Файл: Налоговая система РФ как фактор экономической стабилизации.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты налоговой системы
1.1. Понятие, структура налоговой системы и принципы ее построения
1.2 Нормативно-правовые основы формирования налоговой системы Российской Федерации
1.3 Налоговая политика как инструмент государственного регулирования экономики
Глава 2. Анализ, оценка налоговой политики и пути ее совершенствования.
2.1 Анализ форм отчетности федеральной налоговой службы России за 2013-2015 гг.
2.2 анализ проблем и оценка перспектив налоговой политики РФ
Введение
Одним из важнейших принципов регулирования экономики является то, что налоговая система способствует экономическому росту и социальной стабильности. В связи с этим налоговая система, представляющая собой совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, является одной из наиболее острых проблем современного государства, а ее разработка требует решения сложных задач.
Изучение темы "Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования" обусловлено наличием ряда проблем: несовершенство налоговой системы по причине неразработанности нормативно-правовой базы, наличие проблем в осуществлении налоговой политике и прочих.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что на данном этапе экономического развития разработка и создание налоговой системы, способной обеспечить устойчивость экономического роста страны, а также стабильность налоговых поступлений и рациональность их распределения является первоочередной задачей правительства любой страны.
Объектом изучения данной работы является состояние налоговой системы Российской Федерации. Предмет изучения - налоговая система и ее совершенствование.
Были использованы следующие методы исследования: применение системного и комплексного подходов, индукции и дедукции, анализа, синтеза и применение статистических методов.
В рамках данной работы анализируются различные подходы к определению налоговой системы, рассматриваются различные мнения о понятии и принципах системы. Таким образом, можно отметить, что различия в определении принципов позволяет государству на каждом этапе своего развития строить налоговые системы с учетом экономического состояния, отбирая принципы, которые наиболее актуальны для конкретных экономических условий.
Изучив законодательную составляющую формирования налоговой системы, можно прийти к выводу, что она обеспечена достаточным количеством нормативной документации, обеспечивающей не только единство, стабильность и эффективность налоговой системы, но и защиту прав и интересов налогоплательщиков и плательщиков сборов, что, безусловно, содействует развитию экономики России.
Целью курсовой работы является раскрытие понятия налоговой системы и проблем ее совершенствования в РФ. Для достижения цели были определены следующие задачи:
изучить различные теоретические подходы к определению понятия и выделению принципов построения налоговой системы;
выявить особенности нормативно-правовой базы налоговой системы;
проанализировать формы отчетности 1-НМ и 1-НОМ федеральной налоговой службы России за 2013-2015
определить проблемы, перспективы и пути реформирования налоговой системы РФ.
В целях написания курсовой работы была изучена следующая литература: Х.Б. Алиев "Налоги и налоговая системы Российской Федерации", В.Г. Пансков "Налоги и налогообложение", М.А. Данченко "Налогообложение", Налоговый кодекс Российской Федерации [2, 3, 23].
Важно отметить, что грамотно построенная налоговая система должна обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а также не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.
налоговая система российская реформирование
Глава 1. Теоретические аспекты налоговой системы
1.1. Понятие, структура налоговой системы и принципы ее построения
Приведения всех действующих налогов в строгую систему стало необходимостью еще при возникновении государства, которое нуждается в постоянном финансировании, а дальнейшее развитие рыночных отношений потребовало организацию соответствующей налоговой системы, что и в настоящее время представляет собой ключевую макроэкономическую задачу любого государства.
Современные авторы дают разные определения понятию налоговая система. Так, например, Б.Х. Алиев и Х.М. Мусаев определяют налоговую систему как систему общественных отношений, складывающихся в процессе установления, исчисления и уплаты налогов и сборов [2].
А.В. Щепотьев и С.А. Яшин дают следующее определение: совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему государства, которая является важнейшим механизмом системы государственного регулирования экономики [9].
Налоговый кодекс РФ определяет налоговую систему как совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства [23].
Рассмотрим трактовку понятия "налоговая система" зарубежными авторами. Так, например, налоговая система США определяется Молли Е. Шерлок как совокупность индивидуальных подоходных налогов, социальных налогов, налогов на заработную плату, а также акцизные сборы и налоговые льготы, являющихся основным источником доходов федерального бюджета [29].
Томас Поуп дает следующее определение понятию: налоговая система - совокупность раздельно формирующихся платежей двух уровней:
1 уровень - Доходы центрального Правительства формируются за счет подоходного налога, взносов в фонд социального страхования, налога на добавленную стоимость.
2 уровень - Доходы местных уровней власти формируются за счет налогов на коммерческую деятельность, муниципальных налогов, штрафов и пеней, а так же дотаций от центрального Правительства [30].
Описывая налоговую систему России, предлагается определять ее как единство составляющих ее элементов (налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей), которые находятся во взаимосвязи, обеспечивающей эффективность налогового регулирования экономики государства.
