Файл: Сравнительная характеристика социального обеспечения Российской Федерации и стран Восточной Европы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 299

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Государственное пенсионное обеспечение.

Государственное пенсионное обеспечение часть пенсионной системы, посредством которой осуществляется пенсионное обеспечением отдельных категорий граждан, как правило, не подлежащих обязательному пенсионному страхованию. Государственное пенсионное обеспечение финансируется за счет ассигнований из федерального бюджета. Управление осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых граждане проходят федеральную государственную службу (гражданскую, военную) или службу в правоохранительных органах: Минобороны России, МВД России, ФСБ России, Минюст России, Генеральная прокуратура РФ, ФТС России и др. кроме того, управление осуществляет Минтруд России, ПФ РФ, федеральные суды и Судебный департамент при Верховном Суде РФ.

3. Дополнительное пенсионное обеспечение.

Дополнительное пенсионное обеспечение представляет собой часть пенсионной системы, в рамках которой осуществляется пенсионное обеспечение граждан, имеющих особые заслуги (перед государством, муниципалитетом, работодателем), сверх предусмотренного пенсионного обеспечения по обязательному пенсионному страхованию или государственному пенсионному обеспечению.

Финансирование данной части пенсионной системы образуют:

  1. Бюджеты всех уровней (федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты);

  2. Средства организаций-работодателей;

  3. Средства негосударственных пенсионных фондов;

Управление также осуществляют ПФ РФ, Минтруд России, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, органы управления организаций-работодателей, негосударственные пенсионные фонды.

1.2 Структура строения социального обеспечение стран Восточной Европы



Разберём структуру социального обеспечения на примере трёх стран. Чехии, Бельгии и Польши.

Постепенно, развиваясь, система социального обеспечения стран Восточной Европы охватывает уже всех граждан, а иногда даже иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории страны.

Граждане Чехии, получившие право на социальное обеспечение, в случае необходимости защищены тремя системами:

1. социальное страхование;

2. государственное социальное пособие;

3. социальная помощь;

Данные три системы образуют взаимосвязанное и взаимно дополняющееся целое.

Управление и принятие решений по выплатам со средств социального страхования осуществляют районные управления социального обеспечения (OSSZ), в Праге - Пражское управление социального обеспечения (PSSZ), его территориальные отделения и Чешское управление социального обеспечения в Праге, которое руководит работой OSSZ и PSSZ.


Выплату государственного социального пособия осуществляют центры занятости, а выплату пособия по бедности уполномоченные муниципалитеты (городские администрации) по месту жительства.

В Чешской Республике программа государственного социального страхования основывается на непосредственном участии каждого гражданина в этой программе и его регулярных взносах. Собранные взносы формируют фонд социального страхования, из которого производятся выплаты пенсий по старости, полной и частичной инвалидности, пособия вдовам, вдовцам, а также сиротам.

Право на выплаты физическому лицу в системе обязательного пенсионного страхования в Чешской Республике не обусловлено гражданством в смысле гражданства государственного, ни с постоянным местом жительства на территории Чехии, но участием в чешском пенсионном страховании. Иными словами, главным критерием права на пенсию является период пенсионного страхования.

В Чехии право получать пособия по возрасту (пенсию) имеет тот, кто платил социальное страхование в течение 25 лет и достиг пенсионного возраста. Или после достижения возраста 65 лет социальное страхование насчитывало не менее 15 лет.

Пенсионным возрастом в Чехии считается:

  • у мужчин 60 лет;

  • у женщин 53 года, если вырастила пятерых детей;

  • 54 лет, если вырастила трех или четырех детей;

  • 55 лет, если вырастила двух детей;

  • 56 лет, если вырастила одного ребенка;

  • 57 лет у бездетных.

Размер пенсии складывается из двух частей: основной и процентной. Основная часть пенсии одинакова для всех и составляет с 1 августа 2008 года 2 170 крон ежемесячно. Примерно (5 598 в рублях)

Процентная часть пенсии как раз и зависит от количества лет пенсионного страхования до момента выхода на пенсию, и составляет в настоящее время (с 31.12.2008) 4,4% от «расчетного уровня зарплаты». «Расчетная зарплата» рассчитывается индивидуально в соответствующих территориальных социальных службах. При расчете периода страхования учитываются, например, годы учебы, период без работы, если гражданин состоял на учете как безработный, служба в армии и т.д.

Обязанность платить социальное страхование возложена лишь на работодателей. Для всех остальных категорий граждан социальное страхование является добровольным.

Социальное обеспечение осуществляется в первую очередь в форме обязательного социального страхования, которое организационно часто делится по контингенту застрахованных и направлениям деятельности. В большинстве стран кроме общей системы социального страхования работающих по найму функционируют отдельные системы социального страхования крестьян, самостоятельно хозяйствующих лиц, лиц свободных профессий. Значительная часть социального обеспечения выделяется как особое направление социальной деятельности государства и осуществляется за счет специальных государственных фондов. К ней относится пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним категорий лиц; особо развита система социальное помощи. Государство участвует своими средствами в некоторых страховых фондах или при обеспечении этими фондами некоторых категорий граждан (например, участников Второй мировой войны).



