Файл: Барьеры на пути эффективных коммуникаций (Основные понятия теории коммуникации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В организациях менеджеры различных уровней тратят от 34 до 89% рабочего времени на коммуникации согласно исследованиям, на которые ссылаются авторы популярной книги «Основы менеджмента».[1] Иными словами, коммуникации различного уровня занимают центральное место в функциях, которые выполняет любой управленец.

В то же время авторы ссылаются на опросы, которые показывают, что, по мнению 73% американских, 63% английских и 85% японских менеджеров, именно неэффективные коммуникации становятся основным препятствием на пути достижения организационных целей.[2] Из вышесказанного можно сделать вывод, что крайне важным с точки зрения менеджмента любой современной организации является выстраивание эффективных коммуникаций. Как раз в процессе формирования последних и могут возникать различные коммуникативные барьеры, способные существенно снизить эффективность передачи информации. Следовательно, существует необходимость барьеры в коммуникациях выявлять, оценивать и пытаться найти способы их преодоления.

Именно коммуникативные барьеры как факторы снижения эффективности коммуникаций и в то же время их неотъемлемая часть станут предметом изучения данной курсовой работы. Однако, изучить барьеры мы постараемся в контексте конкретной сферы деятельности, а именно - теории менеджмента.

Автору курсовой тема работы видится значимой и важной:

  • с личной точки зрения - как изучение способов улучшения личностных коммуникационных навыков менеджера и навыков организации работы в коллективе
  • с позиции общественной – для коммерческих предприятий и некоммерческих организаций, стремящихся к успеху (т.е. достижению своих целей), преодоление барьеров во внутренних (коллектив, руководство, инвесторы и т.п.) и внешних коммуникациях (подрядчики, партнёры, клиенты и т.п.) является краеугольным камнем эффективной деятельности.

Цели курсовой работы - изучить коммуникативные барьеры, присущие современному управлению, и рассмотреть варианты преодоления барьеров на пути к эффективным коммуникациям.

Для этого нам необходимо будет:

  • Ознакомиться с основами теории коммуникации: понятиями самой коммуникации, её элементов, процессов, типологией
  • Определить понятие «барьер» и познакомиться с его классификацией
  • Выделить значимые для менеджмента виды барьеров
  • Изучить практические проявления этих видов в деятельности организации
  • Исследовать возможные стратегии преодоления коммуникативных барьеров в управлении для формирования эффективных коммуникаций.

В основном, литературные источники, к которым обращался автор работы, являются учебниками и учебные пособия для студентов Российских вузов:

  • Коноваленко М.Ю. Теория коммуникации: учебник для академического бакалавриата. / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2018. – 416 с. – популярный российский учебник для бакалавриата, получил премию «Выбор ВУЗов России 2013», составлен кандидатами психологических наук.
  • Хедоури Ф., Альберт М., Мескон М. Основы менеджмента. – 3-е изд. – М.: Вильямс, 2006. – 594 с. – издание, ставшее для многих практиков управления настольной книгой менеджмента, зарекомендовало себя годами, многократно переиздавалось и буквально разобрано на цитаты.
  • Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации: учебник для бакалавров. / Ф. И. Шарков – 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. – 488 с. – несколько раз переиздаваемый учебник для студентов бакалавриата, одобрен Министерством Образования.
  • Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: учебное пособие. / Т. Н. Персикова. – М.: Логос, 2008. – 114 с. – одобрено Министерством Образования в качестве учебного пособия для студентов вузов, рецензировано профессором МИД России.

Полный список источников расположен в разделе «Список используемой литературы».

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ

Коммуникация

Прежде чем обратиться непосредственно к коммуникативным проблемам, правильно будет разобраться в основных и неотъемлемых понятиях: «коммуникации», «процессе коммуникации», «эффективные коммуникации» и ознакомиться с типами коммуникации.

Коммуникация может рассматриваться и как распространение всевозможной информации, и интерактивное взаимодействие различных субъектов в виде устного, письменного и даже компьютерного общения, и взаимодействие между человеком и технической системой.[3]

При всём разнообразии смысловых оттенков слова «коммуникация», вызванном её широким проникновением почти во все сферы человеческой детальности, мы обратимся непосредственно к определению, выработанному в коммуникологии. В рамках теории коммуникацию определяют, как процесс обмена смысловой информацией между людьми посредством знаков и символов, при котором информация передаётся целенаправленно, принимается избирательно, независимо от того, приведёт этот процесс к взаимопониманию или нет.[4] По мнению автора курсовой, данное описание наиболее полно охватывает понятие коммуникации, сложившиеся в отечественной и зарубежной теории коммуникации.


Коммуникационный процесс

Коммуникативный процесс определяется как совокупность последовательных действий, направленных на обмен информацией между двумя или более людьми. Целями процесса же выступают передача и понимание информации, являющейся предметом обмена.[5]

Изначально и чаще всего выделяют четыре базовых элемента коммуникационного процесса:

  1. Отправитель (коммуникатор) – лицо, которое направляет идею или информацию
  2. Сообщение – передаваемая информация
  3. Канал – средство передачи (например, устная, письменная и т.д.)
  4. Получатель (реципиент) – лицо, получающее и интерпретирующее информацию.[6]

Впоследствии с развитием науки коммуникологии К. Шеннон ввёл ещё один важный элемент – помехи, т.е. по сути - барьеры в процессе коммуникации. Наглядно элементы процесса коммуникации отражены на Рисунке 1.

