Файл: Фонд обязательного медицинского страхования РФ: функционирование и направления развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Деятельность государства по созданию, обсуждению, формированию и утверждению бюджета называется бюджетным процессом. Финансирование бесплатной медицины в России является одним из основных аспектов бюджетного процесса. Таким образом, финансирование здравоохранения в нашей стране является одним из ключевых элементов государственной политики в целом и регионов в частности. От уровня финансирования такой важной сферы зависит успешность развития России и решение ею ключевых задач.

2. Анализ современного состояния Фонда обязательного медицинского страхования и перспективы его развития в РФ

2.1. Характеристика финансового состояния и деятельности Фонда обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования обеспечивает финансовую устойчивость всей системы обязательного медицинского страхования на основе выравнивания условий финансирования территориальных программ. Одной из важнейших задач системы обязательного медицинского страхования является обеспечение финансовой устойчивости.

Эффективное функционирование территориальных фондов обязательного медицинского страхования напрямую зависит от полноты сбора страховых взносов, которые являются главной составляющей финансового обеспечения здравоохранения. Для этого была создана эффективно функционирующая система учета и контроля за полным и своевременным перечислением работодателем страховых взносов на медицинское страхование работающих граждан, регистрацией плательщиков страховых взносов, а также основных направлений расходования средств.

Расходы фонда обязательного медицинского страхования включают в себя расходы:


- на медицинское обслуживание населения в лечебных и оздоровительных учреждениях;

- оказание медицинской помощи инвалидам, находящимся в домах инвалидов и домах престарелых;

- оказание помощи учреждениям, которые занимаются лечением наркозависимости,

- расходы на борьбу с ВИЧ-инфекцией по целевым программам, в том числе и детей;

- финансирование расходов по борьбе с туберкулезом;

- строительство и оснащение медицинских центров различного профиля;

- содержание фонда;

- расходы, связанные с международным сотрудничеством, научно-исследовательской работой.

Органы власти в России заявляют о постоянном росте расходов на здравоохранение. Так, по данным Минздрава, консолидированный бюджет на здравоохранение в РФ увеличился за десятилетие с 2006 по 2016 гг. в 4,2 раза – с 690 млрд. до 2866 млрд. руб. Однако в расчет берутся абсолютные значения, без учета инфляции. Оптимизация российской системы здравоохранения в действии». Согласно официальным данным об уровне инфляции, рубль с 2006 г. обесценился в 2,6 раза. Таким образом, рост расходов на здравоохранения в сопоставимых ценах составил не более 60% (рис. 1). Однако и эти данные не отражают реального положения в отрасли.

Рисунок 1 - Доля расходов на здравоохранение в России в ВВП

Доля расходов на здравоохранение от ВВП в России находится сегодня на уровне 2006 года – 3,6% (что несколько ниже среднего показателя за период 2005-2017 годов, достигающего 3,7%).

Таким образом, за последние 10 лет Россия не сумела увеличить расходы на эту сферу относительно объема национальной экономики и приблизиться к рекомендуемому показателю ВОЗ – 6%, констатируют в ЦЭПР.

В современных условиях активная модернизация системы медицинского страхования относится к числу наиболее острых и актуальных проблем, требующих скорейшего решения. Так, в соответствии со «Стратегией национальной безопасности РФ до 2020 г.», модернизация системы обязательного медицинского страхования определена в качестве одной из стратегических целей обеспечения национальных интересов государства и противодействия угрозам в сфере здравоохранения.

Реализация программ модернизации здравоохранения в субъектах РФ в ее активной фазе в период 2012-2014 гг. позволила перейти на новые принципы организации системы медицинского страхования, придав соответствующий импульс активизации научных исследований в области управления и финансирования медицинского страхования.


Вместе с тем многообразие остающихся проблем в организации обязательного и добровольного медицинского страхования, многовариантность и неоднозначность их практического решения, свидетельствуют о необходимости дальнейшего развития методологии и разработки практических рекомендаций, повышения эффективности функционирования и финансирования медицинского страхования в России.

В условиях недостатка прямого бюджетного финансирования в России роль системы медицинского страхования в финансировании здравоохранения резко возрастает. В структуре расходов на здравоохранение существенное значение имеет бюджет фонда ОМС. Увеличение доходов ФОМС в последние годы произошло за счет пересмотра тарифа страхового взноса c 3,1 % до 5,1 %.

Проанализировав доходы и расходы ФОМС; сопоставим данные показатели. Для этого обратимся Таблице 1.

Таблица 1 - Сравнительный анализ доходов и расходов бюджета ФОМС, млн. р.

Год

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Темп роста, % 2016 к 2012 году

Доходная часть бюджета

966542

1101351

1250545

1573543

1657620

171,5

Расходная часть бюджета

932158

1048723

1268658

1638815

1590151

170,5

Величина дефицита / профицита бюджета

38384

52628

- 18113

- 65272

67469

175,7

Недостаток поступлений в фонд в 2014, 2015 годах и превышение расходов над доходами, определил дефицит фонда в размере 18113 млн. и 65272 млн. руб. С 2016 года, ситуация изменилась из - за принятых мер по улучшению финансового обеспечения программ и их реализации, и проводимых мероприятий по модернизации отраслей здравоохранения регионов. В целом дальнейшими направлениями развития фондов ОМС, ФСС, Пенсионного фонда России, лежит в необходимости эффективного формирования и рационального использования ресурсов государственных Фондов. Основные параметры бюджета фонда ОМС на период 2016-2017 гг., представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016-2017 гг.