В статье 67 Конституции Польши написано: «1. Гражданин имеет право на социальное обеспечение в случае нетрудоспособности вследствие болезни или инвалидности, а также по достижении пенсионного возраста. Объем и форы социального обеспечения определяет закон. 2. Гражданин, остающийся без работы не по собственному желанию и не имеющий других средств существования, имеет право на социальное обеспечение, объем и формы которого определяет закон». Медицинское обслуживание в Польше. Согласно Закону о социальном страховании от 13 октября 1998 года, предусматривается принцип равенства всех застрахованных, невзирая на их национальную принадлежность. Все, кто имеет постоянную работу в Польше, то есть работает на основании трудового договора или договора-поручения, подлежит страхованию Национальным фондом здравоохранения (NFZ - Narodowy Fundusz Zdrowia). Работодатель обязан уплачивать взносы на социальное страхование за всех работников в период действия трудового договора до момента его расторжения или прекращения срока действия. После расторжения трудового договора страхованием занимается Управление социального страхования (Zaklad Ubiezpieczen Spolecznych). В государственную систему Польши входят поликлиники и больницы, также действуют частные медицинские учреждения. Частные консультационные кабинеты врачей практически всех специальностей распространены во всех городах страны. Кроме того, существуют и клиники, где производятся платные специализированные процедуры и операции. При отсутствии страхового полиса медицинское обслуживание в Польше платное. Но Вы обязательно получите первую медицинскую помощь и помощь в чрезвычайных ситуациях абсолютно бесплатно. Также вам придется оплатить вызов скорой помощи при условии, если его сочтут необоснованным.

В Бельгии правительство, предприниматели и профсоюзы пытаются найти пути сокращения огромного дефицита бюджета социального обеспечения. Меры, предпринимаемые правительством направлены на установление более жесткого контроля за расходованием государственных средств на социальное обеспечение, сокращение финансовых потерь в этой сфере, связанных с коррупцией и чрезмерной бюрократизацией. Представляются налоговые льготы для стимулирования создания негосударственных пенсионных фондов. При назначении пособий практически во всех странах проводится проверка нуждаемости претендентов на их получение. Становятся платными некоторые социальные услуги, ранее предоставлявшиеся населению бесплатно. В некоторых странах рассматривается вопрос о повышении пенсионного возраста.


1.3 Актуальность сравнения социального обеспечения разных стран



Сравнительный анализ в области социального обеспечения помогает понимать международные модели социальной работы. Исходя из определенных социальных рисков, которым подвержены люди, как например: бедность, голод, болезнь, нетрудоспособность, ранняя смерть. Сравнением является некем аналитическим приёмом в ответ на такие риски.

Анализ показывает, что проблемы сравнительного анализа социального обеспечения в разных странах распадаются на три категории: оперативные, формирующие идеи и проблемы качества жизни. Оперативными в свою очередь могут быть методологические, организационные и структурные проблемы различных систем. Проблемы, формирующие идеи, связаны с концептуальными и нормативными процессами в системах.

Приступая к современному сравнительному анализу, необходимо учитывать три обстоятельства:

  1. В многообразии можно найти единую истину, которая поможет установить уникальный путь;

  2. Цель сравнительного анализа носит гуманитарный, нейтральный и рациональный характер;

  3. Аналитики оперируют проблемами, требующими эффективного социального вмешательства и согласованных общественных усилий.

Ряд вопросов представляет принципиальный интерес в области сравнительного анализа социального обеспечения. Устарело ли социальное обеспечение как институт? Содействует ли социально-политическое окружение решению проблем качества жизни? Эффективно ли функционирует система социального обеспечения? Предпринимаются ли сознательные усилия для улучшения условий жизни человека и общества? Попытки ответить на эти вопросы могут породить в различных обществах многочисленные и противоречивые идеи. Однако задача сравнительного анализа - объективно доказать состоятельность или несостоятельность решения указанных вопросов в свете общественного контекста и общих норм. В системе анализа социального обеспечения правомерность, характер и размер дотаций, методы финансирования и организация управления служат в качестве основных показателей. Сравнительный анализ — трудоемкая и тонкая задача. Анализ, основанный на сравнении нескольких стран, может не вызвать концептуально-методологических проблем, если ограничивается стандартными экономическими показателями. Однако он может превратиться в весьма сложную задачу, если предметом исследования становятся различные социальные проблемы. В связи со сложностью переменных величин и их взаимосвязанностью анализ этих проблем приобретает неординарный характер.



ГЛАВА 2 СРАВНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРАН ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ




2.1 Правовая база социального обеспечения в России и Стран Восточной Европы



Социальное обеспечение в Российской Федерации основано на положениях ст. 39 Конституции РФ. Социальное обеспечение является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.

Законодательную базу социального обеспечения в России составляют следующие основные законы : Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166‑ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изм. ), Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173‑Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изм. ), а также: Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468‑1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно‑исполнительной системы, и их семей» (с изм. ), Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5‑ФЗ «О ветеранах» (с изм. ), Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81‑ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм. ), Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. № 36‑ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. ), Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122‑ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181‑ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. ), Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195‑ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8‑ФЗ «О погребении и похоронном деле» (с изм. ), Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27‑ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (с изм. ), Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167‑ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изм. ), Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изм. ), Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165‑ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». Законодательство в настоящее время регулирует предоставление гражданам разнообразных пенсий, пособий и более ста видов льгот и услуг.