Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Понятие и сущность налогов).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
Введение
Налоги представляют собой один существенных элементов, определяющих функционирование социально-экономической системы современного общества. За счет налогов государство обеспечивает финансирование важнейших общественных потребностей (поддержание системы управления, содержание армии, обеспечение порядка, образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д.). На собранные налоги строятся школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д. А также государство осуществляет целенаправленное регулирование производственно экономической деятельности предприятий и частных лиц. В современных государствах через налоги мобилизуется в казну и перераспределяется от 30 до 50% ВВП. «Налог – это материнская грудь, кормящая правительство», - отмечал еще Карл Маркс.[1]
Ни одно государство не может существовать без налогов. Налоги составляют финансовую основу существования государства, с помощью налогообложения происходит принудительное отчуждение части национального дохода в целях образования централизованных фондов денежных средств. В силу этого, налоговые отношения выделяются из общей массы общественных социально-экономических отношения; для них характерны признаки императивности и администрирования, свойственные функционированию государственного механизма.
В современном государстве применяется сложная система налогов, включающая до 40-50 их различных видов. Причиной такого большого количества являются их различные источники: зарплата, дивиденды по акциям, арендная плата, другие формы дохода на капитал, и объекты: доход, имущество, его передача, потребление, экспорт и импорт налогообложения. Налоговая система должна отвечать требованиям рыночной экономики, то есть системе стимулирующей, а не подавляющей экономический рост. От правильной организации налогообложения зависит успешное развитие и стабильность экономики государства.
Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.[2]
ГЛАВА 1. Понятие и сущность налогов
Налоги как основной источник образования государственных финансов известны с незапамятных времен. С изменением роли и значения налогов в экономической системе общества происходила эволюция во взглядах и на саму природу налога. В XVIIIв. преобладало мнение о том, что налог - это цена за оказываемые государством услуги своим гражданам. В XIX в. налог считался пожертвованием индивидуума в интересах государства. В ХХ в. основной была точка зрения о том, что налог - это принудительный взнос (сбор), взимаемый государством, который идет на покрытие общегосударственных потребностей на основе изданного закона.[3]
Определить налог можно как обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц для выполнения своих функций. Это один из основных источников пополнения бюджета государства.
В ст. 8 Налогового кодекса РФ записано «…под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».[4]
Налог представляет собой некую клеточку, маленькую частицу в общей организации такого явления в экономике, как налоговая система.
В специальной литературе можно ознакомиться с разными определениями налоговой системы. Иногда налоговую систему определяют как совокупность налогов, сборов, взимаемых государством, а также методов их установления, отмены взимания и контроля, что предполагает наличие налоговых органов, законодательной базы и иных элементов, составляющих налоговую систему.
По мнению редакции журнала «Российский налоговый курьер», «в настоящее время не существует общепринятого определения, полноценно описывающего налоговую систему России. Понятие «налоговая система» является более широким по сравнению с понятиями «система налогов и сборов» и «система налогообложения» и включает в себя, помимо собственно налогов и сборов, весь комплекс отношений, непосредственно связанных с налогообложением»[5]. С такой трактовкой трудно не согласиться.
Достаточно лаконичное определение налоговой системы представлено в одном из учебных пособий: «…налоговая система – это взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения»[6].
1.1 Классификация налогов
Существуют различные классификации налогов. Наиболее существенное значение для современной теории и практики налогообложения имеет классификация налогов по способу взимания на прямые и косвенные.
Прямые налоги – налоги, которые взимаются непосредственно налоги, взимаемые непосредственно с объекта налогообложения, в качестве которого может выступать доход или имущество. Подразделяются прямые налоги на личные (налоги на доход) и реальные (налоги с имущества). Реальные прямые налоги могут иметь в качестве объекта налогообложения как имущество, служащее источником дохода, так и имущество, не являющееся таковым.
Косвенные налоги – это налоги, которые включаются в цену товаров и услуг и тем самым переносятся на их конечного потребителя. Их плательщиком выступает производитель или торговец, а носителем налоговой нагрузки – покупатель[7].
Существует и другой вариант данных определения прямых и косвенных налогов;
Прямые налоги – подоходно-имущественные налоги, которые уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, исходя из знания величины объекта налогообложения, расчета налоговой базы и применения к ней налоговой ставки.