К налоговой системе, как и иной другой системе, предъявляется ряд требований, которым она должна соответствовать. К основным требованиям, относят рациональность, оптимальность и эффективность структуры налоговой системы, которая состоит из следующих элементов:
- уровни взимания налогов: федеральные, региональные, местные;
- виды налогов: прямые косвенные;
- ставки налогов: прогрессивные, пропорциональные, регрессивные;
- налоговые органы - государственная налоговая служба, налоговая полиция [1].
Так структура налоговой системы России представлена:
- уровнями взимания налогов: федеральные, региональные, местные;
- видами налогов: прямые косвенные;
- законодательной базой (Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, законы, подзаконные акты, инструкции, распоряжения, письма и прочее), определяющей функционирование налоговой системы;
- Федеральной налоговой службой РФ, Федеральной Таможенной службой РФ;
- субъектами налога (юридическими и физическими лицами) как основными участниками и носителями налогового бремени;
В США в свою очередь в сфере налогообложения занят единый орган - Служба внутренних доходов с региональными и окружными управлениями. В Великобритании сбор налогов возложен на Единую налоговую службу.
В экономической литературе также рассматриваются и разные принципы построения системы налогообложения (таблица 1.1).
Таблица 1. - Принципы построения налоговой системы
Автор |
Принципы |
А. Смит |
1) принцип справедливости; 2) принцип определенности; 3) принцип удобства для налогоплательщика; 4) принцип экономичности взимания. |
А. Вагнер |
1) принципы финансовой политики; 2) экономические принципы; 3) принципы справедливости; 4) принципы управления. |
Дж. Стиглиц |
1) экономическая эффективность; 2) административная простота; 3) политическая ответственность; 4) справедливость; 5) гибкость. |
К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бём-Баверк |
1) принцип прогрессивности в налогообложении; 2) принцип необлагаемого минимума. |
Налоговый кодекс РФ |
1) всеобщность; 2) равенство; 3) толерантность; 4) единство экономического пространства; 5) экономическая обоснованность; 5) ясность и точность. |
Таблица составлена автором на основе источников [10, 4, 23].
Впервые принципы построения налоговой системы сформулировал Адам Смит. В своем классическом сочинении он назвал четыре основных принципа, характеризующиеся следующим:
1) налог должен собираться со всех налогоплательщиков постоянно, т.е. "каждый гражданин обязан платить налоги сообразно своему достатку";
2) обложение налогами должно быть строго фиксированным, а не произвольным;
3) взимание налога не должно причинять плательщику неудобства по условиям места и времени;
4) издержки по изъятию налогов должны быть меньше, чем сумма самих налогов [10].
Развитие данные принципы получили в работе А. Вагнера. Он выделял следующие группы принципов построения налоговой системы:
- принципы финансовой политики: налоги должны удовлетворять требованиям достаточности и подвижности - обеспечивать средства для покрытия государственных расходов как в данный финансовый период, так и на длительный период;
- экономические принципы: надлежащий выбор источников налогов, достаточность обложения для покрытия финансовых потребностей общества, экономичность обложения и прочие;
- социальные принципы: всеобщность налогов, их прогрессивность, а так же равномерность и соразмерность обложения с платежеспособностью;
- принципы управления: определенность обложения, его удобность, стремление к минимизации издержек взимания [4].
Джозеф Стиглиц разработал пять принципов налоговой системы:
- следование эффективному распределению ресурсов;
- простота и дешевизна административной системы налогообложения;
- направленность системы на удовлетворение предпочтений государства и общества;
- соблюдение справедливости к субъектам налоговой системы;
- быстрое реагирование налоговой системы на изменяющиеся экономические условия [4].
Исследования представителей маржиналистской школы в области налогообложения привели к обоснованию таких принципов, как:
- прогрессивность в налогообложении, что подразумевает изменение ставки налога по мере изменения дохода налогоплательщика;
- необлагаемый минимум - доход, не облагаемый налогом, используемый для исправления непропорциональности обложения.
В настоящее время в Российской Федерации налоговая система основывается на принципах, закрепленных в налоговом кодексе, а именно:
1) всеобщность и равенство: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения;
2) толерантность: налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;
3) единство экономического пространства: не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, создающие препятствия легальной экономической деятельности физических лиц и организаций;
4) экономическая обоснованность: налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
5) ясность и точность: акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить [23].
Принципами построения налоговой системы Великобритании в настоящее время являются:
- справедливость: граждане Великобритании облагаются налогом пропорционально их способности платить:
Таблица 1. - Налоговые ставки Великобритании
Название групп |
Облагаемый доход |
Налоговая ставка |
Стандартное пособие |
до 11 фунтов |
0% |
Базовая ставка |
от 11 фунтов до 43,000 фунтов |
20% |
Повышенная ставка |
от 43,001 фунтов до 150,000 фунтов |
40% |
Добавочная ставка |
свыше 150,000 фунтов |
45% |