Файл: Инструкция по доступу прилагается к заданию в курсе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лабораторная работа № 2 «Параллельное соединение катушки индуктивности и конденсатора в цепях синусоидального тока. Резонанс токов»
по курсу «Теоретические основы электротехники 1»


Лекция 2.4. Мощность в цепи синусоидального тока. Коэффициент мощности. Уравнение баланса мощностей. Резонанс в электрических цепях.

Цель работы – исследование параллельного включения R, L, С элементов в цепи синусоидального тока при изменении ёмкости.

Задачи:

  • изучить условия возникновения и признаки резонанса токов;

  • научиться строить векторные диаграммы напряжений и токов, треугольники проводимостей и мощностей.



1. Порядок запуска виртуальной лабораторной работы (ВЛР)


1.1. Получите доступ к виртуальному рабочему столу. Инструкция по доступу прилагается к заданию в курсе.

1.2. Откройте на виртуальном рабочем столе папку «Лабораторные работы», выберите папку «Professional group», в ней запустите двойным щелчком программу Выполнить.

1.3. Одинарным щелчком выберите группу «Электротехника (для неэлектрических специальностей».

1.4. Из развернувшегося перечня выберите одинарным щелчком лабораторную работу «Параллельное соединение катушки индуктивности и конденсатора в цепях синусоидального тока. Резонанс токов».

1.5. По одинарному щелчку Вам доступны файлы ВЛР: Методические материалы и Виртуальная лаборатория (рис.1).



Рис.1. Файлы ВЛР

Выход из Методических материалов - (стрелка «влево» на зеленом фоне в левом нижнем углу экрана). Выход из Виртуальной лаборатории – клавиша F10.

!Используйте сочетание клавиш Ctrl+Alt, чтобы курсор мыши имел возможность свернуть или уменьшить размер окна виртуального стола. Тогда вы сможете работать и на своем компьютере за пределами виртуального рабочего стола, и возвращаться обратно (рис.2).




Рис.2. Личный рабочий стол и виртуальный.

2. Теоретическая часть


Если цепь, содержащую параллельно соединенные приемники Z1, Z2, Z3 (рис.3), подключить к источнику синусоидального напряжения (формула 1):



то токи всех приемников также будут изменяться по синусоидальному закону.



Рис.3. Параллельное соединение R, L, C элементов

Действующие значения токов ветвей можно определить по закону Ома (формула 2):



Ток в неразветвленной части цепи в комплексной форме определяется как алгебраическая сумма токов ветвей (формула 3):



Для электрической цепи, изображенной на рисунке 1, векторная диаграмма строится следующим образом (рис.4).

Произвольно выбираем направление вектора напряжения . Строим вектор , который совпадает с вектором напряжения . К концу вектора прибавляем вектор тока , который, в свою очередь, имеет активную и реактивную (индуктивную) составляющие. Активная составляющая вектора тока совпадает с вектором напряжения , реактивная – отстает от вектора напряжения на угол 90º. К концу вектора тока прибавляем вектор тока , который также имеет две составляющие: активная составляющая совпадает по фазе с вектором напряжения

, а реактивная (емкостная) – опережает вектор напряжения на угол 90º. Вектор тока в неразветвленной части цепи получим, соединив начало первого вектора с концом третьего .



Рис.4. Векторная диаграмма напряжений и токов

Ток в неразветвленной части цепи аналитически можно определить из треугольника ОАВ (рис.2) по теореме Пифагора (формула 4):



Если применим понятия активной и реактивной проводимостей, то ток в неразветвленной части цепи найдется по формуле 5:



где , , – активные проводимости ветвей; , – реактивные (индуктивная и емкостная) проводимости ветвей.

Если какая-то ветвь имеет активно-реактивный характер, то активная и реактивная проводимости определяются по формуле 6:



Треугольники проводимостей и мощностей подобны треугольникам токов, но стороны этих треугольников – скалярные величины (рис.5). Так для электрической цепи (рис. 3) треугольники проводимостей и мощностей будут подобны треугольнику ОАВ (рис.4).