Помимо базовых элементов у коммуникативного процесса выделяют следующие основные этапы:

  1. Генерирование идеи
  2. Кодирование и выбор канала
  3. Передача
  4. Декодирование.[7]

Простая схема процесса коммуникации приведена на Рисунке 2.

Однако, в контексте теории менеджмента, будет правильнее рассмотреть ещё и сложную схему процесса коммуникации, отражающую последний как систему с включением помех и обратной связи получателя, изображённую на Рисунке 3.

Вышеупомянутая схема ёмко, но полно описывает элементы и этапы процесса коммуникации, поэтому автор курсовой склонна опираться на неё в своих изысканиях на тему коммуникаций и коммуникативных барьеров.

Типы коммуникаций

В коммуникологии существует множество подходов к типологии коммуникаций:

  • По масштабности: глобальная, массовая, межорганизационная, межгрупповая, внутриорганизационная, внутригрупповая, межличностная, внутриличностная;
  • По способу контакта: непосредственные (прямы) и опосредованные (дистанционные);
  • По инициативности коммуникатора: активные и пассивные;
  • По степени организованности: случайные и организованные;
  • По направлению потока информации: нисходящие, восходящие и горизонтальные;
  • По используемым знаковым системам: вербальная и невербальная.[8]

В научной среде обычно более пристально внимание уделяется коммуникациям массовым, в малых группах и межличностным, а также вербальным и невербальным.

С точки зрения менеджмента в организации, нам будут больше интересны межличностные и организационные коммуникации и связанные с ними барьеры.

Эффективные коммуникации

С определением «эффективная коммуникация» в теоретической среде присутствует довольно сильное разночтение, связанное с применением в конкретной области. Например, в одной из статей о коммуникациях в организации эффективные коммуникации описываются как обмен информацией, на основе которого руководитель получает возможность принятия эффективных решений и доводит до сотрудников принятые решения.[9] В отношении теории менеджмента утверждение выглядит безусловно верным, однако не учитывает важность включения в определение успешной коммуникации между управленцами нижнего и среднего звена. Автор же курсовой убеждён, что коммуникации в менеджменте должны выстраиваться эффективно на всех уровнях управления. Поэтому под «эффективными коммуникациями» будет понимать обмен информацией, позволяющей всем участникам коммуникации принимать эффективные решения, ведущие к достижению организационных целей.

Резюме

Теоретическое представление о коммуникациях и связанных с ними понятиях на сегодняшний день сложилось довольно полным и определённым. Впрочем, развитие коммуникологии и её терминологического аппарата всё ещё происходит под влиянием современной скорости развития технологий и появления новых областей деятельности человека.

В итоге, существующая теория коммуникации позволяет нам составить искомое представление о коммуникации как явлении, её процессах, элементах, типах и, что важно, об эффективной коммуникации.

ПОНЯТИЕ КОММУНИКАТИВНОГО БАРЬЕРА

Барьер в коммуникации

Согласно теории коммуникации, под барьером понимается всё то, что препятствует эффективной коммуникации.[10] И, как мы уже выяснили во введении, неэффективные коммуникации в менеджменте мешают принятию эффективных управленческих решений, т.е. достигать целей организации. Таким образом, коммуникативные барьеры являются проблемой не только на пути эффективности коммуникаций, но и успешности организации в целом.


Основная же неочевидная опасность барьеров кроется в том, что люди склонны забывать об их существовании, игнорировать или же недооценивать влияние оных на процесс передачи и получения информации.[11]

Классификация барьеров

Основными факторами возникновения барьеров, выделяемыми коммуникологией, называют:

  • Среду коммуникации (внешние условия)
  • Технические средства коммуникации
  • Человека как действующее лицо любого акта коммуникации.[12]

Однако, данная типология по причинам образования коммуникативных проблем является слишком общей.

При этом существует множество различных классификаций барьеров в коммуникациях, в том числе учитывающих конкретную область применения (например, экономику, политику и т.д.). Для нас наиболее интересными выступают типологии с точки зрения менеджмента.

Одна из таких классификаций, к примеру, обозначает существование следующих шести барьеров:

  1. Дискомфорт физической среды, в которой происходит коммуникация
  2. Инерция включенности, т.е. озабоченность реципиента иными проблемами
  3. Антипатия к чужим мыслям, стереотипы, амбициозность
  4. Языковой барьер
  5. Профессиональное неприятие, некомпетентность коммуникатора
  6. Неприятие имиджа коммуникатора.[13]

Всё же, автору курсовой импонирует нижеприведённая типология как более практически приземлённая и применимая в сфере менеджмента:

  • Барьеры в межличностных коммуникациях
    • Преграды восприятия: люди по-разному могут мыслить и интерпретировать в силу своего уникального накопленного опыта
    • Семантические барьеры: разночтение, двоякость и другие искажения значений слов и символов в силу языковых особенностей
    • Невербальные барьеры: несоответствующие сообщению мимика, жесты, интонация способны исказить сообщение
    • Неэффективная обратная связь: отсутствие или искажение реакции на полученную информацию
    • Неэффективное слушание: неточность/неполнота получения информация, передаваемой коммуникатором
  • Барьеры в организационных коммуникациях
    • Искажение сообщений: жёсткая фильтрация на организационных уровнях
    • Коммуникационные перегрузки: перенасыщенное поступление сообщений по различным каналам
    • Плохая организационная структура: слишком запутанное устройство организации многократно усиливает искажение сообщений.[14]