Файл: Фонд обязательного медицинского страхования РФ: функционирование и направления развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Охрана здоровья граждан представляет собой совокупность различных мер государства, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья человека, поддержание его активной, долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Поэтому медицинская помощь рассматривается как часть общей государственной системы охраны здоровья населения.

Страхование возникло и развивалось вследствие экономической необходимости защиты человека и его имущества от случайных опасностей.

Медицинское страхование гарантирует получение медицинской помощи, объем и характер которой определяется условиями договора медицинского страхования.

Развитию ОМС в последние годы уделяется особое внимание. Система обязательного медицинского страхования сделала колоссальный рывок в своем развитии. На сегодняшний день это слаженный механизм, который работает на основе общих принципов для всех участников этой системы. ОМС стало настоящей опорой для сферы здравоохранения РФ в целом. В настоящее время фонд обязательного медицинского здравоохранения обеспечивает финансирование нужд здравоохранения на 60%.

Проблема доступности медицинской помощи населению и повышению ее качества приобрели огромное значение в настоящее время. Сегодня назрела острая необходимость как модернизации медицинского оборудования, так и улучшение системы здравоохранения для обеспечения граждан доступной и качественной медицинской помощью, принятии комплекса мер по профилактике заболеваний.

Актуальность выбранной темы работы заключается в том, что обязательное медицинское страхование является важной социальной составляющей фондов страхования, и оптимизация расходов есть средство к нахождению стабильного пути финансированию медицинского страхования.

Целью курсовой работы является изучение сущности фонда обязательного медицинского страхования РФ: функционирование и направления развития.

Для достижения поставленной цели курсовой работы определен следующий круг задач:

- изучить теоретические аспекты сущности и деятельности фонда обязательного медицинского страхования РФ;

- проанализировать современное состояние фонда обязательного медицинского страхования в РФ;

- рассмотреть проблемы и перспективы развития Фонда обязательного медицинского страхования РФ.

Предметом исследования является Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.


Объектом исследования послужило изучение сущности и особенностей формирования Федерального фонда обязательного медицинского страхования и его роли в финансировании расходов на здравоохранение в РФ.

В работе использованы методы исследования: системного анализа, математические и статистические методы, сравнения, обобщения.

Научной базой исследования явились труды ученых, внесших вклад в изучение особенностей обязательного медицинского страхования Н.Г. Александрова, B.C. Андреева, К.С. Батыгина, С.Н. Братуся, Н.А. Вигдорчика, Ж.А. Горбачевой, Е.Е. Мачульской, Э.Г. Тучковой, М.Ю. Федоровой, В.Ш. Шайхатдинова и др.

Информационной базой для написания работы явились законодательные и нормативные акты РФ, периодическая печать, ресурсы Интернета, справочно-правовых систем «Консультант Плюс» и «Гарант», монографическая и учебная литература по рассматриваемой теме.

1. Теоретические аспекты сущности и деятельности Фонда обязательного медицинского страхования

1.1. Понятие, задачи и функции фонда обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является юридическим лицом, которое имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в организациях Центрального банка РФ и др. кредитных учреждениях, печать со своим наименованием, штампы и бланки. Право на получение бесплатной медицинской помощи подтверждает полис обязательного медицинского страхования.

При наличии данного документа застрахованный гражданин имеет право обратиться в такие медицинские организации, как [19, с. 37]:

– поликлинику, к которой приписано застрахованное лицо;

– травматологические отделения;

– стоматологические клиники;

– онкологические отделения, диспансеры;

– кожно-венерологические диспансеры;

– стационары, участвующие в программе ОМС.


В настоящее время полис ОМС документ, являющийся обязательным для предоставления при обращении в медицинские организации. При отсутствии этого документа гражданин имеет право на оказание медицинской помощи исключительно на платной основе.

В перечь бесплатных медицинских услуг включаются: инфекционные и паразитарные болезни, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита; новообразования; болезни эндокринной системы; расстройства питания и нарушения обмена веществ; болезни нервной системы; болезни крови, кроветворных органов; отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм; болезни глаза и его придаточного аппарата и т.д.

К основным задачам ФОМС относятся [19, с. 38]:

- финансовое обеспечение в соответствии с установленными законодательством РФ прав граждан на получение медицинской помощи за счёт средств, накопленных ФОМС;

- обеспечение финансовой устойчивости структуры ОМС, создание условий, выравнивающих объём и качество оказываемых медицинских услуг, которые предоставляются на территории РФ в рамках базовой программы ОМС;

– аккумулирование денежных средств с целью создания финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

Функции Федерального фонда обязательного медицинского страхования:

– выполняет выравнивание условий деятельности территориальных ФОМС в финансовом плане;

– составляет и в установленном порядке вносит предложения о размерах взносов на ОМС;

– аккумулирует в установленном порядке финансовые средства Фонда обязательного медицинского страхования;

– в соответствии с установленным порядком осуществляет выделение средств территориальным фондам ОМС для реализации программ;

– выполняет контроль за полным и своевременным поступлением страховых взносов на ОМС;

– контролирует целевое и рациональное использование средств, выделенных медицинским учреждениям с помощью проведений целевых проверок и ревизий;

– принимает участие в реализации базовой программы ОМС;

– производит сбор и анализ информации и представляет материалы Правительству РФ;

– в установленном порядке осуществляет подготовку специалистов для системы ОМС;

– ежегодно в определенном порядке представляет в Правительство РФ проекты федеральных законов, связанных с утверждением бюджета Федерального ФОМС на соответствующий год и отчет о его исполнении. Бюджет ФОМС.