Косвенные налоги – налоги на потребление[8].
Чтобы увидеть и понять сущность прямых налогов, необходимо провести сравнительную характеристику прямых и косвенных налогов, которая представлена в Таблице 1
Таблица 1.1 Сравнительная характеристика прямых и косвенных налогов
Признак сравнения |
Прямые налоги |
Косвенные налоги |
Субъект правоотношений |
Бюджет и налогоплательщик |
Бюджет, носитель налога и юридический налогоплательщик |
Факторы определяющие величину налога |
Величина налогов зависит от финансовых результатов деятельности налогоплательщика |
Величина налогов зависит от финансовых результатов деятельности налогоплательщика |
Объект налогообложения |
Подоходно-поимущественные |
Обороты по реализации |
Современные представления о делении налогов на прямые и косвенные сложились в результате многовекового развития. Практика деления налогов на эти две группы сформировалась в ранние периоды развития европейской цивилизации. Уже в XVI в. этими терминами активно пользовались в хозяйственном обиходе. Но на первых порах отсутствовало удовлетворительное объяснение их различий. Миссию обосновать природу различий между прямыми и косвенными налогами вскоре приняла на себя зародившаяся финансовая наука[9]. Историческая эволюция представлений о принципах деления налогов на прямые и косвенные складывается из нескольких этапов, на каждом из которых названные различия объяснялись по-своему, исходя из ряда критериев:
- критерий перелагаемости;
- критерий способа налогообложения и взимания;
- критерий платежеспособности.[10]
В отличие от физиократов А. Смит считал, что доходы получают не только с земли, но и с капитала и труда. Отсюда — включение налогов на предпринимательскую прибыль и заработную плату, которые Смит считал переложными налогами в прямые налоги. Он определил косвенные налоги как налоги, падающие на расходы.
Английский экономист, философ и общественный деятель Джон Стюарт Милль (1806—1873) критерием считал намерение законодателя: прямой налог — это налог, который, по мнению законодателя, должен лечь на налогоплательщика; косвенный — это налог, который должен быть переложен налогоплательщиком на другое лицо. Того же мнения придерживался и Адольф Вагнер[11].
Итак, в соответствии с рассмотренным критерием окончательным плательщиком прямых налогов становится лицо, которое получает доход, окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.
Однако помимо деления налогов на прямые и косвенные в теории налогообложения встречается и другая классификация:
- прямые налоги;
- косвенные налоги;
- пошлины и сборы.
Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество, под косвенными – налоги на товары и услуги. В разряд пошлин и сборов Б.Х. Алиев включает все оставшиеся налоговые платежи, не вошедшие в два других раздела[12]. Как раз предоставленная классификация, на мой взгляд, является самой оптимальной, что в абсолютной мере отражает систему нынешних налогов.
Реальные налоги предусматривают вероятные итоги работы налогоплательщика. Так, налог на игорный бизнес введен с той же целью, собственно, что налог на вмененный доход. Вследствие того, что важная доля прибылей игорного бизнеса не предъявляется к налогообложению, не предусматривается при расчете налога на прибыль. Вследствие этого, законодатель установил налог в жестком объеме на любой игровой стол, игровой автомат, кассу тотализатора или букмекерской конторы.
Таким образом, группу реальных прямых налогов образуют: земельный, транспортный, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, единый налог на вмененный доход, налог на игорный бизнес. В группу прямых личных налогов включают налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на наследование или дарение.[13]
Глава 2. Прямые реальные налоги
2.1 Земельный налог
Налогоплательщиками налога считаются организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, владеющие земляными участками, признаваемые объектом налогообложения, на праве принадлежности, праве неизменного (бессрочного) использования или же праве бессрочного наследуемого владения.
Объектом налогообложения считаются земельные участки, находящиеся в границах городского образования, на земли которого введен налог.
Организации определяют налоговую базу самостоятельно в отношении каждого земельного участка как его кадастровую стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Индивидуальные предприниматели самостоятельно определяют налоговую базу в отношении участков, используемых для предпринимательской деятельности (ст. 391 Налогового кодекса РФ). Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель.[14]
Налоговый период: календарный год. Отчетные периоды: 1 квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования (органы власти городов федерального значения) вправе не устанавливать отчетный период.
Налоговая ставка устанавливается законами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) и не может превышать: