Файл: Налоговая система РФ как фактор экономической стабилизации.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты налоговой системы
1.1. Понятие, структура налоговой системы и принципы ее построения
1.2 Нормативно-правовые основы формирования налоговой системы Российской Федерации
1.3 Налоговая политика как инструмент государственного регулирования экономики
Глава 2. Анализ, оценка налоговой политики и пути ее совершенствования.
2.1 Анализ форм отчетности федеральной налоговой службы России за 2013-2015 гг.
2.2 анализ проблем и оценка перспектив налоговой политики РФ
Не менее значимые поступления обеспечивают налоги на прибыль и доходы: 491 млн. руб. (2015 г.). По данному виду можно отметить большую разницу между начисленными к уплате налогами и поступившими, которая составляет 2 136 749 512 руб. Нужно подчеркнуть, что недоимка по данному налогу в течение всего периода является наиболее значительной среди всех других видов.
Следующими по величине являются налоги на товары, ввозимые на территорию РФ из республики Беларусь и Казахстан. Поступления по этим налогам являются возрастающими, и достигают максимального размера так же в 2015 году, и составляют 148 млн. руб.
На небольшую величину отличаются налоги на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ. Разница между НДС и налогами на товары, ввозимыми на территорию РФ из республики Беларусь и Казахстан составляет 6,5 млн. руб.
Остальные виды налогов значительно меньше вышеперечисленных, однако они являются не менее важными в общей структуре налогов, сборов и иных обязательных платежей, поступающих в доходы федерального бюджета РФ.
Выделим налоги, сборы и иные обязательные платежи, достигшие наибольшего значения среди остальных:
- налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
- налоги на товары, реализуемые на территории РФ;
- налоги на прибыль, доходы;
- налоги на товары, ввозимые на территории РФ из республики Беларусь и Казахстан.
Анализ начислений и поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в доходы федерального бюджета подтверждает данные, полученные при анализе отраслевых налоговых поступлений в бюджет. Согласно анализу форм отчетности 1-НОМ и 1-НМ, наибольшие поступления в бюджет обеспечивает такой вид деятельности, как добыча ископаемых и соответствующий вид налога; значимую роль так же занимает обрабатывающее производство, а также операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, облагаемые налогом на прибыль, доходы; а также оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и прочие виды деятельности, и соответствующий налог на товары, реализуемые на территории РФ [20].
Как видно из результатов проведенного анализа, высокий уровень налогообложения характерен для эффективных отраслей, что свидетельствует о дискриминационном характере государства к предприятиям рентабельных отраслей. Это приводит к тому, что самые эффективные предприятия не заинтересованы в расширении объемов своей легальной деятельности и увеличении рабочих мест, а стремятся к дроблению бизнеса и применению различных схем ухода от налогообложения, вплоть до перехода в теневой сектор [13].
2.2 анализ проблем и оценка перспектив налоговой политики РФ
Формирование основных направлений налоговой политики Российской Федерации осуществляется с целью составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период, и материалы Основных направлений следует учитывать как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.
Для построения перспектив налоговой политики РФ следует выделить проблемы не только в области налогового планирования, но также и в области бюджетного планирования. Для этого рассмотрим Основные направления налоговой и бюджетной политики на 2016 год и планируемый период 2017-2018 гг.
В связи с тем, что прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации, применяемые для формирования налоговой и бюджетной системы, подвергались существенной корректировке как по причине изменения основных тенденций развития экономики, так и в связи с необходимостью подготовки более реалистичных оценок, используемых для расчетов прогнозов и перспектив, можно говорить о наличии недостатков в налоговой политике.
Стоит отметить, что причины ухудшения значений основных макроэкономических параметров, обусловлены геополитической напряженностью в связи с ситуацией вокруг Украины: ужесточение санкций в отношении отдельных субъектов экономических отношений и целых отраслей российской экономики, финансовой инфраструктуры, негативно влияют на динамику ВВП [18].
В соответствии с Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации, анализ уровня и динамики налоговых доходов бюджетной системы РФ является важным с точки зрения общей конструкции налоговой системы, поскольку позволяет показать, что с ее помощью следует сглаживать колебания доходов, что требует настройки налоговой системы и различных подходов к налогообложению в различных секторах экономики [13].
Анализ, проведенный в пункте 2.1, а также анализ Основных направлений налоговой политики позволяет выделить ряд проблем, существующих в налоговой политике:
- сильная зависимость бюджета страны от нефтегазовой добычи полезных ископаемых. Согласно Основным направлениям данный вид налога формирует около трети от величины налоговых изъятий в ВВП;
- снижение уровня доходов от следующих видов налогов:
налог на доходы физических лиц (снижение составило 0,07% ВВП);
налог на прибыль организаций (2,76% ВВП);
3) противоречивость налоговой политики: на 2015 год было принято решение не повышать ставки акцизов на алкогольную продукции; начиная с 2016-2017 гг. предусмотрено повышение ставок акцизов на отдельные товарные группы. Схожая ситуация наблюдается при анализе ставок акцизов на табачную продукцию: с 2008 года минимальная ставка акциза была увеличена более чем в 7 раз.
4) анализ и сопоставление показателей налоговой нагрузки в разных странах, приведенный в Основных направлениях, показывает, что уровень налоговой нагрузки в экономике России (по данным МВФ) выше, чем в странах БРИКС и Евразийского экономического союза. Данный факт свидетельствует о том, что российская налоговая система менее конкурентоспособна, чем в указанных странах.
5) увеличение налоговых расходов - согласно ФНС России с 2011 года по 2013 год сумма налоговых расходов увеличилась в 1,3 раза;
6) уклонение налогоплательщиков от налогов с использованием низконалоговых юрисдикций (оффшоров);
7) несовершенство порядка учета средств в виде субсидий, полученных организациями [24].
На следующем этапе произведем анализ бюджетной политики и выделим существующие проблемы в соответствии с бюджетной политикой на 2016 год и планируемый период 2017-2018 гг.:
- слабая обоснованность бюджетных ассигнований, не соответствующее качество государственных программ, узость их использования в бюджетном планировании;
- низкая эффективность финансовых взаимоотношений с бюджетами субъектов РФ и местными субъектами;
- высокая степень зависимости бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ от трансфертов из федерального бюджета;
- низкая эффективность управления государственным долгом и государственными финансовыми активами [18, 24].
Таким образом, обобщим проблемы и выделим общие задачи, являющиеся первоочередными для исправления в соответствии с налоговой и бюджетной политикой в 2016 году и на планируемый период 2017-2018 годов:
улучшение инвестиционного климата и создание условий для экономического роста;
снижение расходов бюджетов бюджетной системы РФ;
совершенствование нормативно-правового регулирования;
повышение качества государственных программ;
повышение эффективности управления государственным долгом и государственными финансовыми активами;
снижение зависимости государственных внебюджетных фондов от трансфертов федерального бюджета;
повышение эффективности финансовых взаимоотношений с бюджетами субъектов;
достижение других стратегических целей социально-экономического развития страны, необходимо обеспечить эффективное и прозрачное управление общественными финансами [15].
Таким образом, государство всегда сталкивается с необходимостью решать две взаимоисключающие задачи: с одной стороны, значительно увеличить поступление налогов в бюджеты всех уровней, с другой стороны - уменьшить бремя на налогоплательщиков.
Проанализировав весь изученный материал по данной теме, можно сказать, что основной проблемой бюджетной политики является слишком медленное исполнение задач и мер в области бюджетной политики. В отношении налоговой политики следует отметить ее противоречивость несовершенство налоговых ставок, высокий уровень налоговой нагрузки в РФ.
Что касается перспектив, то следует говорить о том, что для Российской Федерации налоговая политика - это молодая самостоятельная часть финансовой политики, и, соответственно, говорить о грамотной налоговой системе ещё довольно рано. Тем не менее, правительство стремиться к её совершенствованию путём внесения различных изменений в нормативно-правовые акты, корректировки ставок налогов, созданием новых и проведением различных реформ в данном направлении. Согласно прогнозам социально-экономического развития России, увеличение налоговых доходов в бюджеты не планируется, чтобы не создать дополнительной нагрузки на налогоплательщиков. Однако, регулярно и ежегодно в сфере налогообложения будут проводиться структурные изменения в существующих налогах и порядке их уплаты в бюджеты [14].
2.3 Пути реформирования налоговой системы России
Выделив проблемы и перспективы бюджетной и налоговой политики на 2016 год и планируемый период 2017-2018 гг., перейдем к построению путей реформирования налоговой системы РФ. Неотъемлемой составляющей реформы налоговой системы является реформирование налоговой политики.
В связи с этим рассмотрим основные меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2016 году и плановом периоде 2017 и 2018 годов:
- легализация оффшорных капиталов и активов, и в том числе их возврат в Российскую Федерацию.
В рамках данной меры предполагается внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих добровольное декларирование физическими лицами имущества (счетов и вкладов в банках), и предоставление им государственных гарантий, направленных на непривлечение к уголовной, административной и налоговой ответственности в части нарушений налогового, валютного и таможенного законодательства.
- предоставление налоговых льгот "гринфилдам".
Предполагает право снижения ставки налога на прибыль до 10% вновь создаваемых предприятий строительства промышленного комплекса.
- уточнение порядка освобождения отдельных видов доходов от обложения налогом на доходы физических лиц.
Данная мера связана с необходимостью постоянной корректировки налогообложения доходов физических лиц с целью исключения необоснованных налоговых льгот.
Следует подчеркнуть, что действующая практика установления налоговых льгот без учета их целевой направленности и сложившихся диспропорций социально-экономического развития российских регионов снижает результативность предоставления налоговых льгот в силу того, что значительная часть их направлена не на стимулирование, а на оптимизацию встречных финансовых потоков [16].
- совершенствование порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость, акцизы, природные ресурсы.
- совершенствование налогового администрирования.
Включает в себя: создание института предварительного налогового контроля и оптимизацию перечня информации, не относящейся к налоговой тайне.
- борьба с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из налогообложения.
Глобальные внешние вызовы, в числе которых развитие новых финансовых технологий, мобильность капитала и рабочей силы, конкуренция налоговых режимов - все это стало причиной для активного использования налогоплательщиками различных способов законной и полузаконной минимизации своих налоговых обязательств путем использования различных инструментов международного налогообложения.
- налоговые аспекты улучшения инвестиционного климата на отдельных территориях России.
Данное направление планируется для реализации на территориях Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Республики Бурятия и Иркутской области. В случае соответствия необходимым критериям, участникам инвестиционного проекта будут предоставляться следующие льготы:
ставка налога на прибыль в размере 0% на десять лет реализации инвестиционного проекта;