Файл: Сравнительная характеристика социального обеспечения Российской Федерации и стран Восточной Европы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 302

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во всех странах Восточной Европы, особенно после окончания Второй мировой войны, создано развитое и прогрессивное социальное законодательство. В современном его состоянии проявляются как новые тенденции, связанные с социально-экономическими преобразованиями конца 80-х - начала 90-х годов 20-го века, так и созданное до этого периода законодательство.

Каждая страна выбрала для себя определенное строение социального обеспечения, которое нам предстоит разобрать.

В Венгрии пакет социальных законов был принят в 1997 году: об обеспечении по социальному страхованию и праве на частную пенсию, о фондах обеспечения, о пенсионном обеспечении по социальному страхованию, о частной пенсии, об обслуживании по обязательному медицинскому страхованию. Новое законодательство снижает уровень социальных гарантий, т.к. повышено требование по пенсионному возрасту, особенно для женщин, проведен отказ от льгот в связи с условиями труда при пенсионировании, произошло снижение размера пособий и пр.

В Польше законами от 13.10.1998 о системе социального страхования и от 17.12.1998 о пенсиях из Фонда социального страхования внесены существенные изменения в пенсионное обеспечение прежде всего. Происходит переход к накопительной системе обеспечения пенсиями по старости, введена паритетность уплаты страховых взносов работодателем и застрахованным, изменен порядок расчета пенсий застрахованным, не включенным в накопительную систему пенсионирования. Законом от 25.06.1999 по-новому урегулировано обеспечение денежными пособиями в случае болезни и материнства. Внесены также изменения в специальные законы, касающиеся обеспечения в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием и другие законы.

В Болгарии принят Кодекс обязательного социального страхования и закон о защите при безработице и стимулировании занятости (1999,1997), а также закон о медицинском страховании (1998), закон о социальной помощи. В результате проведено полное обновление социального законодательства этой страны. Изменения произошли в пенсионном законодательстве: повышены требования при назначении пенсии по страховому стажу и возрасту, введена накопительная система пенсионирования, установлено правило о постепенном переходе к паритетной уплате страховых взносов в различные страховые фонды работодателем и работником.

В Чехии новыми законами решены 2 проблемы: пенсионирование и социальная поддержка. Новый закон о пенсиях повысил пенсионный возраст (особенно у женщин) и отказался от льгот при назначении пенсий и повышенного их размера в связи с условиями труда.


Введение новых законов и условий пенсионирования в Болгарии, Венгрии, Польше, Чехии предусматривает возможность применения в течение длительного переходного периода условий обеспечения пенсиями по нормам отмененного законодательства, если это более выгодно для выходящего на пенсию работника.

Румыния основной закон о пенсиях 1977 года изменила только в некоторых положениях в 90-е годы, продолжают действовать и иные старые законодательные акты (о предоставлении государственных пособий на детей, о предоставлении государственного материального обеспечения по государственному социальному страхованию), однако все они претерпели множество изменений и поправок.

Во всех странах общие акты дополняются специальными, касающимися отдельных категорий граждан, отдельных видов обеспечения. Массовая безработица потребовала во всех странах введения пособий по безработице, а расслоение общества привело к созданию социальной помощи малоимущим.

2.2 Социальное обеспечение для иностранных граждан в странах Восточной Европы и России



У иностранцев в России право на получение пенсий и социальных пособий возникает, как правило после определенного периода времени в данной стране: пенсионные фонды выплачивают пенсии из отчислений от работающих граждан, которые впоследствии будут также получать пенсии из молодого работающего поколения. Поэтому иностранные граждане в РФ и российские граждане за рубежом могут претендовать на получение пенсии в соответствующем государстве, если они в нем какой-то период времени работали и делали соответствующие отчисления.

Существует постановление Правительства РФ от 24.03.2003 N 167 (ред. от 25.05.2017) "О порядке представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации". Это постановление является правовой базой для социального обеспечение иностранцев в РФ.

