Файл: Фонд обязательного медицинского страхования РФ: функционирование и направления развития.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты сущности и деятельности Фонда обязательного медицинского страхования
1.1. Понятие, задачи и функции фонда обязательного медицинского страхования
1.2. Источники формирования бюджета фонда обязательного медицинского страхования
2.2. Проблемы и перспективы развития Фонда обязательного медицинского страхования
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования ˗ один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. На сегодня система ОМС России позволяет реализовывать конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинское обслуживание. По данным официального сайта Федерального Фонда Медицинского Страхования число лиц на 01.04.2017 г. составляет 146,4 млн. человек.
2.2. Проблемы и перспективы развития Фонда обязательного медицинского страхования
На данный момент в системе ОМС наблюдается ряд проблем, которые требуют немедленного вмешательства. К ним относятся: недостаточное финансирование Фонда, отсутствие единых стандартов медицинской помощи и контроля качества оказания медицинской помощи, отсутствие полноценного персонифицированного учета.
Особое значение приобрела проблема совершенствования и доступности медицинской помощи гражданам, модернизация ОМС стала крайне необходимой. Дальнейшее реформирование системы ОМС зависит от построения единой системы персонифицированного учета оказания услуг медицинской помощи. Именно это внедрение является основополагающим, так как только на уровне индивида представляется возможность связать воедино всю имеющуюся в наличии информацию, которая отражает различные аспекты экономической информации, используемой при анализе и прогнозировании расходов на оказание медицинской помощи. Введение страховых механизмов ОМС должно поспособствовать изменению организации финансирования здравоохранения. Увеличение тариф на ОМС, приведет к росту налоговой нагрузки плательщиков. Для того, чтобы привлечь дополнительные средства в систему ОМС, необходимо внедрить новые механизмы управления расходами.
Следует совершенствовать деятельность медицинских организаций [16]:
1) из бюджета целесообразно финансировать лишь наиболее дорогостоящие и высокотехнологичные виды помощи и часть социально значимых услуг;
2) предоставить медицинским учреждениям больше хозяйственной самостоятельности для усиления их стимулов и повышения эффективности работы;
3) необходимо реализовать стимулирование эффективной работы медицинского персонала и осуществление оплаты труда в зависимости от качества и объема оказанных услуг;
4) предоставить бесплатные лекарства и лечения в условиях стационара. Финансовая проблема ОМС остается на данный момент крайне острой.
Можно выделить ряд причин, которые порождают низкий уровень обеспеченности граждан медицинской помощью за счет средств ОМС. Это такие причины макроэкономического уровня, как: низкие затраты на здравоохранение в структуре ВВП, рост нетрудоспособного населения и др. Так же, можно назвать и другие причины, в частности: недостаточно высокий уровень организации ОМС, низкие ставки тарифов страховых взносов и платежей, задолженность органов исполнительной власти по платежам на ОМС нетрудоустроенных граждан.
Одной из самых острых проблем, затрагивающих Обязательное медицинское страхование, является сокращение финансового обеспечения данной области. На сегодняшний день тариф страхового взноса в Фонд ОМС составляет 5,1% от фонда заработной платы, что не покрывает издержки на оказание медицинской помощи даже населению, имеющему работу, а большая часть граждан страны относится к безработным. В основном это дети, старики, инвалиды, которым медицинская помощь необходима чаще других.
Страховые взносы за неработающее население из финансов, выделенных бюджетом, приводят к дефициту средств на оказание противотуберкулезной, психиатрической и наркотической помощи, чего категорически нельзя допустить, так как при заболеваниях подобного характера медицинское вмешательство должно быть оказано незамедлительно.
Также в системе здравоохранения России возникает такая ситуация, когда большинство медицинских учреждений заинтересованы ни в снижении заболеваемости, а в увеличении числа пациентов. Данная проблема связана с получением большего дохода при большем количестве обратившихся в медицинскую организацию больных.
Еще одной проблемой ОМС является то, что в различных регионах работает огромное количество моделей ФОМС, что свидетельствует о несовершенстве нормативно-правовой базы в части создания единой модели обязательного медицинского страхования. Проблема достоверности информации о доходах и расходах бюджетных средств, поступивших в Фонд обязательного медицинского страхования, также затрагивает Фонд ОМС. Это связано с тем, что конкретные функции органов государственной власти по контролю над поступлениями и расходованием финансовых средств не закреплены законодательно.
Еще одна проблема, которая на сегодняшний день существует в системе обязательного медицинского страхование в России – это отсутствие персонифицированного учета медицинской помощи, которая оказана каждому застрахованному гражданину. Сегодня не существует методологии решения данной проблемы и построения самой организации персонифицированного учета. Еще больше мешает решению проблемы отсутствие единой работающей системы идентификации граждан.
Таким образом, первым шагом в устранении проблем обязательного медицинского страхования в России является создание персонифицированного учета оказанной медицинской помощи в системе ОМС. Этот фактор является основным, поскольку только на основе анализа обслуживания отдельного застрахованного гражданина можно объединить все аспекты деятельности системы обязательного медицинского страхования.
Для решения данной проблемы необходимо создать системы, которая будет собирать и обрабатывать огромные массивы данных, содержащих медицинскую и экономическую информацию, анализировать их, выполнять прогнозы. В результаты работы такой системы позволят оптимизировать расходы на предоставляемую медицинскую помощь. Однако, такую систему невозможно создать не собрав в единое информационное пространство существующие на данный момент информационные системы. Кроме этого модернизация отрасли неосуществима без изменения существующих механизмов финансирования.
