____искусство_______________ "Весь мир есть текст", - утверждает философская школа - герменевтики

сущностью

Г. Гегелем


Точность и однозначность являются характерной особенностью ___ знания. - Научного
Трудовая концепция происхождения человека была предложена - Ф. Энгельсом
Универсальными свойствами материи, выражающими ее системность (единство и взаимосвязь) являются - вечность существования во времени и бесконечность в пространстве
Установите соответствие между видами знания и их специфическими свойствами. 1. Объективность, рациональность 2. Рефлексивность, критичность 3. Авторитарность, подчиненность нравственно-этическим нормативам 4. Опора на здравый смысл, бесписьменный характер; 1. научное знание, 2. философское знание, 3. религиозное знание, 4. обыденное знание
Установите соответствие между мыслителем и характерным для его философии представлением о сущности мира. 1. Существует два мира: "мир идей" и "мир вещей". Платон, 2. Мир состоит из бесконечного множества монад. Г. Лейбниц, 3. Бог создал мир из ничего. Августин, 4. Существуют два рода субстанций: материальная и духовная. Р. Декарт
Установите соответствие между различными подходами к решению проблемы бытия и их характеристиками: 1. Все вещи и весь мир в целом понимаются как живые организмы, 2. Бог и природа отождествляются, 3. Материя и дух - две независимые друг от друга субстанции, 4. Все в этом мире материально; 1. гилозоизм, 2. пантеизм, 3. дуализм, 4. материализм
Установите соответствие между типом мировоззрения и его характеристиками. 1. Изучает всеобщие законы развития мира, 2. Основано на вере в сверхъестественное, 3. Знания отражены в виде художественных образов; 1. философия, 2. религия, 3. искусство;
Установите соответствие между философскими направлениями и их представлениями о сущности мира. 1. Все в мире имеет материальное начало, 2. Внешний мир, действительность существуют только благодаря нашему сознанию, являются продуктами его деятельности, 3. Дух и материя есть две разные и независимые друг от друга субстанции, 4. И внешний мир, и наше сознание являются порождением или проявлением высшего первоначала, имеющего духовную природу; 1. материализм, 2. субъективный идеализм, 3. дуализм, 4. объективный идеализм;
Утверждая, что "свобода есть осознанная необходимость", Б. Спиноза становится на позицию - детерминизма
Утверждение, принимаемое на веру без доказательства, называется - догмой
Утверждение, что "в практике должен доказать человек истинность, то есть действительность и мощь, посюсторонность своего мышления", принадлежит философу - К. Марксу
Учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества, называется - агностицизмом
Учение о будущем применительно к историческому и социальному времени называется - футурологией
Учение о бытии называется - онтологией
Учение о естественной (материальной) причинной обусловленности всех явлений объективного мира называется - детерминизмом
Учение об идеальном государстве было создано древнегреческим философом - Платоном
Феномен техники с точки зрения религиозного смысла впервые был рассмотрен - Н. Бердяевым
Философия науки как особое философское направление сложилось - во второй половине XIX в.
Философия техники возникает в (во) - второй половине XIX в.
Философия, будучи прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего человека со всех сторон мира к миру смысла, выполняет ___ функцию. - Гуманистическую
Философом, обосновавшим идеал жизни по принципу "Человек человеку Бог", был - Л. Фейербах
Философом, считавшим вражду к культуре прирожденным свойством человека, был - З. Фрейд
Философом, считавшим личность "связкой или пучком восприятий", был - Д. Юм
Философом, считавшим сущностью человека совокупность общественных отношений, был - К. Маркс
Философом, считавшим человека переходным этапом от животного к сверхчеловеку, был - Ф. Ницше
Философом, считавшим, что мир состоит из атомов единых и неделимых, различных по величине, был - Демокрит
Философом, утверждавшим, что бытие не возникает и не исчезает, что оно неделимо, целокупно, неподвижно и похоже на шар, был - Парменид
Философская категория, отражающая всеобщее неотъемлемое свойство бытия - изменчивость, называется - движением
Философская позиция П. Гольбаха, утверждавшего, что "Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение", может быть охарактеризована как - материализм
Философская система К. Маркса может быть определена как - диалектический материализм
Философское направление, представители которого рассматривают понимание и истолкование как основные способы познания, называется - герменевтикой
Философское направление, признающее субстанциальность бессознательного, называется - иррационализмом
Философское понятие, служащее для обобщенного выражения сферы высших ценностей и долженствования, есть - мораль
Философское учение о конечных судьбах мира и человека называется - эсхатологией
Философское учение о нравственности и морали называется - этикой
Философское учение, отрицающее роль разума в познании и выдвигающее на первый план иные виды человеческих способностей - инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, называется - иррационализмом
Философское учение, признающее в основе мира наличие двух независимых и равноправных начал, называется - дуализмом
Философское учение, согласно которому существует знание, полученное человеком до опыта и независимо от него, называется - Априоризмом
Философскую позицию Л. Фейерабаха можно определить как - антропологический материализм
Философы Возрождения решали проблему соотношения Бога и мира с позиции - неоплатонизма
Философы и ученые, участвовавшие в создании "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел", объединенные целью распространения знаний и пропаганды просветительских идеалов, были названы - энциклопедистами
Формой вненаучного знания, для которого характерны мистика и спиритизм, является ___ знание. - Паранаучное
Формой рационального познания является - суждение
Формой чувственного познания является - ощущение
Фундаментальная физическая теория, созданная в начале XX в. для объяснения микродвижений, лежащая в основе современной научной картины мира, называется - квантовой механикой
Функция философии, предполагающая поиск и нахождение ответов на главные вопросы бытия, называется - мировоззренческой
Функция философии, раскрывающая закономерности мыслительного процесса и познания мира, называется - гносеологической
Функция философии, реализующаяся в выделении и учете сложного характера связей между методом и объектом познания в науке, называется - координирующей
Функция философии, реализующаяся в образовании целостной системы знаний, называется - интегрирующей
Функция философии, реализующаяся в предельно внимательном отношении к человеку, называется - гуманистической
Функция философии, связанная с объяснением не только прошлого и настоящего, но и будущего называется - прогностической
Функция философии, связанная с разработкой наиболее общих принципов и способов научного познания мира, называется - методологической
Функция философии, связанная с формированием философского мышления, передачей опыта социального бытия, надприродных программ поведения и общения, называется - культурно-воспитательной
Функция философии, состоящая в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий, называется - эвристической
Функция философии, тесно связанная с проблемой обоснования ценностей для человека и общества, называется - социально-аксиологической.
Характерное для русской философии пристальное внимание к проблемам развития и смысла мировой и отечественной истории принято называть - историософичностью
Характерной чертой научного знания является - рациональность
Характерными для научной картины мира являются принципы - объективности и материальности мира
Христианские представления об истории представлены в сочинении Августина Аврелия - "О Граде Божьем"
Художественное творчество как особая форма общественного сознания, вид духовного освоения действительности называется - искусством
Ценности, связанные с духовной сферой жизни общества, во многом определяющие образ жизни человека, называются - идеологическими
Ценности, содержащие в себе общественные установления, запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений (о добре, справедливости и т.д.), называются - субъектными
Центральным понятием философии В. И. Вернадского является - ноосфера
Чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без воздействия самих предметов на органы чувств, называется - представлением
Э. Тоффлер разрабатывает концепцию - "электронного коттеджа"
Экзистенциализм акцентирует внимание, прежде всего, на проблеме - существования
Электромагнитные взаимодействия представляют собой ___ форму движения. - Физическую
Этическая концепция Эпикура может быть обозначена термином "___". - Эвдемонизм
Ю. А. Лотман разработал ___ подход к рассмотрению культуры. - Семиотический
Ядром политической сферы общества является (-ются) - государство
Ярчайшим представителем агностицизма является - И. Кант
Ярым противником русского революционного радикализма становится мыслитель - Ф. М. Достоевский
Область знания, в которой описываются и изучаются закономерности "второй природы", называется ___ науками. - техническими
Эмпирический метод познания, в ходе применения которого получаются знания о внешних сторонах и свойствах рассматриваемого объекта, называется - наблюдением
Основными концепциями происхождения жизни на Земле являются - панспермия и абиогенез
Подход, по которому культура - это система внебиологических программ человеческой практики, называется - деятельностным
Высказывание "Человек есть мера всех вещей: сущих в том, что они существуют, и не сущих в том, что они не существуют" принадлежит - Протагору
Понятие "ценность" появляется в трудах - И. Канта
Концепция, согласно которой личность рассматривается в качестве высшей ценности, смыслом земной цивилизации, называется - Персонализмом
Международная общественная организация, занимающаяся научным исследованием глобальных проблем, называется ___ клубом. - Римским
Мыслителем, рассматривающим научно-технологический потенциал главенствующим показателем исторического развития, является - Д. Белл
Европейским мыслителем считавшим, что "в сущности говоря, вся философия есть лишь человеческий рассудок на туманном языке", был - Гёте
Функция философии, тесно связанная с проблемой обоснования ценностей для человека и общества, называется - социально-аксиологической
Наукой о формах и приемах рационального мышления является - логика
По мнению Декарта, критерием истинности научного познания является правильная - дедедукция
Переосмысление идеалистической диалектики Г. Гегеля с позиции материализма было осуществлено - К. Марксом**

рационализмом

Задания на соответствиеУстановите соответствие между выделенными Г. Гегелем мирами в истории и их особенностями:1. Деспотические формы правления2. Дух достигает полного расцвета и зрелости3. "Царство прекрасной свободы"4. Аристократия как форма правления1. Восточный мир2. Германский мир3. Греческий мир4. Римский мирУстановите соответствие между основными идеями об изменчивости мира и философскими направлениями:1. Развитие - неизменный атрибут существования материи, связанное с конкретными системами2. Вещи не изменяются в своей сущности, атсуществуют обособленно друг от друга3. Развитие - волнообразный переход от хаоса к порядку1. диалектика2. метафизика3. синергетикаУстановите соответствие между философами и их взглядами на соотношение понятий "культура" и "цивилизация":1. А. Тойнби2. Э. Тайлор3. О. Шпенглер4. Ф. Бродель1. Цивилизация - определенная фаза в развитии культуры, где существует государство и письменность.2. "Культура" и "цивилизация" - синонимы.3. "Цивилизация" - умирающая культура.4. Цивилизация - база культуры.Установите соответствие между понятиями и способами типологизации общества:1. Культурно-исторический тип2. Рабовладельческое общество3. Мир-империя1. цивилизационный подход2. формационный подход3. миросистемный подходУстановите соответствие между философами и основными подходами к изучению развития общества.1. К. Маркс2. Ш. Монтескьё3. М. Вебер4. З. Фрейд1. материалистический детерминизм2. географический детерминизм3. теория факторов4. психологический детерминизмУстановите соответствие между философскими направлениями и характерными для них понятиями.1. Монада2. "Мир идей"3. "Вещь в себе"4. "Врожденные идеи"1. плюрализм2. объективный идеализм3. агностицизм4. дуализмУстановите соответствие между характерными чертами развития науки и этапами ее развития.1. Научные знания являются частью философского знания.2. Превращение науки в самостоятельную область деятельности.3. Наука становится важным условием общественного прогресса.4. Научный труд есть вид индустриального труда.1. преднаука2. эпоха научной революции3. классическая наука4. постклассическая наукаУстановите соответствие между понятием и его содержанием.1. Мельчайшая неделимая частица2. Непрерывная среда, заполняющая все мировое пространство3. Первооснова, первопричина и носитель всего существующего4. Существование само по себе1. атом2. эфир3. субстанция4. бытиеУстановите соответствие между научными событиями и основными этапами развития науки.1. Создание научных лабораторий2. Исследования Г. Галилея3. Научно-техническая революция4. Создание А.Эйнштейном теории относительности1. XVIII - XIX вв.2. XVI - XVII вв.3. вторая половина XX века4. первая половина XX векаУстановите соответствие между основными идеями об изменчивости мира и философскими направлениями.1. Развитие - неизменный атрибут существования материи, связанное с конкретными системами2. Вещи не изменяются в своей сущности, а существуют обособленно друг от друга3. Развитие - волнообразный переход от хаоса к порядку1. диалектика2. метафизика3. синергетикаУстановите соответствие между социальными явлениями и сферами общества.1. Принятие антимонопольного законодательства2. Производство мебели3. Формирование рабочего класса1. политическая сфера2. экономическая сфера3. социальная сфераУстановите соответствие между философами и созданными ими теориями развития общества.1. А. Тойнби2. К. Маркс3. У. Ростоу4. Г. Риккерт1. цивилизационная теория2. формационная теория3. теория стадий экономического роста4. теория ценностейУстановите соответствие между науками и группами, к которым они относятся, согласно классификации наук, предложенной Г. Спенсером.1. Ма 2. Физика, химия3. Биология, социология1. абстрактная группа2. абстрактно-конкретная группа3. конкретная группаУстановите соответствие между философами и основными подходами к изучению развития общества.1. К. Маркс2. Ш. Монтескьё3. М. Вебер4. З. Фрейд1. материалистический детерминизм2. географический детерминизм3. теория факторов4. психологический детерминизмУстановите соответствие между философами и созданными ими теориями развития общества.1. А. Тойнби2. К. Маркс3. У. Ростоу4. Г. Риккерт1. цивилизационная теория2. формационная теория3. теория стадий экономического роста4. теория ценностейУстановите соответствие между основными моделями мира и философами, для которых были характерны данные представления:1. Атомическая модель мира2. Плюралистическая модель мира3. Натуралистическая модель4. Религиозная модель1. Демокрит2. Г. Лейбниц3. Фалес4. Августин АврелийУстановите соответствие между понятием и его содержанием.1. Мельчайшая неделимая частица2. Непрерывная среда, заполняющая все мировое пространство3. Первооснова, первопричина и носитель всего существующего4. Существование само по себе1. атом2. эфир3. субстанция4. бытиеУстановите соответствие между культурными особенностями и типами цивилизаций.1. Интенсивность развития, плюрализм в экономике и политике2. Преобладание духовной культуры над материальной, созерцательность3. Многонациональность, соборность, миссионизм1. западная цивилизация2. восточная цивилизация3. русская цивилизацияУстановите соответствие между социальной общностью и критерием выделения социальных общностей.1. Семья2. Сословие3. Нация1. кровнородственные связи2. социально-экономический статус3. этнокультурные корниУстановите соответствие между основными моделями мира и философами, для которых были характерны данные представления:1. Атомическая модель мира2. Плюралистическая модель мира3. Натуралистическая модель4. Религиозная модель1. Демокрит2. Г. Лейбниц3. Фалес4. Августин АврелийУстановите соответствие между характерными чертами развития науки и этапами ее развития.1. Научные знания являются частью философского знания.2. Превращение науки в самостоятельную область деятельности.3. Наука становится важным условием общественного прогресса.4. Научный труд есть вид индустриального труда.1. преднаука2. эпоха научной революции3. классическая наука4. постклассическая наукаУстановите соответствие между социальными явлениями и сферами общества.1. Принятие антимонопольного законодательства2. Производство мебели3. Формирование рабочего класса1. политическая сфера2. экономическая сфера3. социальная сфераУстановите соответствие между философами и созданными ими теориями развития общества.1. А. Тойнби2. К. Маркс3. У. Ростоу4. Г. Риккерт1. цивилизационная теория2. формационная теория3. теория стадий экономического роста4. теория ценностейУстановите соответствие между общественно-экономическими формациями и их характерными признаками.1. Охота, рыболовство и собирательство как основные формы хозяйственной деятельности2. Равный труд равных собственников3. Присвоение труда зависимых крестьян4. Преобладание наемного труда рабочих1. первобытнообщинная2. коммунистическая3. феодальная4. капиталистическаяУстановите соответствие между историческими типами социальной стратификации и степенью "открытости" общества:1. Закрытое общество2. Открытое общество3. Условно открытое общество1. кастовый строй2. классовое общество3. сословное обществоУстановите соответствие между моделью диалектики и присущими ей характеристиками.1. Высшие формы движения материи сводимы к низшим.2. Развитие присуще только живым организмам.3. Общество является равновесной системой, все части которого сбалансированы между собой.4. Природа, общество и человеческое мышление развиваются по единым всеобщим законам.1. градуалистическая модель2. натуралистическая модель3. равновесная модель4. диалектико-материалистическая модельУстановите соответствие между философами и их взглядами на соотношение понятий "культура" и "цивилизация".1. А. Тойнби2. Э. Тайлор3. О. Шпенглер4. Ф. Бродель1. Цивилизация - определенная фаза в развитии культуры, где существует государство и письменность.2. "Культура" и "цивилизация" - синонимы.3. "Цивилизация" - умирающая культура.4. Цивилизация - база культуры.Установите соответствие между социальными явлениями и сферами общества.1. Принятие антимонопольного законодательства2. Производство мебели3. Формирование рабочего класса1. политическая сфера2. экономическая сфера3. социальная сфераУстановите соответствие между моделями роста научного знания и именами их авторов.1. Принцип фальсификации2. Смена парадигмы в научном познании3. Принципа пролиферации1. К. Поппер2. Т. Кун3. П. ФейерабендУстановите соответствие между моделью диалектики и присущими ей характеристиками.1. Высшие формы движения материи сводимы к низшим.2. Развитие присуще только живым организмам.3. Общество является равновесной системой, все части которого сбалансированы между собой.4. Природа, общество и человеческое мышление развиваются по единым всеобщим законам.1. градуалистическая модель2. натуралистическая модель3. равновесная модель4. диалектико-материалистическая модельУстановите соответствие между понятиями и способами типологизации общества:1. Культурно-исторический тип2. Рабовладельческое общество3. Мир-империя1. цивилизационный подход2. формационный подход3. миросистемный подходУстановите соответствие между социальными явлениями и сферами общества.1. Принятие антимонопольного законодательства2. Производство мебели3. Формирование рабочего класса1. политическая сфера2. экономическая сфера3. социальная сфераУстановите соответствие между основными моделями мира и философами, для которых были характерны данные представления:1. Атомическая модель мира2. Плюралистическая модель мира3. Натуралистическая модель4. Религиозная модель1. Демокрит2. Г. Лейбниц3. Фалес4. Августин АврелийУстановите соответствие между науками и группами, к которым они относятся, согласно классификации наук, предложенной Г. Спенсером.1. Ма 2. Физика, химия3. Биология, социология1. абстрактная группа2. абстрактно-конкретная группа3. конкретная группаУстановите соответствие между философскими направлениями и характерными для них понятиями.1. Монада2. "Мир идей"3. "Вещь в себе"4. "Врожденные идеи"1. плюрализм2. объективный идеализм3. агностицизм4. дуализмУстановите соответствие между основными научно-техническими достижениями и этапами научно-технической революции:1. Овладение атомной энергией2. Развитие генной инженерии3. Появление нанотехнологий1. конец 40-х - 60-е гг. ХХ в.2. середина 80-х - 90-е гг. ХХ в.3. начало XXI векаУстановите соответствие между социальной группой и её характерными особенностями:1. Молодежь2. Башкиры3. Член ЛДПР4. Православные1. социально-психологические особенности2. единство языка и традиций3. единство политических взглядов4. общность религиозных убежденийУстановите соответствие между подходом к изучению истории и его характерными особенностями.1. Деление исторического процесса на формации2. Развитие общества во многом зависит от субъективного фактора3. Мир разделен на центр и периферию.1. линейный подход2. нелинейный подход3. системный подходУстановите соответствие между философскими направлениями и характерными для них понятиями.1. Монада2. "Мир идей"3. "Вещь в себе"4. "Врожденные идеи"1. плюрализм2. объективный идеализм3. агностицизм4. дуализмУстановите соответствие между историческими типами социальной стратификации и степенью "открытости" общества:1. Закрытое общество2. Открытое общество3. Условно открытое общество1. кастовый строй2. классовое общество3. сословное обществоУстановите соответствие между выделенными Г. Гегелем мирами в истории и их особенностями.1. Деспотические формы правления2. Дух достигает полного расцвета и зрелости3. "Царство прекрасной свободы"4. Аристократия как форма правления1. Восточный мир2. Германский мир3. Греческий мир4. Римский мирУстановите соответствие между основными научно-техническими достижениями и этапами научно-технической революции:1. Овладение атомной энергией2. Развитие генной инженерии3. Появление нанотехнологий1. конец 40-х - 60-е гг. ХХ в.2. середина 80-х - 90-е гг. ХХ в.3. начало XXI векаУстановите соответствие между картинами мира и присущими им характерными чертами.1. Образно-символическое восприятие мира, антропоморфизм2. Критический анализ предельных оснований человеческого сознания и поведения3. Креационизм, провиденциализм1. мифологическая картина мира2. философская картина мира3. религиозная картина мираУстановите соответствие между основными научно-техническими достижениями и этапами научно-технической революции:1. Овладение атомной энергией2. Развитие генной инженерии3. Появление нанотехнологий1. конец 40-х - 60-е гг. ХХ в.2. середина 80-х - 90-е гг. ХХ в.3. начало XXI векаУстановите соответствие между философами и основными подходами к изучению развития общества.1. К. Маркс2. Ш. Монтескьё3. М. Вебер4. З. Фрейд1. материалистический детерминизм2. географический детерминизм3. теория факторов4. психологический детерминизмУстановите соответствие между понятиями и способами типологизации общества:1. Культурно-исторический тип2. Рабовладельческое общество3. Мир-империя1. цивилизационный подход2. формационный подход3. миросистемный подходУстановите соответствие между историческими типами социальной стратификации и степенью "открытости" общества:1. Закрытое общество2. Открытое общество3. Условно открытое общество1. кастовый строй2. классовое общество3. сословное обществоУстановите соответствие между моделями роста научного знания и именами их авторов.1. Принцип фальсификации2. Смена парадигмы в научном познании3. Принципа пролиферации1. К. Поппер2. Т. Кун3. П. ФейерабендУстановите соответствие между моделью диалектики и присущими ей характеристиками.1. Высшие формы движения материи сводимы к низшим.2. Развитие присуще только живым организмам.3. Общество является равновесной системой, все части которого сбалансированы между собой.4. Природа, общество и человеческое мышление развиваются по единым всеобщим законам.1. градуалистическая модель2. натуралистическая модель3. равновесная модель4. диалектико-материалистическая модельУстановите соответствие между социальной общностью и критерием выделения социальных общностей.1. Семья2. Сословие3. Нация1. кровнородственные связи2. социально-экономический статус3. этнокультурные корниУстановите соответствие между культурными особенностями и типами цивилизаций.1. Интенсивность развития, плюрализм в экономике и политике2. Преобладание духовной культуры над материальной, созерцательность3. Многонациональность, соборность, миссионизм1. западная цивилизация2. восточная цивилизация3. русская цивилизацияУстановите соответствие между характерными чертами развития науки и этапами ее развития.1. Научные знания являются частью философского знания.2. Превращение науки в самостоятельную область деятельности.3. Наука становится важным условием общественного прогресса.4. Научный труд есть вид индустриального труда.1. преднаука2. эпоха научной революции3. классическая наука4. постклассическая наукаУстановите соответствие между понятиями и способами типологизации общества:1. Культурно-исторический тип2. Рабовладельческое общество3. Мир-империя1. цивилизационный подход2. формационный подход3. миросистемный подходУстановите соответствие между событиями и типами социальной мобильности.1. В результате сокращения производства часть рабочих предприятия стали безработными.2. Учитель был назначен директором школы.3. Накануне вступления в брак невеста приняла католичество.1. нисходящая вертикальная2. восходящая вертикальная3. горизонтальнаяУстановите соответствие между социальными явлениями и понятиями социальной философии.1. Деление общества на бедных и богатых2. Национальная принадлежность3. Главный инженер стал директором предприятия4. Католик принял православие1. социальная стратификация2. социальная дифференциация3. вертикальная мобильность4. горизонтальная мобильностьУстановите соответствие между философами и созданными ими теориями развития общества.1. А. Тойнби2. К. Маркс3. У. Ростоу4. Г. Риккерт1. цивилизационная теория2. формационная теория3. теория стадий экономического роста4. теория ценностейУстановите соответствие между философскими направлениями и характерными для них понятиями.1. Монада2. "Мир идей"3. "Вещь в себе"4. "Врожденные идеи"1. плюрализм2. объективный идеализм3. агностицизм4. дуализмУстановите соответствие между философами и их взглядами на соотношение понятий "культура" и "цивилизация".1. А. Тойнби2. Э. Тайлор3. О. Шпенглер4. Ф. Бродель1. Цивилизация - определенная фаза в развитии культуры, где существует государство и письменность.2. "Культура" и "цивилизация" - синонимы.3. "Цивилизация" - умирающая культура.4. Цивилизация - база культуры.Установите соответствие между социальными явлениями и сферами общества.1. Принятие антимонопольного законодательства2. Производство мебели3. Формирование рабочего класса1. политическая сфера2. экономическая сфера3. социальная сфераУстановите соответствие между моделями роста научного знания и именами их авторов.1. Принцип фальсификации2. Смена парадигмы в научном познании3. Принципа пролиферации1. К. Поппер2. Т. Кун3. П. ФейерабендУстановите соответствие между основными моделями мира и философами, для которых были характерны данные представления:1. Атомическая модель мира2. Плюралистическая модель мира3. Натуралистическая модель4. Религиозная модель1. Демокрит2. Г. Лейбниц3. Фалес4. Августин АврелийУстановите соответствие между культурными особенностями и типами цивилизаций.1. Интенсивность развития, плюрализм в экономике и политике2. Преобладание духовной культуры над материальной, созерцательность3. Многонациональность, соборность, миссионизм1. западная цивилизация2. восточная цивилизация3. русская цивилизацияУстановите соответствие между философами и основными подходами к изучению развития общества.1. К. Маркс2. Ш. Монтескьё3. М. Вебер4. З. Фрейд1. материалистический детерминизм2. географический детерминизм3. теория факторов4. психологический детерминизмУкажите соответствие между основными направлениями в философии науки и их представителями.1. Конвенциализм2. Эмпириокритицизм3. "Венский кружок"4. Эволюционная эпистемология1. Ж. Пуанкаре2. Э. Мах3. М. Шлик4. С. ТулминЗ. Бжезинский

