Файл: Налоговая система РФ как фактор экономической стабилизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

либеральную модель, при которой правительства отдельных стран влияют на экономические субъекты в минимально необходимых пределах, требуемых для поддержания социального и экономического порядка. При этом в остальном они полагаются на законы рыночного развития. "Объем налоговых изъятий устанавливается на том минимальном уровне, который способен обеспечить государство финансовыми ресурсами, достаточными для выполнения присущих ему функций";

планово-административная модель, при которой государственное регулирование является жестким: большинство предприятий принадлежит государству. Роль налоговой политики минимальна. В бюджет изымается, как правило, основная часть прибыли юридических лиц;

модель ускоренного развития, предполагающая руководящую роль правительства только в отношении тех отраслей, у которых имеется значительный потенциал роста. Модель подразумевает большое количество целевых налоговых льгот, призванных повысить эффективность политики, а так же использование прогрессивной шкалы подоходного налога, позволяющее переносить тяжесть налогового бремени [4].

Все три модели сходны в одном - важную роль в каждой из них играет государственное регулирование экономики и налоговая политика как его составная часть. Каково же место налоговой политики в системе государственного регулирования?

Изучение опыта построения и функционирования систем налогообложения дает возможность выделить два основных подхода, с разных сторон дающих обоснование места и роли налоговой политики в системе государственного регулирования (таблица 4):

1) кейнсианский подход государственного регулирования;

2) неоклассическая концепция формирования налоговой политики [4].

Таблица 1. - Место и роль налоговой политики в системе государственного регулирования

Кейнсианская теория

Неоклассический подход

налоговые инструменты направлены на обеспечение использования всех факторов производства, устранение возникающих диспропорций между объемом производства и платежеспособным спросом

использование налогов как инструмента изъятия излишка денег из обращения

налоги:

в условиях подъема - увеличиваются;

в условиях спада - сокращаются

снижение ставок влечет за собой увеличение доходов хозяйствующих субъектов, а значит и рост сбережений и инвестиционной активности

прогрессивная система налогообложения;

инвестиционные льготы для отраслей, являющихся основой для дальнейшего развития.

низкие налоговые ставки;

пропорциональное налогообложение.


Таблица составлена автором на основе источников [5].

При проведении анализа налоговой политики государства в экономической литературе большое внимание уделяется целям, на которые ориентирована формируемая система налогообложения, и структуры используемых элементов. Можно выделить две тенденции: для стран с низким уровнем развития и высоким уровнем развития.

Так, структура налогообложения в странах с низким уровнем развития экономики имеет следующие черты:

основная доля поступлений связана с налогообложением товаров внутреннего производства и внешнеторговых операций. Доля таких доходов в структуре налоговых поступлений составляет около 70%, при этом на поступления от импортных сделок приходится свыше 40%;

уровень подоходного налогообложения юридических лиц превышает налоговую нагрузку физических лиц. В целом, на ее долю приходится 25% налоговых поступлений [11].

Отличие структуры налогообложения стран с высоким уровнем развития состоит в низкой доле налогов по внешнеэкономическим сделкам. При этом высокая доля приходится на налоги с физических лиц и отчисления, поступающие в соответствии с программами социального страхования.

По мнению В.Г. Панскова, вне зависимости от уровня развития страны, для достижения наибольшего эффекта от проводимой налоговой политики следует менять не долю налогов, а применять целевые льготы, так как они "гарантируют государству практически 100% использование вливаемых в экономику финансовых ресурсов на цели им преследуемые" [15].

Поэтому, согласно мнению В.Г. Панскова, снижение налоговых ставок и освобождение от уплаты налога должны применяться, как правило, в тех случаях, когда основная цель - снижение налоговой нагрузки на экономику. Причем государство должно четко осознавать, что в этом случае только часть полученной экономии будет направлена налогоплательщиками на инвестиции или инновационное развитие. Вместе с тем, государство может и должно получить гарантированный экономический эффект как при любой другой форме предоставления налоговых преференций [15].

Помимо применения целевых льгот, важно место занимает и такой инструмент государственного налогового регулирования, как налоговые санкции, применяющиеся за ненадлежащее выполнение обязательств перед бюджетом или внебюджетными фондами. Они не только обеспечивают исполнение налогового законодательства, но также ориентируют хозяйствующие субъекты на использование в своей деятельности более эффективных форм хозяйствования.


Формирование налоговой базы также является серьезным инструментом налоговой политики государства, поскольку от этого зависят увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства или инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития.

Так, по мнению авторов, в условиях рыночных отношений налоговая система является не только финансовым источником для реализации государством свих функций, но и основой механизма государственного регулирования экономики. Однако эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса страны во многом зависит от того, насколько грамотно и обоснована ее налоговая система, а также налоговая политика, как составная часть налоговой системы [17].