У РФ со многими странами есть международные соглашения по вопросам социального обеспечения, устанавливающие принцип национального режима друг другу на принципе взаимности.

Медицинское обслуживание осуществляется за счет работодателя страны трудоустройства наравне с ее гражданами.

Что касается трудовых пенсий, в РФ согласно ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. постоянно проживающие иностранные граждане в РФ имеют право на трудовую пенсию наравне с россиянами, за исключением случаев, установленных в законе или международном договоре. Это означает, что для получения пенсии по старости иностранцы должны удовлетворять требованиям закона: достичь определенного возраста и иметь стаж не менее 5 лет страхового стажа. Причем в страховой стаж включаются периоды работы, которые выполнялись на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Периоды работы, которые выполнялись за пределами РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами.



Согласно другому ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10.12.1995 г. постоянно проживающие в РФ иностранные граждане имеют равные с российскими гражданами права на социальное обслуживание, если иное не установлено международным договором РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющих детей» от 30.12.2006 г. иностранцам и беженцам выплачиваются пособия на детей.

Что касается Восточной Европы, например в Чехии, получившие право на социальное обеспечение также как и обычные граждане защищены тремя системами:

  1. социальное страхование;

  2. государственное социальное пособие;

  3. социальная помощь.

При получении голубой карты (также синяя карта, EU Blue-Card) — удостоверение личности, подтверждающее наличие временного вида на жительство и права на трудоустройство на территории большинства стран Европейского союза у граждан третьих стран.

Виды социальных пособий в Чехии:

1. Пособие на ребенка;2. Пособие по уходу за ребенком; 3. Социальная доплата; 4. Пособие на жилье; 5. Единовременное пособие при рождении;6. Пособие на погребение; 7. Пособие по опекунству;

Более подробную информацию по каждому из описанных пунктов можно найти на сайте Министерства труда и социальных дел Чехии.

Список стран и размер пособий мигрантов для одного взрослого члена семьи в месяц:

Польша выплачивает в поддержку эмигрантов 16 евро ежемесячно. Мигранты получают также доплаты за детей. Лица, проживающие вне специальных центров для мигрантов, получают доплаты на жилье. Так в Польше такой человек может рассчитывать на сумму от 100$ (примерно 6 048 т. р. если семья из 4 человек) до 200$ (примерно 12000 т.р. если один) на человека.

2.3 Основные недостатки строения социального обеспечения России и стран Восточной Европы



В России на данный момент в системе социального обеспечения существуют такие проблемы как -

  1. Нарастающий дефицит всех 3 негосударственных фондов, который приходится компенсировать из федерального бюджета. Наиболее опасный при этом дефицит Пенсионного фонда РФ.

  2. Быстрый рост числа нетрудоспособных граждан, особенно по инвалидности.

  3. Неспособность негосударственных пенсионных фондов обеспечить действительный прирост страховой пенсии.

  4. Неэффективность расходования государственных средств на социальное обеспечение, коррупция, злоупотребления в сфере закупок.

  5. Низкое качество оказываемых медицинских услуг.


По совокупности это приводит к тому, что расходы на социальное обеспечение растут, доля ВВП на эти статьи увеличивается, а реальное улучшение съедается инфляцией. Наиболее ярко это тревожная тенденция наблюдается в сфере страховых пенсий и обязательного медицинского обслуживания.

В данный момент это решается тем, что, поднимается пенсионный возраст, ужесточается антикоррупционное действие в сфере государственного социального обслуживания, сфере госзакупок. Происходит реформирование системы обязательного медицинского обслуживания, поскольку значительная часть медучреждений не может обеспечить надлежащего качества медуслуг.

Но данные проблемы не являются загвоздкой только для России, сейчас с ними сталкиваются все страны Европы. И там приходится увеличивать пенсионный возраст, сокращать социальные расходы, увеличивать налоги.