Впервые понятие бытия в философии употребил

Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:

Суть «этического рационализма» Сократа:

Концепция …. характерна для Вл. С. Соловьева.

Основатель социологии как позитивной науки



Аристотель

Августин

Сенека

Мысль: «Человек есть мера всех вещей» принадлежит


Протагору

Ф. Ницше

Спинозе

Эпикуру

« Это – социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему социально значимых черт человека»

Индивид

Самость

Индивидуальность

Личность

Личность - это


Личность – врождённое качество каждого индивида

Личностью является не каждый человек, а только выдающийся

Поскольку понятие «личность» неотделимо от понятия «общество» - каждый человек потенциальная личность

Личность есть стабильное, неизменное свойство каждого индивида

Личность – это:


личностью не рождаются, личностью становятся

личностью является не каждый человек, а только выдающийся

поскольку понятие «личность» неотделимо от понятия «общество» - каждый человек потенциальная личность

личность есть стабильное, неизменное свойство каждого индивида

Личность – это:


индивид как представитель человеческого рода

человек, оказывающий активное воздействие на исторические общественные отношения в соответствии со своими способностями и наклонностями

продукт общественных отношений

совокупность свойств характера, темперамента и волевых установок

Совокупность неповторимых черт, отличающих данного индивида от всех других

Индивидуальность

Персона

Человек

Личность

Высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка

Совесть

Сознание

Чувства

Разум

Индивидуальное сознание – это


Выражение повседневных нужд и потребностей людей

Отражение индивидуального бытия конкретной личности

Система знания, присущая выдающейся личности

Психологическое образование, представляющее собой систему социально значимых черт человека

Приоритет отдельных личностей над общественным целым утверждает

Индивидуализм

Коллективизм

Субъективизм

Агностицизм

Приоритет интересов общества над интересами индивида характерен для

Коллективизма

Анархизма

Индивидуализма

Либерализма

Сущность проблемы биологического и социального в человеке состоит в вопросе

О приоритете материальных, либо духовных потребностей


О взаимодействии и соотношении генов и воспитания

О формах борьбы за существование в человеческом обществе

О соотношении сознательных и бессознательных факторов в детерминации человеческих поступков

Негативное отношение к земной жизни, рассмотрение её как сплошной череды страданий характерно для

Марксизма

Позитивизма

Буддизма

Конфуцианства

Для кого из нижеперечисленных мыслителей проблема смысла жизни не была центральной?

Л.Н Толстого

В. Франкла

С.Л. Франка

И. Лакатоса

Проблема смысла жизни была центральной для философии

О. Конта

В. Франкла

Т. Куна

И. Лакатоса

Кому принадлежат следующие высказывания: «Смысл есть для каждого и для каждого существует свой особый смысл», «Смысл не может быть создан искусственно, он может быть только найден», «В поисках смысла нас направляет наша совесть»?

З. Фрейду

К. Роджерсу

В. Франклу

Э. Фромму

Как Вы полагаете, кому могут принадлежать следующие строки: «Любая попытка вновь поднять дух людей в концлагере предполагала, что нам удастся направить их на какую-то цель в будущем. Тот же, кто уже не мог больше верить в будущее, в своё будущее, был потерян. Вместе с будущим он утрачивал и духовный стержень, внутренне ломался и деградировал как телесно, так и душевно… Однако мужество жить или соответственно усталость от жизни оказывались всякий раз зависящими единственно лишь от того, имел ли человек веру в смысл жизни, его жизни. Девизом всей психотерапевтической работы в концлагере могли бы служить слова Ницше: « У кого есть Зачем жить, может вынести почти любое Как»?

В. Франклу

Ж.-П. Сартру

А. Камю

К. Льюису

К какому виду любви относится данное описание: «Это нежное и мягкое чувство, бескорыстная любовь-самоотдача, находящая воплощение в любви матери к ребёнку или в христианской любви к ближнему»?

Эросу

Людусу

Агапэ

Прагме

Как Вы думаете, кому принадлежит следующее высказывание: «Идея романтической любви, согласно которой только один человек в мире может быть предметом истинной любви и что главная задача найти именно этого человека, -- ошибочна. Неверно и то, что любовь к нему, уж если повезёт встретить такого человека, будет иметь результатом отказ от любви к другим. Любовь, которая может переживаться по отношению только к одному человеку, этим самым фактом как раз и показывает, что это не любовь, а симбиотическое отношение».



М. Хайдеггеру

Э. Фромму

Л. Шестову

В. Соловьёву

Гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувств и проявляющаяся в формах флирта, кокетства и пр. (в древнегреческой культуре)

Прагма

Филия

Эрос

Людус

Этический смысл проблемы эвтаназии заключается в вопросе

Имеют ли врачи право проводить эксперименты, сопряжённые с угрозой для жизни и здоровья, на преступниках и безнадёжно больных людях

Имеет ли тяжелобольной человек право уйти из жизни, чтобы не испытывать страданий

Можно ли насильственными средствами добиваться благих целей

Имеет ли человек право на самоубийство

«Все в мире предопределено, человек абсолютно несвободен», считают представители:

фатализма

волюнтаризма

иррационализма

рационализма

Согласно…«все в мире предопределено, человек абсолютно несвободен»