Для достижения необходимого уровня и объема предоставляемой медицинской помощи, которые были бы обеспечены конкретным целевым источником финансирования, придется увеличить взимаемый со страхователей тариф на обязательное медицинское страхование. Этот вопрос находится в компетенции правительства Российской федерации. Для того, чтобы привлечь новые средства в систему обязательного медицинского страхования также необходимо создать новые механизмы, которые бы управляла расходными обязательствами, определяя стоимость страхового года. Для этого, в свою очередь потребуется определить понятие «стоимость страхового года», что является суммой денежных средств, которые страхователь (либо сам застрахованный) должен оплатить в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в текущем году для обеспечения возможности оказания медицинской помощи в рамках программы ОМС. При этом, стоимость страхового года должна устанавливаться в порядке, который определяется правительством Российской федерации. Данный список представленных проблем, конечно, не является исчерпывающим.
Для решения, вставших перед Фондом обязательного медицинского страхования проблем, создан «Перспективный план работы Федерального фонда ОМС на 2018 год», включающий в себя следующие направления [16]:
– реализация государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования;
– издание нормативных правовых документов и методических указаний;
– реализация региональных программ модернизации здравоохранения;
– реализация государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»;
– обеспечение финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования;
– участие в разработке программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
– ведение единого регистра застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования и мн. др.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что обязательное медицинское страхование является важнейшей составляющей жизни каждого гражданина, являясь надежным гарантом прав на получение бесплатной медицинской помощи. Переход к страховой медицине является свидетельством того, что Россия идет по пути мирового прогресса. Страхование предполагает гарантии не только для пациентов, но и для врачей, что позволяет действовать более предсказуемо, дает уверенность и перспективы для государства и общества в целом.
Целью бюджета является финансовое обеспечение всех типов медицинской помощи, которые входят в территориальные программы обязательного медицинского страхования, приоритетное внимание развитию здравоохранения и, в первую очередь, основного звена, гарантированное предоставление бесплатной медицинской помощи на всей территории РФ, повышение ее качества и доступности, дальнейшее развитие высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе которая в базовую программу обязательного медицинского страхования не включена, повышение оплаты труда медицинским работникам, укрепление кадрового потенциала в поселках городского типа, селах и в рабочих поселках. Реализация данных задач будет способствовать сбережению людей и умножению человеческого капитала как главного богатства России.
Формирование структуры и размеров расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017-2019 года реализуется исходя из необходимости концентрации расходов на выполнении приоритетного направления государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования, которые связаны с улучшением здоровья граждан на базе развития первичной медико-санитарной помощи, усиления профилактики здравоохранения, формирования здорового образа жизни, повышения качества и доступности медицинской помощи, создания условий, необходимых для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, мероприятий по охране материнства и детства. В целях обеспечения долгосрочной сбалансированности бюджета ФОМС в условиях абсолютного достижения целевых показателей повышения заработной платы медицинских работников, предлагается увеличение доходов бюджета, в том числе за счет: индексации тарифа страхового взноса незанятых граждан в 2018 году на 8,16 %.
Финансовая устойчивость ОМС – залог стабильности всей системы здравоохранения. Вот уже много лет все медицинские работники называют главной проблемой здравоохранения России ее недостаточное финансирование. Для того, чтобы добиться наибольшей эффективности в данном вопросе необходимо сфокусироваться на финансовых аспектах реформирования сферы здравоохранения. По мнению ученых, таковыми являются: установление баланса между государственными гарантиями обеспечения граждан медицинской помощью и финансовыми возможностями; создание устойчивости и прозрачности системы финансирования здравоохранения; увеличение через систему ОМС государственное финансирование здравоохранения; усиление регулирования государством платной медицинской помощи. Работа по совершенствованию финансирования системы ОМС активно ведется в научной сфере, где постоянно разрабатываются теоретические предложения и схемы действий, так же она ведется и в практической сфере, которая предлагает свои методы решения многочисленных проблем. Эффективность всей системы здравоохранения зависит от того, как будут решаться накопившиеся проблемы.
В настоящее время фондом ОМС ведется активная работа по следующим направлениям [16]:
- Принятие антикризисных мер, направленных на обеспечение населения качественной и доступной медицинской помощью;
- Формирование и реализация территориальных программ обязательного медицинского страхования;
- Проведение оценки финансового обеспечения медицинских организации в целях нормирования расходов по содержанию имущества;
- Реализация региональных программ модернизации здравоохранения;
- Научно-исследовательская работа, подготовка кадров для ФОМС и ТФОМС, международное сотрудничество в сфере обязательного медицинского страхования.
В заключение следует отметить, что работа по совершенствованию системы ОМС продолжает осуществляться как среди ученых, разрабатывающих теоретические предложения и схемы функционирования системы ОМС, так и среди практиков, предлагающих свои варианты решения проблем на основе опыта работы. Значимость данных разработок объясняется исключительной важностью и надобностью сферы здравоохранения, ведь от решения проблем, накопившихся в российской медицине, зависит, в конечном счёте, эффективность всей отечественной системы здравоохранения.