Например, система социального обеспечения в Украине вообще не отвечает требованиям необходимого уровня социальной защиты населения. Это связано, как с общим социально-экономическим кризисом, так и с недостатками самой системы социального обеспечения. Ведь она до сих пор несет на себе отражение бывших административно-распределительных отношений. В частности, страховые взносы предприятий почти не основываются на оценке социальных рисков. Не учитывается состояние производственной среды, его влияние на отдельные группы работающих, а это уровень безопасности и вредности работы, уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, степень потери трудоспособности, численность пенсионеров, условия работы. Государству скоро придется либо увеличивать процент отчисления на пенсионный фонд и дополнительно вкладывать средства, либо продлевать работоспособный возраст. За короткий срок уровень безработицы в общем по Восточной Европе вырос с практически нулевой базы до критической отметки достаточно скоро эта возможность поглощения потенциально безработных оказывается исчерпанной. Ясно обозначились три пути эволюции безработицы в странах Восточной и Центральной Европы. В Польше, Венгрии и Чешской Республике спад, затронувший государственные предприятия, сопровождался мощным ростом частного сектора. В этих странах ключевой вопрос заключается в том, как далеко должно зайти сокращение занятости в государственном секторе и насколько устойчивым окажется рост частного сектора по завершении в экономике процесса перераспределения трудовых ресурсов. В Болгарии, и в меньшей степени в Словакии, сильное сокращение занятости в государственном секторе не сопровождалось равным по силе ростом частных предприятий. Поэтому ключевой вопрос здесь - не окажется ли та цена, которую общество платит за реформы в виде безработицы и экономического спада, слишком высокой в политическом плане, и не приведет ли это к их замедлению. В России, и
отчасти в Румынии, отсутствие жестких финансовых ограничений для государственных и полугосударственных предприятий позволяет им сохранять занятость.

Их государственная политика на рынке труда в большинстве стран сосредотачивается на пассивных мерах, вроде выплат пособий по безработице, и социальных пособий не имеющим работы длительное время. Большинство государств, столкнувшихся с проблемой безработицы, тратит значительные средства на программы страхования по безработице.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ




Социальное обеспечение правовой нормативный. В ходе данной работы были изучены основные положения, касающиеся социального обеспечения в странах Восточной Европы, а именно - Польши, Румынии, Болгарии, Венгрии, Украины и Чехии. В основу ответов на затронутые нами вопросов легли нормативно-правовые международные акты, а также нормативно-правовые акты соответствующих государств. Мы подробно описали существующие виды и системы пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования и другие институты государственной поддержки населения. Положение, сложившееся в этих странах, может в целом отражать общую картину социального обеспечения в Восточной Европе, но при этом сохраняя свои индивидуальные особенности. Например, такие как - размеры выплаты пособий, да и уровень жизни населения в целом. Подводя итог проделанной работе, хочется отметить, что наиболее схожим по своей структуре социальным обеспечением обладают Польша и Чехия, заметно превосходя в этом плане Россию и Украину.

Нами поставленные задачи были решены:

  1. Дать определение системе социального обеспечения, её функциям;

  2. Изучить характеристику современной системы социального обеспечения ряда зарубежных стран;

  3. Изучить современную систему социального обеспечения России.

Цель изучение двух разных социальных сфер была достигнута, был проведён анализ и выявлены слабые и сильные стороны социального обеспечения России и Восточной Европы.

Из нашей исследовательской работы были сделаны такие выводы:

  1. Социальное обеспечение Восточной Европы больше пользуется негосударственными фондами для обеспечения граждан в отличие от Российского;

  2. Российское социальное обеспечение более конструктивна и имеет большее от понятия система нежели страны Восточной Европы;

  3. Социальное обеспечение всех стран отмеченные в данной работе всё же имеют больше плюсов чем недочетов и имеют большое преимущество в развитии.