Наименование

Бюджет, млрд. руб.

2016 год

2017 год

Численность населения, млн. чел.

146,1

146,1

Фонд заработной платы

20 420

22 259

Доходы:

1 706,5

1 804,1

Страховые взносы на ОМС:

Работающего населения

1 063,8

1 159,1

Неработающего населения

617,3

643,9

Трансферты из федерального бюджета

25,4

1,1

Расходы:

1 758,3

1 804,1

Субвенция на выполнение территориальной программы ОМС

1 494,0

1 667,61

Родовой сертификат

19,0

19,0

Нормированный страховой запас

В том числе оплата высокотехнологичной медицинской помощи

114,5

99,5 1

667,6

116,7

Дотация Федеральному бюджету

130,0

-

Привлечение остатков для устранения дефицита

51,7

0

Подушевой норматив финансирования, руб.

8 727,2

9 741,2


Разработка бюджета ОМС – непростая процедура ввиду того, что социально-экономическая ситуация в нашей стране нестабильна. Основная часть доходов (в 2016 г. – 98,5%, в 2017 г. планируется 99,9%) будет обеспечена поступлениями страховых взносов на ОМС работающего населения и страховых взносов на ОМС неработающего населения.

Также из данных таблицы следует, что зависимость бюджета Фонда от федерального бюджета сведена к минимуму. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета поступают только на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением отдельным категориям плательщиков льготного тарифа на уплату страховых взносов на ОМС работающего населения.

Размер указанного трансферта на 2016 г. утвержден – 25,4 млрд. руб., на 2017 г. – 1,1 млрд. руб. В структуре доходов доля взносов на обязательное медицинское страхование работающих граждан возрастет с 61% в 2015 г. до 64% в 2017 г., неработающих граждан – сократится на 2 процентных пункта [18]. Общий объем доходов бюджета Фонда составил в 2016 г. - 1706541180,8 тыс. руб., в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 25431000,0 тыс. руб., и в 2017 г. в сумме 1804126893,0 тыс. руб., в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 1093835,5 тыс. руб. (рис. 2).

На основании данных, представленных на рисунке, можно сделать вывод, что основной составляющей доходов Фонда ОМС являются страховые взносы на обязательное медицинское страхование (больше 50%).

Рисунок 2 - Структура доходов бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования на 2016-2017 гг.

Расходование средств Федерального ФОМС направлено исключительно на цели, которые определены законодательством РФ, регламентирующим его деятельность, в соответствии с бюджетом, утверждённым федеральным законом. Общий объем расходов бюджета Фонда на 2016 г. составил 1 706,5 млрд. руб. и на 2017 г. планируется в размере 1804,1 млрд. руб. В 2016 г. по сравнению с предыдущим годом расходы возрастут на 83 млрд. руб. (на 5%), в 2017 г. – на 45,8 млрд. руб. (на 3%) [18] (табл. 3).

Таблица 3 - Показатели расходов бюджета ФОМС на 2016-2017 гг.

Показатели

2016 год

2017 год

млрд. руб.

в % к итогу

млрд. руб.

в % к итогу

Расходы, всего

1 758,3

100,0

1804,1

100,0

В том числе:

Здравоохранение

1 757,6

99,96

1 803,4

99,97

Общегосударственные вопросы, образование, социальная политика

0,73

0,04

0,76

0,03


За счет средств бюджета Фонда ОМС финансируются профилактические мероприятия, которые направлены на пропаганду здорового образа жизни и на реализацию государственной политики по снижению уровня смертности населения и т.д. (рис. 4).

Рисунок 3 - Структура расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016-2017 гг.

Из данных, представленных на рисунке, следует, что субвенции составляют большую часть расходов Фонда ОМС. За счет субвенции финансируется высокотехнологичная медицинская помощь, которая включена в базовую программу ОМС. Большой скачок в динамике развития высокотехнологичной помощи произошел за счет средств ФОМС. С 2014 г. наиболее популярных 459 способов высокотехнологичной медицинской помощи финансируются в рамках базовой программы ОМС.

В 2016 г. на эти цели в бюджете ФОМС потрачено 96,7 млрд. руб., что на 14,6 млрд. руб., или на 18%, больше средств, потраченных в 2015 г. Из общего объема указанных средств 90,7 млрд. руб. направились в федеральные медицинские учреждения, подведомственные федеральные органы исполнительной власти и 6 млрд. руб. – на выполнение расходных обязательств субъектов РФ, связанных с высокотехнологичной медицинской помощью (рис. 4).

Рисунок 4 - Финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи из бюджета Федерального фонда ОМС

Базовая программа ОМС включает в себя первую неотложную скорую помощь. Также в программу входит и медицинская помощь, в ряде определенных случаях. Правительство Российской Федерации имеет право дополнять перечень заболеваний и состояний, которые включаются в базовую программу.

При рассмотрении уровня доходов Федерального Фонда обязательного медицинского страхования можно наблюдать положительную тенденцию.

Основная часть доходов формируется за счет поступления страховых взносов на ОМС работающего, а также неработающего населения. Также такой рост доходов связан и с присоединением Севастополя и Республики Крым, что соответственно увеличило количество застрахованных граждан, а значит и поступлений в фонд. Чтобы оценить состояние обязательного медицинского страхования в России необходимо рассмотреть и расходную часть бюджета ФФОМС. Большая часть расходов отчисляется на субвенции для исполнения территориальных программ ОМС. Также объем направляемой субвенции на финансовое обеспечение территориальных программ ОМС обеспечит реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 в части повышения заработной платы медицинских работников.