ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 898
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Конвенциализм
2. Эмпириокритицизм
3. "Венский кружок"
4. Эволюционная эпистемология
1. Ж. Пуанкаре
2. Э. Мах
3. М. Шлик
4. С. Тулмин
З. Бжезинский
Общая информация
В соответствии с географией Г. Гегель историю делит на Восточный мир, Греческий, Римский и Германский. Восточный мир - детский возраст истории. Здесь царствует деспотизм и свободным чувствует себя только деспот. Люди вращаются вокруг одного центра, то есть властителя, который стоит во главе государства как патриарх. Он требует от всех граждан соблюдать соответствующие предписания. Греческий мир - период юности всемирной истории, когда формируются индивидуальности. Здесь, по мнению Г. Гегеля, царствуют действительная свобода индивида, истинная гармония, мир и согласие. Индивидуальная воля субъекта придерживается обычаев, привычек, общепринятых норм и законов. Римский мир - возраст возмужалости истории. В Риме господствует абстрактная свобода, ставящая государство и политику выше любой индивидуальности, но вместе с тем создается свободная личность, отличающаяся от индивидуальности. Преобладающей формой правления становится аристократия. Аристократия борется с царями, плебеи с аристократией. Германский мир - четвертый период истории. Германский народ, по убеждению Г. Гегеля, призван хранить христианские принципы духовной свободы и примирения. Дух в германском мире достигает полного расцвета и зрелости. Венцом и вершиной развития всемирной истории представляется прусская монархия.
Философские школы, созданные учениками Сократа в IV в. до н. э.,принято называть сократическими. К их числу относятся: школа киников, киренская, мегарская и элидо-эретрийская школы.
Спенсер различает три группы наук, выделяя абстрактную, абстрактно-конкретную и конкретную группы. Абстрактная группа охватывает математику и абстрактную механику; абстрактно-конкретная - конкретную (физическую) механику, физику и химию; конкретная - астрономию с примыкающими к ней географическими дисциплинами (география, геология, геодезия), биологию (физиология, ботаника, зоология), психологию и социологию. Расположение указанных групп представляет собой постепенный переход от абстрактных к конкретным отраслям знания; внутри каждой группы более общие дисциплины предшествуют наукам с более ограниченным объемом.
Результатом отчуждения - социального процесса превращения результатов человеческой деятельности в чуждую для человека силу - в явлении массовой культуры является ее низкий художественный уровень, бессодержательность, бездуховность. Сущность отчуждения в современном обществе - противоречие между творческим процессом субъекта и объективированными формами культуры: произведения массовой культуры не являются плодом свободного воображения творцов, а создаются с целью извлечения прибыли, коммерческой выгоды и следуют
общепринятым стандартам - примитивные сюжеты, легкость восприятия, развлекательный характер и т.д. Философы XX века (Х. Ортега-и-Гассет "Восстание масс", Г. Зиммель "Трагедия культуры") увидели негативное влияние массовой культуры в превращении людей в "массу", которая довольствуется бессознательно усвоенными стандартными понятиями и представлениями, обладает низким уровнем критического самосознания и потому является объектом манипулирования, следствие чего - общая социальная дезориентация.
1. Что есть философия
1. Способ определения и метод философии называется …рефлексией
2. Вопросы антропосоциогенеза, сущности и существования человека относятся к _____________ проблемам философии.антропологическим
3. Установите соответствие между разделами философии и проблемами, которые ими изучаются.(1-а, 2-б, 3-в, 4-г)
1. Общие принципы, формы и методы познания.
2. Основные принципы бытия, определяющие устройство мира.
3. Проблема природы и сущности человека.
4. Проблемы добра и зла.
а.гносеология
б.онтология
в.философская антропология
г.этика
д.эстетика
4. Картина мира, возникшая в XVII веке, основанная на принципах деизма, называется …механистической
5. Философское учение, признающее в основе мира наличие двух независимых и равноправных начал, называется …дуализмом
6. Установите соответствие между видами знания и их специфическими свойствами. (1-а, 2-б, 3-в, 4-г)
1. Объективность, рациональность
2. Рефлексивность, критичность
3. Авторитарность, подчиненность нравственно-этическим нормативам
4. Опора на здравый смысл, бесписьменный характер
а.научное знание
б.философское знание
в.религиозное знание
г.обыденное знание
д.художественное знание
7. Социальное предназначение философии состоит в том, чтобы способствовать решению ______________ проблем.мировоззренческих
8. Установите соответствие между различными подходами к решению проблемы бытия и их характеристиками: (1-а, 2-б, 3-в, 4-г)
1. Все вещи и весь мир в целом понимаются как живые организмы.