Необходимо отметить, что при разработке налоговой политики важно учитывать мнение всех сторон налоговых отношений. С одной стороны, это стремление субъектов экономики к минимизации налогов, а с другой - интересы государства. Для продуманной налоговой политики одним из самых важных моментов является правильное определение оптимального размера налогового бремени. Для этого необходимо провести серьезную аналитическую работу по достижению компромисса между государством и налогоплательщиком.

Таким образом, можно сказать, что в налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и дестимулирует в других, исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. Налоговая политика государства отражает тип, цель и степень государственного вмешательства в экономику и изменяется в зависимости от ситуации в ней.


Глава 2. Анализ, оценка налоговой политики и пути ее совершенствования.

2.1 Анализ форм отчетности федеральной налоговой службы России за 2013-2015 гг.

Обеспечение полного и устойчивого сбора налогов и других обязательных платежей является важнейшим требованием для стабильного и эффективного функционирования налоговой политики государства. Для более полного изучения налоговой политики необходимо рассмотреть, проанализировать и оценить формы отчетности федеральной налоговой службы России. В рамках данной курсовой работы будут рассмотрены такие формы, как 1-НОМ и 1-НМ [20].

Поступление налогов, сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации по основным видам экономической деятельности и их структура за 2013-2015 года представлены в приложении А. Из данных таблицы А.1 видно, что наибольшая величина поступлений в течение всего рассматриваемого периода приходится на добычу полезных ископаемых, причем налоговые поступления по данному виду деятельности ежегодно увеличиваются. При этом максимальное значение данного показателя в отраслевой структуре наблюдается в 2015 году (31,3%), минимальное - в 2013 году (28,9%), что позволяет сделать вывод не только о стабильности данного вида экономической деятельности, но и о его развитии, обусловленным высоким природно-ресурсным потенциалом страны.

Следующей по величине отраслью выступают обрабатывающие производства. По данным таблицы также наблюдается ежегодное увеличение налоговых поступлений по данному виду деятельности. Однако увеличение данного показателя не столь значительно: в период с 2013 по 2015 года произошло увеличение в размере 337 млн. руб., которое нельзя назвать большим по сравнению с увеличением поступлений от добычи полезных ископаемых, которое составило 1 022 млн. рублей. Максимальное значение в структуре обрабатывающие производства достигают в 2013 году (18,9%), что говорит о снижении активности в данном виде деятельности.


Существенными являются и поступления от операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг. В 2013 году данный вид деятельности являлся третьим по величине, и в последующие годы его увеличение составило: в абсолютном выражении - 372 535 589 рублей, в относительном - 1%; однако уже в 2014 году третьим по величине показателем становится оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и прочие виды деятельности. Данный показатель увеличился за год более чем в два раза и значительно повлиял на структуру: доля оптовой и розничной торговли в 2013 году составляла 5,2%, а в 2015 году - 11,1%. Основной вклад поступлений в данной отрасли вносят ООО "Икея Дом" (розничная торговля мебелью и товарами для дома), ООО "Метро Кэш энд Керри" (оптовая торговля пищевыми продуктами), "Леруа Мерлен" (розничная торговля строительными материалами), открывшиеся во многих городах России в 2012-2013 годах [22].

Остальные показатели находятся в пределах от 0,03%: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, гостиницы и рестораны, рыболовство и рыбоводство, налоги и сборы, не распределенные по кодам ОКВЭД, остальные виды экономической деятельности, так же сведения по физическим лицам, не относящимся к индивидуальным предпринимателям и не имеющим код ОКВЭД.

Таким образом, можно выделить следующие виды экономической деятельности, поступления от которых занимают значительную часть доходов бюджета:

  1. добыча полезных ископаемых;
  2. обрабатывающие производства;
  3. операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг;
  4. оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и прочее.

Проведем анализ начислений и поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в доходы федерального бюджета Российской Федерации за 2013-2015 года (таблица Б.1 приложения Б) для дальнейшего сравнения представленным выше анализом отраслевых налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ.

Наибольшая доля поступлений в течение всего рассматриваемого периода приходится на налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, максимальная величина по которым составляет 3 181 млн. руб. (2015 г.). При этом разница между начисленными к уплате налогами и налогами, поступившими в бюджет, в 2014 году снизилась по сравнению с предыдущим годом на 12 млн. руб., при увеличении их поступления, однако, в 2015 году недоимка по данному виду налога возросла до 55 млн. руб.

Важно отметить, что несмотря на то, что наибольшая доля поступлений приходится на налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, на протяжении периода с 2013 по 2015 года, наибольший размер начисленных к уплате поступлений приходился на налог на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, что говорит о высоком уровне недоимок по данному виду налога. Это подтверждается данными таблицы Б.1: в течение всего периода разница между поступившими денежными средствами и начисленными к уплате по данному налогу является второй по величине среди всех представленных в отчетности налогов. Тем не менее, налог на товары, реализуемые на территории РФ, является вторым по величине поступлений. Так, его максимальное значение составило 2 976 млн. руб. в 2015 году