Согласно Конституции РФ каждый гражданин имеет право на сохранение здоровья с помощью использования бесплатных медицинских услуг. Страховые взносы, уплаченные работниками, аккумулируются в государственных внебюджетных фондах и должны быть направлены на создание благоприятных условий жизни граждан, нехватка средств в данных фондах способствует недостаточному уровню оказания должной помощи гражданам, поэтому проблема сбалансированности бюджета внебюджетного Фонда обязательного медицинского страхования РФ является весьма актуальной темой.

По информации, представленной на официальном сайте, ФОМС РФ определяется следующим образом: «Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования». Статья 146 Бюджетного кодекса РФ гласит, что доходная часть ФОМС складывается из: налоговых и неналоговых доходов (в большей степени страховых взносов), а также безвозмездных поступлений.

1.2. Источники формирования бюджета фонда обязательного медицинского страхования

Одним из важнейших аспектов деятельности современных государств является политика в социальной сфере. Социальная сфера имеет в своем составе такие важнейшие компоненты как медицина и образование. Социальные гарантии в различных странах декларируются в ключевых правовых актах, таких как Конституция страны и федеральные законы.

В нашей стране бесплатная медицина гарантирована населению статьей 41 Конституции РФ. Наряду с основным документом нашей страны правовые основы финансирования бесплатной медицины определены базовыми принципами законодательства России об охране здоровья граждан, а так же федеральным законом "О медицинском страховании граждан в РФ".

В современной России в финансировании государственного здравоохранения имеются три основных источника: бюджеты регионов, средства ОМС и федеральный бюджет. Из этих ключевых источников и формируется государственное финансирование медицины, в частности программа государственных гарантий. При этом важно отметить, что от качества управления финансированием здравоохранения России зависит продуктивность этой сферы в целом.


В современной России, в связи с кризисными явлениями в экономике, у государства значительно снизились возможности для бесплатной медицины. Число больниц и поликлиник в РФ сократилось, государственное финансирование стало неупорядоченным и запутанным. Правительство РФ использует законы для определения источников финансирования медицины в зависимости от потребностей населения и основных отечественной экономики.

По расчетам экспертов расходы на бесплатную медицину в процентах от ВНП (валового национального продукта) в 2016 г. составило 3%, при этом доля финансов обязательного медицинского страхования (ОМС) была на уровне чуть менее 60%, суммарная доля бюджетов регионов России составила 24%, а государственного бюджета около 17% [2]. Следует подчеркнуть, что в современной практике бюджетирования практически все финансовые ресурсы ОМС формируются на федеральном уровне, а именно в Федеральном фонде ОМС (ФОМС). Средства ФОМС складываются главным образом из двух ключевых источников:

– взносов на неработающее население, поступающих из бюджетов субъектов РФ;

– взносов на работающее население, которые составляют 5,1% от фонда оплаты труда.

Далее средства, консолидированные в ФОМС, передаются в территориальные фонды ОМС (ТФОМС). При этом дополнительно в эти ТФОМС регионы выделяют дотации в связи с тем, что, которые распределены на уровне федерального бюджета, часто не хватает на решение основных задач здравоохранения. Из финансовых ресурсов ОМС в нашей стране оплачивается основная масса видов медицинских услуг по программе гарантий государства. Специалисты Всемирной Организации Здравоохранения полагают, что для решения ключевых вопросов медицины затраты общества должны быть не менее 7-9% ВНП, а для полного и качественного удовлетворения потребностей общества в медицинском обслуживании не менее 12% ВНП.

Россия выделяет на решение задач здравоохранения всего около 3% ВНП, что значительно меньше мировых стандартов, задаваемых ВОЗ, и такое ограниченное финансирование создает целый ряд проблем, не позволяющих создать в нашей стране качественную систему бесплатных медицинских услуг. Однако как следует из мировой практики уровень затрат общества на здравоохранение сразу не решает автоматически все задачи, стоящие перед государством. Для решения подобных вопросов важнейшее значение имеет продуктивность и продуманность, с которой ведутся затраты на бесплатную медицину.

Чтобы раскрыть механизм финансирования здравоохранения в РФ, необходимо разобраться в сущности государственного бюджета, как основного источника средств для решения задач бесплатной медицины. Итак, бюджет, в общем смысле, это схема расходов и доходов, утверждаемая на определенный срок (месяц, квартал, год) и выражаемая в денежной форме. Так, бюджетным годом в общепринятой практике считается календарный год с 1 января по 31 декабря.