2. Бог и природа отождествляются.
3. Материя и дух – две независимые друг от друга субстанции.
4. Все в этом мире материально.
а.гилозоизм
б.пантеизм
в.дуализм
г.материализм
д.сенсуализм
9. Функция философии, связанная с разработкой наиболее общих принципов и способов научного познания мира, называется …
методологической
10. В основе современной биологической картины мира лежит принцип …эволюции
11. В марксистской философии наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления является …диалектика
12. Функция философии, реализующаяся в предельно внимательном отношении к человеку, называется …гуманистической
13. Философское направление, утверждающее, что мир состоит из множества независимых и несводимых друг к другу субстанций, называется …
плюрализмом
метафизикой
монизмом
рационализмом
14. Неделимое, несоставное единство, начало бытия, мера и прообраз числа называется …
монадой
материей
силой
духом
15. Установите соответствие между философскими направлениями и их представлениями о сущности мира. (1-а, 2-б, 3-в, 4-г)
1. Все в мире имеет материальное начало.
2. Внешний мир, действительность существуют только благодаря нашему сознанию, являются продуктами его деятельности.
3. Дух и материя есть две разные и независимые друг от друга субстанции.
4. И внешний мир, и наше сознание являются порождением или проявлением высшего первоначала, имеющего духовную природу.
а.материализм
б.субъективный идеализм
в.дуализм
г.объективный идеализм
д.плюрализм
16. Функция философии, связанная с формированием философского мышления, передачей опыта социального бытия, надприродных программ поведения и общения, называется …культурно-воспитательной
17. Установите соответствие между исторической эпохой и характерным для нее пониманием предмета философии. (1-а, 2-б, 3-в)
1. Философия – «служанка богословия».
2. Главная цель философии – поиск универсального метода познания мира.
3. Распространение света разума есть главное дело философии.
а.Средневековье
б.Новое время
в.Просвещение
г.Античность
18. Философское учение о нравственности и морали называется …этикой
19. Картина мира обусловливает …
способ восприятия мира
20. Философия, будучи прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего человека со всех сторон мира к миру смысла, выполняет _______ функцию.
гуманистическую
21. Символичность, противоречивость, антропоморфизм являются чертами ___________ картины мира.
мифологической
22. Установите соответствие между мыслителем и характерным для его философии представлением о сущности мира.
(1-а, 2-б, 3-в, 4-г)
1. Существует два мира: «мир идей» и «мир вещей».
2. Мир состоит из бесконечного множества монад.
3. Бог создал мир из ничего.
4. Существуют два рода субстанций: материальная и духовная.
а.Платон
б.Г. Лейбниц
в.Августин
г.Р. Декарт
д.Демокрит
23. Родиной термина «философия» является …
Древняя Греция
24. К методологическим функциям философии относится _______ функция.
эвристическая
25. Идею в качестве первоосновы мира предлагал …
Платон
26. Направление в философии, согласно которому вещи существуют только потому, что люди их ощущают, называется …
солипсизмом
27. Выполняя идеологическую функцию, философия формулирует …
систему определенных ценностей
28. Учением, признающим разум источником всеобщих и необходимых истин, является …
рационализм
29. Сущностью социальной функции философии является …
формулировка коллективных целей развития
30. Вода в качестве первоосновы мира предлагалась ...
Фалесом
31. Направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего, называется …
идеализмом
32. Фундаментальная физическая теория, созданная в начале XX в. для объяснения микродвижений, лежащая в основе современной научной картины мира, называется …
квантовой механикой
33. Основателем объективного идеализма является …
Платон
34. Вопросы – что такое добро и зло? что такое мораль, нравственность, достоинство? – относятся к __________ проблемам философии.
этическим
35. Функция философии, реализующаяся в образовании целостной системы знаний, называется …
интегрирующей
36. Функция философии, реализующаяся в выделении и учете сложного характера связей между методом и объектом познания в науке, называется …
координирующей
37. В настоящее время наиболее разработанной является ___________ картина мира.
физическая
38. Область философского знания, стремящаяся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие, называется …
натурфилософией
39. Философское учение, объясняющее существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений первоначальной субстанции, называется …