Рис.5 Треугольники проводимостей и мощностей

Если в параллельной электрической цепи , то полная проводимость определяется по формуле 7:



Фазовый сдвиг между векторами напряжения и тока
, следовательно, два указанных вектора совпадают по фазе. Такой режим называют резонансом токов. Коэффициент активной мощности при резонансе . В режиме резонанса ток в неразветвленной части цепи становится минимальным. На практике подключение конденсатора параллельно катушке индуктивности используют для повышения коэффициента активной мощности.

3. Оборудование

3.1 Активные клавиши


Для работы в этой лабораторной работе применяются следующие клавиши (рис. 6):

W, S, A, D – для перемещения в пространстве;

F2, Е – аналоги средней клавиши мыши-манипулятора (при первом нажатии берется объект, при последующем - ставится);

Ctrl – присесть;

F10 – выход из программы.

Рис. 6. Активные клавиши клавиатуры и мыши-манипулятора

Левая клавиша мыши (1) - при нажатии и удерживании обрабатывается (поворачивается, переключается) тот или иной объект.

Средняя клавиша (2) - при первом нажатии (прокрутка не используется) берется объект, при последующем - ставится (прикрепляется). Правая клавиша (3) - появляется курсор-указатель (при повторном - исчезает).

Примечание: при появившемся курсоре невозможно перевести взгляд вверх и в стороны.

3.2 Оборудование для лабораторной работы




Рис. 7. Внешний вид лабораторного стенда

В лаборатории у стены находится стенд (рис.7) для проведения испытания. Стенд состоит вертикальной и горизонтальной панелей.

Вертикальная панель содержит элементы схемы и разделена на 2 зоны. Линиями красного цвета изображены провода, соединяющие схему.

На схеме присутствуют элементы управления (рис.8) - регулируемые сопротивления на 68 Ом. Изменение сопротивления происходит за один оборот (360°) - от 0 до 68 Ом.



Рис. 8. Одно из регулируемых сопротивлений

Элемент управления на панели №2 (рис.9) - набор конденсаторов с кнопками справа. Кнопка за одно нажатие «вжимается» внутрь и находится в таком состоянии до выключения. Общая емкость составляет сумму всех включенных кнопок. Красная кнопка - ключ: замыкает и размыкает схему. Если красная кнопка вдавлена внутрь - схема замкнута.




Рис. 9. Вид панели №2

На горизонтальной панели находится источник питания (рис.10) (от 0 до 220 В) переменного тока. Регулировка напряжения осуществляется при помощи поворотного регулятора (ЛАТРа) снизу источника. Для включения источника питания в работу необходимо:

  1. Включить сеть стенда (кнопка ВКЛ слева - загорится лампочка СЕТЬ, выключение - кнопкой ВЫКЛ).

  2. Включить кнопку под лампочкой (два положения: вдавлена внутрь - включено, загорается лампочка; не вдавлена - выключено).



Рис.10. Источник питания

4. Порядок выполнения работы


Запустите файл «Виртуальная лаборатория» из п.1.5.

4.1. На стенде собрана цепь по схеме рис.11.



Рис.11. Исследуемая электрическая цепь

4.2. Включите стенд в сеть. Включите источник питания.

4.3. Установите ЛАТРом напряжение и поддерживаете его неизменным в течение всего эксперимента.

4.4. Изменяя ёмкость батареи конденсаторов нажатием кнопок на панели №2, добейтесь резонанса тока в цепи (ток неразветвленной части цепи минимальный). Снимите показания приборов и занесите в таблицу1 (Бланк выполнения лабораторной работы № 2).

Таблица 1

Экспериментальные данные исследуемой электрической цепи



С, мкФ

Измеренные значения

U, B

I, A

I1, A

I2, A

I3, A

P, Вт

1.






















2.






















3.






















4.






















5.






















6.






















7.






















8.






















9.






















10.






















11.