Фатализму

Волюнтаризму

Иррационализму

Рационализму

Наиболее древний предок человека (согласно данным современной науки)

Неандерталец

Питекантроп

Австралопитек

Кроманьонец

Согласно данным современной науки Homo sapiens появился на земле

100-150 тысяч лет назад

500-600 тысяч лет назад

1-1,5 млн. лет назад

5-6 млн. лет назад

Согласно современной науке, австралопитеки не обладали

Способностью изготавливать орудия

Стадным образом жизни

Членораздельной речью

Прямохождением

Антропоиды -- это

Представители внеземных цивилизаций

Человекообразные обезьяны

Представители отсталых племён и народностей

Млекопитающие, откладывающие яйца

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ



Абсолютизировало законы механики применительно к социальной философии философское направление:

экзистенциализма

французского материализма XVIII века

феноменологии

постмодернизма

Философское направление, абсолютизировавшее законы механики применительно к социальной философии

Экзистенциализм

Французский материализм XVIII века

Феноменология

Постмодернизм


Основатель социологии как позитивной науки


М. Вебер

О. Конт

К. Маркс

Г. Гегель

Основной труд К.Маркса:


«Левиафан»

«Капитал»

«Критика чистого разума»

«Структура научной революции»

Выделил социально-экономический класс в качестве главного элемента социальной структуры общества

К. Маркс

Л. Фейербах

М.А. Бакунин

Н.Г. Чернышевский


Понятие общественно-экономической формации принадлежит

Позитивизму

Марксизму

Фрейдизму

Экзистенциализму

Общественно-экономическая формация – это

Общество с присущей ему формой правления

Общество с присущим ему экономическим базисом и возвышающейся над ним политико-юридической надстройкой

Локальная замкнутая цивилизация

Совокупность взаимоотношений людей в конкретном пространстве

Существует … общественно-экономических формаций


Десять

Пять

Три

Две

Согласно социологии марксизма, основной движущей силой развития общества является

Природная среда

Классовая борьба

Воля выдающихся людей

Борьба за существование

Философ, понимавший общественный прогресс как развитие и смену общественно-экономических формаций

Г.В.Ф. Гегель

О. Конт

К. Маркс

А. Тойнби

Определяющие отношения между людьми, в марксистской философии

Производственные

Политические

Правовые

Идеологические

Класс, способный переустроить общество, по К.Марксу

Пролетариат

Крестьянство

Интеллигенция

Буржуазия

В марксизме главным фактором в развитии общества считается

Народонаселение

Географическая среда

Воля личности

Способ производства материальных благ


Не относится к основным типам общественного производства:

Производство материальных благ

Производство социальных отношений

Производство ресурсов

Производство духовных ценностей

Эсхатология – это:

Учение о конвергенции социализма и капитализма


Учение о конечных судьбах мира и человека

Учение о грядущем слиянии всех религий и конфессий

Учение о загробном воздаянии

Согласно Г. Гегелю истинный двигатель истории


Естественный отбор

Классовая борьба

Мировой Дух

Воля выдающихся личностей

Сущность натурализма как подхода, объясняющего общественную жизнь, состоит в положении о том, что:

Определяющим фактором развития общества признается материальное производство

Общественная жизнь существенно зависит от природных факторов

Движущей силой развития общества являются идеи великих людей

Развитие общества подчинено объективным законам, не зависящим от сознания и воли людей

Фактор, который, согласно социал-дарвинизму, является основной движущей силой развития общества

Мировой дух

Классовая борьба

Воля выдающихся людей

Борьба за существование

Антропосоциогенез – это

Процесс социализации человека, приобщения индивида к культуре

Процесс становления общепланетарной цивилизации на началах разума

Осуществляющаяся в наши дни коэволюция природы и общества

Процесс становления человека и общества, их выделения из мира природы

Согласно марксизму, главным фактором антропогенеза является

Власть

Собственность

Труд

Нравственность

Постепенные изменения в обществе и природе

Революция

Стагнация

Инфляция

Эволюция

Движение по направлению от более совершенного к менее совершенному

Прогресс

Регресс

Революция

Стагнация

Общественный прогресс – это


Уровень развития общества

Состояние общества в целом на определенном этапе развития

Поступательное движение общества от простых форм к более сложным

Производственное развитие

Глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания, происходящие за относительно короткий период времени

Революция

Реформа

Движение

Эволюция

Существует пять основных типов социальных общностей. Отметьте, какой из нижеперечисленных шести типов общностей, назван здесь неверно?

Этнические

Территориальные

Профессиональные

Государственные

Демографические

Классовые