Файл: Барьеры на пути эффективных коммуникаций (Основные понятия теории коммуникации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
В организациях менеджеры различных уровней тратят от 34 до 89% рабочего времени на коммуникации согласно исследованиям, на которые ссылаются авторы популярной книги «Основы менеджмента».[1] Иными словами, коммуникации различного уровня занимают центральное место в функциях, которые выполняет любой управленец.
В то же время авторы ссылаются на опросы, которые показывают, что, по мнению 73% американских, 63% английских и 85% японских менеджеров, именно неэффективные коммуникации становятся основным препятствием на пути достижения организационных целей.[2] Из вышесказанного можно сделать вывод, что крайне важным с точки зрения менеджмента любой современной организации является выстраивание эффективных коммуникаций. Как раз в процессе формирования последних и могут возникать различные коммуникативные барьеры, способные существенно снизить эффективность передачи информации. Следовательно, существует необходимость барьеры в коммуникациях выявлять, оценивать и пытаться найти способы их преодоления.
Именно коммуникативные барьеры как факторы снижения эффективности коммуникаций и в то же время их неотъемлемая часть станут предметом изучения данной курсовой работы. Однако, изучить барьеры мы постараемся в контексте конкретной сферы деятельности, а именно - теории менеджмента.
Автору курсовой тема работы видится значимой и важной:
- с личной точки зрения - как изучение способов улучшения личностных коммуникационных навыков менеджера и навыков организации работы в коллективе
- с позиции общественной – для коммерческих предприятий и некоммерческих организаций, стремящихся к успеху (т.е. достижению своих целей), преодоление барьеров во внутренних (коллектив, руководство, инвесторы и т.п.) и внешних коммуникациях (подрядчики, партнёры, клиенты и т.п.) является краеугольным камнем эффективной деятельности.
Цели курсовой работы - изучить коммуникативные барьеры, присущие современному управлению, и рассмотреть варианты преодоления барьеров на пути к эффективным коммуникациям.
Для этого нам необходимо будет:
- Ознакомиться с основами теории коммуникации: понятиями самой коммуникации, её элементов, процессов, типологией
- Определить понятие «барьер» и познакомиться с его классификацией
- Выделить значимые для менеджмента виды барьеров
- Изучить практические проявления этих видов в деятельности организации
- Исследовать возможные стратегии преодоления коммуникативных барьеров в управлении для формирования эффективных коммуникаций.
В основном, литературные источники, к которым обращался автор работы, являются учебниками и учебные пособия для студентов Российских вузов:
- Коноваленко М.Ю. Теория коммуникации: учебник для академического бакалавриата. / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2018. – 416 с. – популярный российский учебник для бакалавриата, получил премию «Выбор ВУЗов России 2013», составлен кандидатами психологических наук.
- Хедоури Ф., Альберт М., Мескон М. Основы менеджмента. – 3-е изд. – М.: Вильямс, 2006. – 594 с. – издание, ставшее для многих практиков управления настольной книгой менеджмента, зарекомендовало себя годами, многократно переиздавалось и буквально разобрано на цитаты.
- Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации: учебник для бакалавров. / Ф. И. Шарков – 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. – 488 с. – несколько раз переиздаваемый учебник для студентов бакалавриата, одобрен Министерством Образования.
- Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: учебное пособие. / Т. Н. Персикова. – М.: Логос, 2008. – 114 с. – одобрено Министерством Образования в качестве учебного пособия для студентов вузов, рецензировано профессором МИД России.
Полный список источников расположен в разделе «Список используемой литературы».
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ
Коммуникация
Прежде чем обратиться непосредственно к коммуникативным проблемам, правильно будет разобраться в основных и неотъемлемых понятиях: «коммуникации», «процессе коммуникации», «эффективные коммуникации» и ознакомиться с типами коммуникации.
Коммуникация может рассматриваться и как распространение всевозможной информации, и интерактивное взаимодействие различных субъектов в виде устного, письменного и даже компьютерного общения, и взаимодействие между человеком и технической системой.[3]
При всём разнообразии смысловых оттенков слова «коммуникация», вызванном её широким проникновением почти во все сферы человеческой детальности, мы обратимся непосредственно к определению, выработанному в коммуникологии. В рамках теории коммуникацию определяют, как процесс обмена смысловой информацией между людьми посредством знаков и символов, при котором информация передаётся целенаправленно, принимается избирательно, независимо от того, приведёт этот процесс к взаимопониманию или нет.[4] По мнению автора курсовой, данное описание наиболее полно охватывает понятие коммуникации, сложившиеся в отечественной и зарубежной теории коммуникации.
Коммуникационный процесс
Коммуникативный процесс определяется как совокупность последовательных действий, направленных на обмен информацией между двумя или более людьми. Целями процесса же выступают передача и понимание информации, являющейся предметом обмена.[5]
Изначально и чаще всего выделяют четыре базовых элемента коммуникационного процесса:
- Отправитель (коммуникатор) – лицо, которое направляет идею или информацию
- Сообщение – передаваемая информация
- Канал – средство передачи (например, устная, письменная и т.д.)
- Получатель (реципиент) – лицо, получающее и интерпретирующее информацию.[6]
Впоследствии с развитием науки коммуникологии К. Шеннон ввёл ещё один важный элемент – помехи, т.е. по сути - барьеры в процессе коммуникации. Наглядно элементы процесса коммуникации отражены на Рисунке 1.
Помимо базовых элементов у коммуникативного процесса выделяют следующие основные этапы:
- Генерирование идеи
- Кодирование и выбор канала
- Передача
- Декодирование.[7]
Простая схема процесса коммуникации приведена на Рисунке 2.
Однако, в контексте теории менеджмента, будет правильнее рассмотреть ещё и сложную схему процесса коммуникации, отражающую последний как систему с включением помех и обратной связи получателя, изображённую на Рисунке 3.
Вышеупомянутая схема ёмко, но полно описывает элементы и этапы процесса коммуникации, поэтому автор курсовой склонна опираться на неё в своих изысканиях на тему коммуникаций и коммуникативных барьеров.
Типы коммуникаций
В коммуникологии существует множество подходов к типологии коммуникаций:
- По масштабности: глобальная, массовая, межорганизационная, межгрупповая, внутриорганизационная, внутригрупповая, межличностная, внутриличностная;
- По способу контакта: непосредственные (прямы) и опосредованные (дистанционные);
- По инициативности коммуникатора: активные и пассивные;
- По степени организованности: случайные и организованные;
- По направлению потока информации: нисходящие, восходящие и горизонтальные;
- По используемым знаковым системам: вербальная и невербальная.[8]
В научной среде обычно более пристально внимание уделяется коммуникациям массовым, в малых группах и межличностным, а также вербальным и невербальным.
С точки зрения менеджмента в организации, нам будут больше интересны межличностные и организационные коммуникации и связанные с ними барьеры.
Эффективные коммуникации
С определением «эффективная коммуникация» в теоретической среде присутствует довольно сильное разночтение, связанное с применением в конкретной области. Например, в одной из статей о коммуникациях в организации эффективные коммуникации описываются как обмен информацией, на основе которого руководитель получает возможность принятия эффективных решений и доводит до сотрудников принятые решения.[9] В отношении теории менеджмента утверждение выглядит безусловно верным, однако не учитывает важность включения в определение успешной коммуникации между управленцами нижнего и среднего звена. Автор же курсовой убеждён, что коммуникации в менеджменте должны выстраиваться эффективно на всех уровнях управления. Поэтому под «эффективными коммуникациями» будет понимать обмен информацией, позволяющей всем участникам коммуникации принимать эффективные решения, ведущие к достижению организационных целей.
Теоретическое представление о коммуникациях и связанных с ними понятиях на сегодняшний день сложилось довольно полным и определённым. Впрочем, развитие коммуникологии и её терминологического аппарата всё ещё происходит под влиянием современной скорости развития технологий и появления новых областей деятельности человека.
В итоге, существующая теория коммуникации позволяет нам составить искомое представление о коммуникации как явлении, её процессах, элементах, типах и, что важно, об эффективной коммуникации.
ПОНЯТИЕ КОММУНИКАТИВНОГО БАРЬЕРА
Барьер в коммуникации
Согласно теории коммуникации, под барьером понимается всё то, что препятствует эффективной коммуникации.[10] И, как мы уже выяснили во введении, неэффективные коммуникации в менеджменте мешают принятию эффективных управленческих решений, т.е. достигать целей организации. Таким образом, коммуникативные барьеры являются проблемой не только на пути эффективности коммуникаций, но и успешности организации в целом.
Основная же неочевидная опасность барьеров кроется в том, что люди склонны забывать об их существовании, игнорировать или же недооценивать влияние оных на процесс передачи и получения информации.[11]
Основными факторами возникновения барьеров, выделяемыми коммуникологией, называют:
- Среду коммуникации (внешние условия)
- Технические средства коммуникации
- Человека как действующее лицо любого акта коммуникации.[12]
Однако, данная типология по причинам образования коммуникативных проблем является слишком общей.
При этом существует множество различных классификаций барьеров в коммуникациях, в том числе учитывающих конкретную область применения (например, экономику, политику и т.д.). Для нас наиболее интересными выступают типологии с точки зрения менеджмента.
Одна из таких классификаций, к примеру, обозначает существование следующих шести барьеров:
- Дискомфорт физической среды, в которой происходит коммуникация
- Инерция включенности, т.е. озабоченность реципиента иными проблемами
- Антипатия к чужим мыслям, стереотипы, амбициозность
- Языковой барьер
- Профессиональное неприятие, некомпетентность коммуникатора
- Неприятие имиджа коммуникатора.[13]
Всё же, автору курсовой импонирует нижеприведённая типология как более практически приземлённая и применимая в сфере менеджмента:
- Барьеры в межличностных коммуникациях
- Преграды восприятия: люди по-разному могут мыслить и интерпретировать в силу своего уникального накопленного опыта
- Семантические барьеры: разночтение, двоякость и другие искажения значений слов и символов в силу языковых особенностей
- Невербальные барьеры: несоответствующие сообщению мимика, жесты, интонация способны исказить сообщение
- Неэффективная обратная связь: отсутствие или искажение реакции на полученную информацию
- Неэффективное слушание: неточность/неполнота получения информация, передаваемой коммуникатором
- Барьеры в организационных коммуникациях
- Искажение сообщений: жёсткая фильтрация на организационных уровнях
- Коммуникационные перегрузки: перенасыщенное поступление сообщений по различным каналам
- Плохая организационная структура: слишком запутанное устройство организации многократно усиливает искажение сообщений.[14]